Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Совершенствование технического регулирования в области пожарной безопасности

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Совершенствование технического регулирования в области пожарной безопасности

О приоритетных направлениях надзорной деятельности в области пожарной безопасности в 2012 и 2013 гг., мониторинге эффективности применения требований пожарной безопасности и роли современных технологий рассказывает Юрий Дешевых, директор департамента надзорной деятельности МЧС России
Юрий Дешевых
Директор департамента
надзорной деятельности МЧС России

– Какие задачи департамента обеспечения надзорной деятельности МЧС России были приоритетными в прошлом году?
– В 2012 г. основными направлениями департамента надзорной деятельности МЧС России являлись следующие:

  1. Развитие системы технического регулирования в области пожарной безопасности.
  2. Совершенствование технического регулирования в области пожарной безопасности в рамках Таможенного союза.
  3. Развитие механизма обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
  4. Разработка, внедрение и совершенствование технических, правовых и организационных мероприятий при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций, осуществляемых в электронном виде, и осуществлении межведомственного электронного взаимодействия на основе использования информационных технологий в деятельности надзорных органов.
  5. Создание нормативных правовых актов организации проведения декларирования безопасности объектов экономики и социальной сферы.

В ходе реализации этих задач была проведена следующая работа.

1. Принято несколько нормативных правовых актов по вопросам пожарной безопасности:

  • Федеральный закон от 10.07.2012 г. № 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 "О противопожарном режиме";
  • изменения, внесенные в Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

Приказом МЧС России от 12.12.2011 г. № 749 "О внесении изменений в методику определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности" внесены изменения в методику определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной опасности, утвержденную приказом МЧС России от 30.06.2009 г. № 382 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.2011 г., регистрационный номер № 22871). Вступил в силу с 27.05.2012 г.

Одновременно проводилась работа по изданию сводов правил.

  1. Издан свод правил "Вертодромы. Требования пожарной безопасности".
  2. Актуализированы своды правил "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", "Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре".

На комиссии, созданной в соответствии с Порядком разработки и утверждения сводов правил, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858, рассмотрены и получили положительное заключение:

a) проекты обновленных сводов правил:

  • "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям";
  • "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности";
  • "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности",

b) вновь разработанные проекты сводов правил:

  • "Обустройство нефтяных и газовых месторождений. Требования пожарной безопасности";
  • "Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности";
  • "Склады сжиженных углеводородных газов. Требования пожарной безопасности";
  • "Культовые здания. Требования пожарной безопасности";
  • "Станции автозаправочные. Требования пожарной безопасности";
  • "Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности".

– Как ведется совершенствование технического регулирования в области пожарной безопасности в рамках Таможенного союза?
– МЧС России приняло участие в разработке проекта технического регламента Таможенного союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения".

В связи с принятием технического регламента Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 770 и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 250 "О компетентном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий", департамент надзорной деятельности МЧС России разработал временные методические рекомендации по проведению контроля (надзора) на территории Российской Федерации за оборотом пиротехнической продукции.

Ведется работа по развитию механизма обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность владельцев опасных объектов за эксплуатацию таких объектов при отсутствии договора обязательного страхования гражданской ответственности.

Приняты постановления Правительства Российской Федерации:

  • от 1.10.2011 г. № 808 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии";
  • от 3.11.2011 г. № 916 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".

Одновременно разработан приказ МЧС России от 30.12.2011 г. № 795 "Об утверждении порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт" и подписано совместное письмо МЧС России и Ростехнадзора от 15.12.2011 г. № 43-5271-19 "Об определении порядка взаимодействия территориальных органов обоих ведомств". Ведется работа по практическому применению положений вышеперечисленных законодательных и нормативных правовых актов.

– Как развивается процесс использования информационных технологий в деятельности надзорных органов?
– Департаментом надзорной деятельности проводится работа по переводу на электронное межведомственное взаимодействие (далее – СМЭВ) 6 государственных функций и государственных услуг, отнесенных к его компетенции, которые опубликованы на Едином портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru).

Разработано и приказом МЧС России от 25.01.2012 г. № 23 введено в эксплуатацию в территориальных органах и организациях МЧС России специальное программное обеспечение автоматизированной информационной системы по сбору информации о противопожарном состоянии объектов надзора и исполнению административных процедур по осуществлению государственного пожарного надзора на объектах надзора (СПО ИАП). С использованием СПО ИАП сформировано 549 370 электронных контрольно-наблюдательных дел на объекты здравоохранения и социальной защиты.

– Какие нормативно правовые акты разработаны в области проведения декларирования безопасности объектов экономики и социальной сферы?
– Разработан и 26.06.2012 г. прошел государственную регистрацию в Минюсте России (регистрационный № 24693) приказ МЧС России от 02.05.2012 г. № 248 "Об утверждении Административного регламента МЧС России по предоставлению государственной услуги по подготовке в пределах своей компетенции заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов".


Кроме того, разработан и 18 июля 2012 г. зарегистрирован в Минюсте России (регистрационный № 24943) приказ МЧС России от 21.06.2012 г. № 350 "О внесении изменений в приложение № 2 к приказу МЧС России от 24.02.2009 г. № 91", предусматривающий возможность подачи деклараций пожарной безопасности в электронном виде, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

– Какая работа в области мониторинга эффективности применения требований пожарной безопасности проводится сегодня?
– Ведется работа по совершенствованию законодательства в сфере пожарной безопасности, связанная в первую очередь с мониторингом практики его применения, реагированием на складывающуюся обстановку с пожарами, снижением присутствия государственного регулирования в предпринимательской деятельности, а также внедрением инновационных технологий в области защиты объектов от пожаров.

В связи с этим сотрудники МЧС России регулярно принимают участие в работе различных семинаров и конференций. Отмечается положительный опыт такой работы, проведенной во взаимодействии с РСПП, ТПП, другими общественными организациями, а также представителями бизнеса.

Анализ мониторинга практики применения Технического регламента выявил ряд проблемных вопросов, решить которые можно было только путем внесения изменений в регламент.

В связи с этим МЧС России разработан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Технический регламент в новой редакции более универсально предъявляет требования пожарной безопасности к объектам защиты. Поэтому все фиксированные параметры вынесены в своды правил добровольного применения, что позволило обеспечить более гибкий подход к противопожарному нормированию.

– Какую роль играют современные технологии в вопросах обеспечения пожарной безопасности?
– Изменения в Технический регламент также способствуют внедрению современных технологий в области обеспечения пожарной безопасности.

Так, например, предусматривается новый вид тушения возгораний с применением микрокапсулированных огнетушащих веществ.

Принцип его действия основан на тушении очага пожара газообразным огнетушащим веществом (комбинированным хладоном), которое высвобождается из материала при достижении температуры срабатывания (100–120 °C). В результате при попадании в зону горения ингибитор распадается с образованием свободных радикалов, которые вступают в реакцию с первичными продуктами горения и снижают концентрацию кислорода в зоне горения.

Для объектов социальной защиты, медицинских учреждений с круглосуточным пребыванием людей предусматривается обязательное дублирование сигнала о срабатывании пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны, а также использование персональных устройств со световым, звуковым и вибрационным сигналами оповещения.

– Какие направления в деятельности департамента стали приоритетными в 2013 году?
– Приоритетными направлениями деятельности департамента надзорной деятельности МЧС России в 2013 г. стали:

  1. Подготовка и проведение необходимых процедур для принятия технического регламента Таможенного союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения", предусмотренных решением совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 г. № 48 "Положение о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза".
  2. Дальнейшее развитие системы технического регулирования в области пожарной безопасности, гармонизированной с европейскими нормативными документами, с учетом национальных особенностей.
  3. Продолжение работы по снижению уровня государственного регулирования в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Организация широкомасштабной разъяснительной работы о необходимости исполнения требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций хозяйствующими субъектами и гражданами.
  4. Совершенствование форм и методов осуществления надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Участие в разработке современных требований в этих областях.
  5. Развитие и совершенствование системы предоставления государственных услуг в электронном виде, а также системы межведомственного электронного взаимодействия на основе использования информационных технологий.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2014
Посещений: 6052


  Автор
Дешевых Ю. И.

Дешевых Ю. И.

Директор Департамента надзорной деятельности МЧС России

Всего статей:  4

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций