В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Для каждого человека, особенно для маломобильного, оказавшегося в критической ситуации во время пожара на высоком этаже, важно иметь реальную возможность обеспечения собственной безопасности. Маломобильные люди – это одна из наиболее уязвимых групп лиц при пожарах. Это люди с ограниченными возможностями, что может быть вызвано рядом обстоятельств: их инвалидностью, преклонным возрастом или различными заболеваниями, такими как ухудшение слуха и зрения, нарушением равновесия при ходьбе, снижением возможности воспринимать и обрабатывать информацию, общей слабостью организма, пониженной мобильностью либо полным отсутствием возможности самостоятельного передвижения. Пожилые люди (пенсионеры) также входят в группу маломобильных людей. В России стремительно стареет население, а значит, растет и число людей, чья мобильность снижена по сравнению со взрослыми здоровыми людьми (на которых много лет было ориентировано противопожарное нормирование). В 2016 г. число их превысило 53 млн человек. Маломобильные группы населения (МГН) – это люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старшего возраста, люди с детскими колясками и т.п. Данная категория граждан не относится к временной, а является постоянной по причине постоянного демографического (и прочего) изменения (пополнения/обновления) населения, что говорит о необходимости повсеместного решения данной проблемы. Из этого следует, что к маломобильной группе населения можно отнести любое лицо, имеющее желание или потребность перемещаться по маршу лестницы при помощи инвалидной коляски. Особая статья в решении проблемы спасения маломобильных групп населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации – сфера жилищно-коммунальных хозяйств. По официальной статистике МЧС России за 2011 год, при пожарах погибли 4320 инвалидов и пенсионеров, причем людей старше 60 лет за этот же период – 3240 человек. Основной причиной гибели людей являлось отравление токсичными продуктами горения или термического разложения из-за несвоевременной или невозможной эвакуации их из горящего здания.
Государственная политика направлена на обеспечение социального равноправия и создания доступной для всех граждан архитектурной среды. Это обуславливает необходимость разработки мероприятий не только по доступу МГН (маломобильных групп населения) в здание, но и для создания возможности покинуть тот или иной объект инфраструктуры при возникновении пожара. Особенно остро проблема обеспечения пожарной безопасности стоит в местах массового пребывания людей с физическими ограничениями – в больницах, поликлиниках и домах-интернатах для престарелых и инвалидов ввиду объективной невозможности обеспечить необходимое количество спасателей из числа персонала. Общеизвестны наиболее трагические последствия пожаров в таких зданиях. Так, при пожаре 20.03.2007 г. в доме-интернате для престарелых, расположенном в станице Камышеватская Краснодарского края, погибло 63 чел., пострадало 30 чел., а при пожаре в доме-интернате для престарелых в г. Подьельске (Коми) погибло 23 чел., при пожаре в психбольнице в поселке Раменский Дмитровского района Московской области погибли 38 человек. Как показывает анализ происшедших пожаров, причиной гибели людей в большинстве случаев является то, что они не смогли своевременно, в необходимое время покинуть горящее здание. Причем если в процентном отношении по стране количество МГН составляет около 38% от населения, то при пожарах процент погибших МГН составляет около 75%.
Именно поэтому на первый план обеспечения безопасности маломобильных людей при пожаре выходит поиск оптимальных способов для осуществления их спасения.
Решение указанной проблемы состоит в повышении оперативности применения пожарно-спасательных средств, то есть возможности незамедлительного реагирования для преодоления опасных факторов пожара еще до прибытия подразделений пожарно-спасательных служб. В этом случае необходимо оснащение зданий повышенной этажности средствами экстренной самостоятельной эвакуации и спасения, которые, не изменяя внешнего облика зданий и не создавая препятствий для эвакуации людей из иных помещений, обеспечивали бы одному или нескольким и в том числе физически ослабленным лицам самостоятельно, в определенной мере комфортно и безопасно покинуть помещение и спуститься вниз. Средства спасения с высоты – это та "последняя соломинка" для людей, которые отчаялись получить помощь от пожарных и спасателей.
Вопросы оснащения зданий и сооружений "дополнительными спасательными средствами" не являются выдуманной проблемой. Не только в России, но и за рубежом к средствам спасения с высоты начали относиться с должным вниманием после известных событий 11.09.2001 года в США. Среди иностранных государств лидером в оснащении зданий средствами спасения с высоты следует признать Южную Корею. Установку спасательных устройств регламентирует Стандарт инспекции по пожарному оборудованию Кореи (раздел 100, статья 3). В Великобритании отсутствие средств спасения при пожаре маломобильных людей (например, стульев для эвакуации по лестнице) в случае гибели МГН при пожаре приводит к обвинению руководства данной организации в непредумышленном убийстве. В Москве в учреждениях здравоохранения и социальной защиты с 2005 г. стали устанавливать канатно-спусковые средства спасения, с 2007 г. – спасательные эластичные рукава, с 2009 г. – спиральные спасательные рукава и наклонные трапы, которые наиболее предпочтительны для спасения МГН, с 2010 г. в больницы и дома престарелых стали поставляться специальные стулья для эвакуации МГН по лестнице.
Федеральный закон № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" узаконил само существование средств спасения с высоты, но до сих пор отсутствуют нормативные документы о необходимости их применения. Более того, в новых Правилах противопожарного режима в РФ, в отличие от ППБ 01-03, был исключен пункт об оснащении помещений выше пятого этажа, устройствами экстренной эвакуации и спасения, которые обеспечат возможность спасения людей (в том числе маломобильных групп населения) за время, в течение которого опасные факторы пожара еще не достигли критических значений в зоне нахождения людей. А это особенно важно для спасения МГН.
Маломобильные группы населения (далее – МГН) относятся к особой категории граждан, поэтому для обеспечения их безопасности в зданиях и сооружениях устанавливаются особые требования при проектировании и строительстве объектов. Условия выполнения безопасности маломобильных групп населения заложены в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах. Одним из таких документов является свод правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СП 59.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001). В нем сказано, что проектные решения зданий и сооружений должны обеспечивать безопасность посетителей в соответствии с требованиями "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений", "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" и ГОСТ 12.1.004–85 "Пожарная безопасность. Общие требования" с обязательным учетом психофизиологических возможностей инвалидов различных категорий, их численности и места предполагаемого нахождения в здании или сооружении. Ни в одном из перечисленных документов нет нормативов, где, сколько, какие и как нужно устанавливать средства спасения с высоты. Хотя согласно части 5 СП 59.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) "В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации". Правительство Москвы всегда уделяло большое внимание пожарной безопасности высотных зданий и проблемам спасения людей. В том числе МГН при пожаре. Специально разработанные городом нормативные документы по безопасности (МГСН) позволяли на основе опыта Москвы в дальнейшем переносить этот опыт для разработки уже федеральных документов. Еще в 2007г. на совещании рабочей группы по "Обеспечению безопасности и противопожарных требований", утвержденном Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы, и по вопросам безопасности, прописанным в МГСН 4.19-2005 "Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий комплексов в городе Москве", ФГУ ВНИИПО МЧС России было подготовлено предложение о внесении в установленном порядке в МГСН 4.19-2005 изменений, касающихся требований по установке в зданиях устройств экстренной эвакуации и спасения людей. Решено было включить в МГСН 4.19-05 оснащение зданий индивидуальными и коллективными средствами спасения и защиты, а также индивидуальными и коллективными средствами спасения в виде спускаемых рукавов, трапов и канатно-спусковых устройств.
В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация: все говорят о необходимости повысить безопасность людей, живущих и работающих на высоте, особенно маломобильных, но ничего не могут сделать. Проектировщики могут только предлагать в проекты эти средства, поскольку пока нет обязательных нормативных документов, они не могут обосновать дополнительные затраты инвесторам. Пока нет обязательных требований – строители и инвесторы не хотят устанавливать средства экстренной эвакуации, а люди, как показывают примеры последних трагедий, гибнут при пожаре, причем в первую очередь это относится к маломобильным людям. Нам кажется важным снова вернуться к этой парадоксальной ситуации и снова предложить оснащение помещений выше пятого этажа устройствами экстренной эвакуации и спасения, которые обеспечат возможность спасения людей (в том числе маломобильных групп населения) за время, в течение которого опасные факторы пожара в зоне нахождения людей еще не достигают критических значений. Подобная необходимоcть более чем очевидна. Возможно, стоит вынести рассмотрение данного вопроса на комиссию по чрезвычайным ситуациям и помочь с внедрением средств спасения с высоты при пожаре в Москве на стадии проектирования высокоэтажных зданий и сооружений. Не менее важно оснащение комплектацией средств спасения с высоты при пожаре уже построенных общественных и жилых зданий и сооружений, особенно это касается учреждений для массового пребывания людей с физическими ограничениями (больницы, поликлиники и дома-интернаты для престарелых и инвалидов, школы и детские сады). Наличие в зданиях индивидуальных и коллективных средств спасения, в случае пожара или других стихийных бедствий, на наш взгляд, пока является единственным шансом для эвакуации и спасения маломобильных групп населения, ведь в случае пожара лифты автоматически спускаются вниз, а в незадымляемых лестничных проходах в основном нет пандусов, да и с их помощью, при панике, инвалиды вряд ли смогут самостоятельно спуститься.
Из всего сказанного видно, что проблемы маломобильных групп населения (применительно к практике пожаротушения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) были и остаются чрезвычайно актуальными. И их оптимальное и оперативное решение – насущная задача специалистов ведомств и формирований, причастных к обеспечению безопасности жизнедеятельности всех слоев населения России. Людям необходимо предоставить шанс спастись самим, а это можно сделать только с использованием индивидуальных и коллективных средств спасения и эвакуации.
Список литературы
Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2017
Посещений: 9823
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций