Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта. Результаты, цели, техническое оснащение

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспортаРезультаты, цели, техническое оснащение

Приоритетными направлениями развития российской Федерации до 2020 г. определены форсированное развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности. так как пожары на объектах железнодорожного транспорта являются мощным дестабилизирующим фактором не только для отрасли, но и в целом для экономики страны, вневедомственной пожарной охраной железнодорожного транспорта сформулированы основные стратегические цели по минимизации пожаров и их последствий
Валерий Аксютин
Заместитель генерального директора ФГП ВО ЖДТ России,
главный инспектор по пожарному надзору на железнодорожном транспорте

Цели и задачи ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта тесно увязаны со Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г., а также Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Основами государственной политики в области безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 г.

Два этапа развития ж/д транспорта

Стратегическое развитие железнодорожного транспорта в Российской Федерации включает два этапа:

1. Первый этап (до 2015 г.) – это этап модернизации железнодорожного транспорта, в течение которого будут обеспечены необходимая пропускная способность на основных направлениях перевозок, коренная модернизация существующих объектов инфраструктуры, будут разработаны новые технические требования к технике и технологии, начаты проектно-изыскательские работы и строительство новых железнодорожных линий. В этот период планируется построить свыше 6,4 тыс. км новых линий, в том числе линии для высокоскоростного пассажирского движения.

2. На втором этапе, начиная с 2016 г., предполагается динамичное расширение сети железных дорог – до 2030 г. В этот период должны быть построены важнейшие стратегические, социально значимые и грузообразующие линии общей протяженностью более 15 800 км. Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров являются важными факторами устойчивого развития железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Цели и задачи ведомственной пожарной охраны до 2016 г.

Основными стратегическими целями деятельности ведомственной пожарной охраны на период до 2016 г. являются:

  • минимизация рисков возникновения пожаров и их последствий;
  • качественное улучшение профилактики пожаров с учетом модернизации технологических процессов в отрасли, внедрения в практику работы высокотехнологичного оборудования, а также введения в эксплуатацию нового подвижного состава;
  • обеспечение надежной противопожарной защиты инфраструктуры железнодорожного транспорта и пожарной безопасности перевозочного процесса за счет повышения боеготовности пожарных поездов и показателей их оперативного реагирования, развития материально-технической базы и системы подготовки персонала, а также совершенствования технологий тушения пожаров.

Для достижения этих целей установлены показатели, определяющие направления работы на период до 2016 г.:

  • сохранение и профессиональное развитие кадрового потенциала;
  • повышение эффективности, качества и надежности ведомственного пожарного надзора;
  • повышение уровня технической оснащенности и развитие инфраструктуры ведомственной пожарной охраны;
  • сокращение времени оперативного реагирования на пожары;
  • внедрение новых инновационных технологий пожаротушения на объектах инфраструктуры и на подвижном составе;
  • создание единого информационного пространства по вопросам обеспечения пожарной безопасности железнодорожного транспорта.

Обстановка с пожарами на сети железных дорог в 2014 г.

Сегодня на сети железных дорог развернуты и находятся в постоянной боевой готовности 307 пожарных поездов, которые составляют основу созданной и успешно функционирующей целостной системы обеспечения пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. Кадровый состав работников ведомственной охраны железнодорожного транспорта, их профессиональный потенциал, а также техническое оснащение пожарных поездов позволяют успешно решать возложенные на них задачи.


В первом полугодии 2014 г. интенсивность привлечения пожарных поездов к тушению пожаров увеличилась более чем в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Всего пожарные поезда участвовали в тушении 389 пожаров, из них 14 пожаров на стационарных объектах железнодорожного транспорта, 110 пожаров на железнодорожном подвижном составе и 109 пожаров в полосе отвода железных дорог. Кроме того, боевые расчеты пожарных поездов в рамках функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а также местных и территориальных гарнизонов пожарной охраны 156 раз оказывали помощь пожарным подразделениям МЧС России в тушении лесных и торфяных пожаров и пожаров в населенных пунктах и на объектах, не входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта.

В ходе тушения пожаров работниками пожарных подразделений ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта спасены 11 человек и материальных ценностей на сумму около 300 млн руб. Особенно "жаркими" для нас оказались февраль и март, когда произошло сразу несколько крупных и сложных пожаров.

Пожар на железнодорожном перегоне "Поздино – Полой"
5 февраля 2014 г. в 04:28 в городе Кирове на железнодорожном перегоне "Поздино – Полой" Горьковской железной дороги произошел сход 33 железнодорожных цистерн с газовым конденсатом, следовавших в составе грузового поезда № 1759, сформированного из 89 вагонов (65 вагонов с газовым конденсатом и 24 вагона с каменным углем). Сошедшие вагоны находились в середине состава (вагоны с 23-го по 54-й).

В результате схода были повреждены железнодорожные пути и контактная сеть, возник пожар.

В соответствии с планом привлечения сил и средств на тушение пожара выехали боевые расчеты на пожарных автомобилях ГУ МЧС России по Кировской области, а также пожарные поезда станций "Лянгасово" и "Зуевка" (время поступления приказа на отправление в 04:44 и 04:43 соответственно).


К моменту прибытия на пожар первых пожарных подразделений происходило открытое горение сошедшего железнодорожного подвижного состава, разлившегося груза, хозяйственных построек и гаражей на общей площади около 1000 кв. м. Огонь распространялся на не сошедший с рельсов подвижной состав, жилой сектор, гаражи и хлебокомбинат. Имела место явная угроза взрыва цистерн с газовым конденсатом.

С учетом характера продолжающей поступать по различным каналам связи информации с места схода, на пожар для усиления группировки пожарных поездов были дополнительно направлены пожарные поезда станций "Шахунья", "Котельнич", "Балезино", "Верещагино", "Шлаковая", "Пермь-Сортировочная" и "Мураши".

Руководство тушением пожара возглавил заместитель начальника ГУ МЧС России по Кировской области полковник внутренней службы М.Л. Шишкин.

Пожарный поезд станции "Лянгасово" с боевым расчетом из 7 человек во главе с начальником караула Е.Н. Ходыревым прибыл на пожар со стороны станции "Поздино" в 05:55. К этому времени обстановка на пожаре существенно не изменилась.

В связи с тем что штаб пожаротушения был развернут с противоположной от места прибытия пожарного поезда стороны, связаться с руководителем тушения пожара (далее – РТП) не представлялось возможным. Оценив обстановку, Е.Н. Ходырев принял решение подать силами боевого расчета пожарного поезда на тушение пожара и охлаждение цистерн с опасным грузом установку комбинированного тушения пожаров УКТП "Пурга-10.20.30" и переносной лафетный пожарный ствол Combitor GP-3000.

В 07:49 со стороны станции "Полой" на пожар прибыл пожарный поезд станции "Зуевка" с боевым расчетом из 5 человек во главе с начальником пожарного поезда А.В. Мусихиным.

По приказу РТП боевой расчет пожарного поезда станции "Зуевка" подал на тушение пожара и охлаждение цистерн с опасным грузом переносной лафетный пожарный ствол Combitor GP-3000.

Учитывая складывающуюся на пожаре обстановку, РТП было принято решение сосредоточить силы и средства территориальных пожарных подразделений МЧС России на защите и тушении пожара в жилом секторе, гаражах и на хлебокомбинате. На пожарные поезда была возложена задача по тушению пожара в железнодорожном подвижном составе и разлившегося груза.

Под прикрытием водяных струй от переносных лафетных пожарных стволов, поданных боевыми расчетами пожарных поездов, работникам железнодорожного транспорта удалось отцепить не сошедший с рельсов подвижной состав и вывести его на безопасное расстояние.

В 09:30, в связи с тем что интенсивность горения была существенно снижена и отдельные очаги пожара оставались в завалах железнодорожных цистерн и гаражах, РТП объявил о локализации пожара.

По окончании запаса огнетушащих веществ в пожарных поездах, участвующих в тушении пожара, они отправлялись на заправку, проводилась их оперативная замена.

Пожарный поезд станции "Лянгасово" в10:40 был заменен прибывшим на пожар пожарным поездом станции "Котельнич" с боевым расчетом из 7 человек во главе с начальником пожарного поезда С.Ю. Обуховым.

Вместо пожарного поезда станции "Зуевка" в 11:57 к тушению пожара приступил пожарный поезд станции "Балезино" с боевым расчетом из 7 человек во главе с начальником пожарного поезда А.М. Смольниковым.

Боевые расчеты пожарных поездов "Котельнич" и "Балезино" подали на тушение отдельных очагов горения в завалах железнодорожных цистерн установки комбинированного тушения пожара УКТП "Пурга-10.20.30" и переносные пожарные пенные стволы "Пурга-5".

В 14:00 на пожар прибыли оперативные группы Горьковской железной дороги и ОАО "РЖД".


К этому времени еще оставались отдельные очаги горения в завалах цистерн и гаражах. Большинство сошедших цистерн были заполнены грузом. Продукты горения и огнетушащие вещества по коммуникационным каналам в железнодорожной насыпи и естественным путем попали в реку Вятка, из которой осуществляется водозабор для хозяйственных и питьевых нужд города. Возникла угроза экологической катастрофы.

В целях недопущения экологической катастрофы, а также создания условий для проведения восстановительных работ и открытия железнодорожного движения было принято решение создать с помощью инженерной техники восстановительных поездов обвалование со стороны жилого сектора и внутрь его скатывать сошедшие цистерны.

В 14:13 к месту пожара со стороны станции Поздино был выставлен пожарный поезд станции Шахунья. Боевой расчет под руководством начальника караула А.К. Серафимовича подал на охлаждение сошедших цистерн переносной лафетный пожарный ствол Combitor GP-3000.

В 14:50 с этого же направления боевым расчетом пожарного поезда станции Мураши, прибывшим на пожар во главе с начальником пожарного поезда Р.Н. Медведевым, на охлаждение сошедших цистерн были поданы переносной лафетный пожарный ствол Combitor GP-3000 и ручной пожарный водяной ствол РС-50.

В ходе проведения работ по разбору завалов на железнодорожных путях и спуске цистерн под откос происходили хлопки, истечение и воспламенение груза. Высота пламени при хлопках достигала высоты 30 м. Подаваемые в зону горения огнетушащие вещества при разложении воды на кислород и водород только увеличивали интенсивность горения, также повышался уровень жидкости в обваловании, вследствие чего увеличивалась площадь пожара и вновь возникала угроза попадания продуктов горения и огнетушащих веществ в реку Вятка.

В связи с этим было решено ограничить подачу огнетушащих веществ в зону горения в обваловании, производить выжигание продукта, а воду подавать только на охлаждение цистерн для предотвращения возможности их взрыва.

В 15:38 боевой расчет пожарного поезда станции "Верещагино" под руководством начальника пожарного поезда А.А. Старцуна подал со стороны станции "Полой" переносной пожарный лафетный ствол ПЛС-20 на охлаждение цистерн.

Выбранная тактика позволила 6 февраля к 02:00 приступить к проведению восстановительных работ.

В противопожарном обеспечении аварийно-восстановительных работ также приняли участие пожарные поезда станций "Шарья" (начальник караула В.П. Наукмов), "Шлаковая" (начальник пожарного поезда А.А. Зашихин), "Пинюг" (начальник пожарного поезда Д.Н. Мельчаков), "Сухобезводное" (начальник караула С.Н. Цветков), "Пермь-Сортировочная" (начальник караула В.В. Зубарев).

6 февраля в 05:47 РТП объявил о ликвидации открытого горения, а в 09:25 было открыто движение по второму пути.

Тушение пожара, аварийно-восстановительные работы, а также работы по утилизации сошедшего подвижного состава и перевозимого груза продолжались более 8 суток. Всего в тушении пожара и обеспечении пожарной безопасности при проведении аварийно-восстановительных работ приняли участие 12 пожарных поездов. Пожарными поездами израсходовано 23 т пенообразователя, 18 000 куб. м воды, 950 л бензина и 120 л дизельного топлива.

Действия по тушению пожара работниками пожарных поездов осуществлялись в тесном взаимодействии с территориальными пожарными подразделениями МЧС России, руководством и службами Горьковской железной дороги. С учетом складывающейся на месте крушения обстановки по указанию РТП изменялась тактика тушения пожара, осуществлялись технологические операции по замене на боевых позициях пожарных поездов, выработавших имеющиеся ресурсы огнетушащих веществ. При необходимости проведения работ по восстановлению железнодорожных путей или разбору завалов непосредственно у места пожара вместо пожарных выставлялись восстановительные поезда.

Пожар на станции "Каменск-Уральский"
7 февраля 2014 г. в 20:40 на станции "Каменск-Уральский" Свердловской железной дороги произошел сход трех цистерн с опасным грузом. Одна из них, с пропаном, опрокинулась. В результате опрокидывания в горловине цистерны образовалось отверстие. Истекающий из отверстия газ воспламенился.

На место схода были направлены 5 пожарных поездов станций "Каменск-Уральский", "Екатеринбург-Сортировочный", "Камышлов", "Тюмень" и "Егоршино".

К моменту прибытия пожарного поезда станции "Каменск-Уральский" на место схода происходило факельное горение из отверстия в горловине цистерны, создалась явная угроза нагрева и взрыва соседних цистерн с газовым конденсатом и пропаном, а также распространения горения на объекты инфраструктуры станции.

Руководствуясь рекомендациями, отраженными в аварийных карточках по перевозке опасных грузов, для предотвращения взрыва горящей и соседних цистерн боевые расчеты пожарных поездов подали на их охлаждение мощные переносные пожарные лафетные стволы.

Указанные работы продолжались в течение 16 часов. Всего в них было задействовано 4 пожарных поезда.

Работники пожарных поездов при ликвидации последствий схода цистерны с пропаном на Свердловской железной дороге действовали в экстремальных условиях, обусловленных наличием явной угрозы их жизни и низкой температуры воздуха (до -30 °С), проявили мужество и высокое профессиональное мастерство.

12 февраля 2014 г. в 17:50, произошло опрокидывание шести железнодорожных цистерн с диэтиловым эфиром в районе сливо-наливной эстакады на территории Рязанского нефтеперерабатывающего завода (далее – Рязанский НПЗ). При опрокидывании цистерны получили повреждения, находившийся в них груз разлился и воспламенился.

В соответствии с планом привлечения сил и средств на тушение пожара выехали боевые расчеты на пожарных автомобилях ГУ МЧС России по Рязанской области, а также 5 пожарных поездов станций "Рыбное", "Ряжск", "Сасово", "Перово" и "Воскресенск".


К моменту прибытия на пожар первых пожарных подразделений происходило открытое горение железнодорожных цистерн, разлившегося груза и сливо-наливной эстакады на общей площади около 4000 кв. м. Имела место угроза образования взрывоопасной смеси паров диэтилового эфира с воздухом, распространения ее на значительное расстояние, а также взрыва цистерн, находящихся в зоне воздействия высоких температур.

Прибывшие на пожар боевые расчеты пожарных поездов выполняли поставленные руководителем тушения пожара задачи по ликвидации открытого горения пенными установками пожаротушения УКТП "Пурга", охлаждали железнодорожный подвижной состав, находящийся под воздействием высоких температур, а также предотвращали распространение взрывоопасной смеси паров диэтилового эфира с воздухом поданными мощными переносными лафетными пожарными стволами.

Действия по тушению пожара работниками пожарных поездов осуществлялись в тесном взаимодействии с территориальными пожарными подразделениями МЧС России и службами Московской железной дороги. С учетом складывающейся на месте пожара обстановки по указанию руководителя тушения пожара изменялась тактика тушения пожара, применялись пенные или водяные пожарные стволы, осуществлялись технологические операции по замене на боевых позициях пожарных поездов, выработавших имеющиеся ресурсы огнетушащих веществ.

Всего в тушении пожара приняли участие 28 работников пожарных поездов. При тушении пожара было израсходовано 5 т пенообразователя и около 600 т воды.

Благодаря принятым мерам пожар в 21:30 был локализован, а в 04:40 13 февраля – ликвидирован.

Пожар на перегоне Черусти – Кривандино
2 марта 2014 г. в 17:30 на 154-м километре двухпутного электрифицированного участка перегона Черусти – Кривандино Московской железной дороги произошел сход 17 вагонов (8 полувагонов с углем, 7 вагонов-хопров с зерном, 2 цистерны с топливом), следовавших в составе грузового поезда № 2649 сообщением Вековка – Бекасово.

Грузовой поезд был сформирован из 70 вагонов, среди них: 1 цистерна с газовым конденсатом, 9 цистерн с пропаном, 4 цистерны с дизтопливом, 3 вагона с минеральными удобрениями, 2 цистерны с газом энергетическим, остальные вагоны с каменным углем и зерном.

При сходе был нарушен габарит путей в обоих направлениях, опрокинулись и получили механические повреждения 2 цистерны, одна из которых, с дизельным топливом, скатилась под откос в болото, а другая, № 50487784 с бензином, – в междупутье.

Вытекающий из поврежденных цистерн нефтепродукт воспламенился.

На тушение пожара выехали территориальные пожарные подразделения МЧС России, а также 7 пожарных поездов, в том числе станций "Перово", "Воскресенск" и "Орехово-Зуево" Московской железной дороги, а также "Муром", "Арзамас", "Нижний Новгород–Сортировочный" и "Сергач" Горьковской железной дороги.

Прибывшие 10 боевых расчетов на пожарных автоцистернах УГПС МЧС России по Московской области (г. Шатура) к месту пожара из-за заболоченности местности подъехать не смогли.

После проведения разведки и оценки обстановки от пожарных автоцистерн проложили к месту пожара рукавные линии и подали на тушение пожара ручные водяные и пенные пожарные стволы.

Принятыми мерами в 19:48 открытое горение было ликвидировано, и начались аварийно-восстановительные работы.

С учетом складывающейся на пожаре обстановки непосредственно к месту пожара был выставлен пожарный поезд станции "Муром".

3 февраля в 01:40 при проведении аварийно-восстановительных работ произошел взрыв цистерны, находившейся в междупутье, возникли новые очаги горения.

Боевой расчет пожарного поезда станции "Муром" провел боевое развертывание и подал на тушение пожара ручной водяной пожарный ствол РС-50 и ручной пенный пожарный ствол УКТП "Пурга-5".

В 02:10 горение было ликвидировано.

В 02:20 аварийная цистерна была удалена из междупутья.

В 05:20 открыто движение по нечетному пути.

Пожарную безопасность при проведении аварийно-восстановительных работ обеспечивали пожарные поезда станций "Муром" и "Воскресенск".

Работа органов власти по предупреждению и тушению пожаров на ж/д транспорте

В рамках функционирования РСЧС руководители, специалисты и пожарные подразделения ведомственной охраны железнодорожного транспорта приняли участие в межведомственных мероприятиях общероссийского и регионального уровней, направленных на обеспечение безопасности транспортного комплекса, в том числе в заседаниях комиссии Минтранса России по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности 27 февраля и 30 апреля 2014 г. Также специалисты ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта регулярно принимают участие в селекторных совещаниях, проводимых руководителями МЧС России.

По решению правительственной Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, в рамках проверки готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону 2014 г., 14 пожарных поездов были проверены межведомственными комиссиями федерального уровня. Все пожарные поезда были признаны готовыми к применению по предназначению. Одновременно по поручению Минтранса России специалисты ведомственной охраны железнодорожного транспорта в составе межведомственных комиссий привлекались к проверке готовности к тушению природных пожаров противопожарных сил субъектов Российской Федерации и подразделений транспортного комплекса.

Вопросы обеспечения пожарной безопасности, а также содержания, эксплуатации и применения пожарных поездов были рассмотрены в январе и мае 2014 г. на заседаниях центральной пожарно-технической комиссии ОАО "РЖД", проведенных под председательством старшего вице-президента ОАО "РЖД" В.А. Гапановича.

По результатам заседания комиссии причастным руководителям ОАО "РЖД" были даны поручения по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности. В целях увеличения запаса огнетушащих веществ пожарных поездов на летний пожароопасный период 2014 г. выделено 106 железнодорожных цистерн объемом не менее 62 куб. м. Выделенные цистерны включены в состав пожарных поездов.

Аттестация пожарных поездов как аварийно-спасательных формирований

Ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта реализует уставные задачи по предупреждению и тушению пожаров на железнодорожном транспорте на основании требований федеральных законов: от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ведомственных нормативных документов.

Пожарные поезда приказом Минтранса России от 20 сентября 2005 г. № 112 отнесены к силам и средствам функциональной подсистемы транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС, а также приказом Минтранса России № 12 от 21 января 2009 г. – к силам и средствам функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте РСЧС.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 г. № 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" пожарные поезда отнесены к силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" все аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Соответствующий порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № 1091. Теперь аттестационным органом (АО), осуществляющим аттестацию аварийно-спасательных формирований на железнодорожном транспорте, является Федеральное агентство железнодорожного транспорта. В целях исполнения полномочий АО для аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного транспорта, Росжелдором создана Центральная аттестационная комиссия.

В соответствии с установленным порядком в 2013–2014 гг. прошли аттестацию и допущены к проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, более 7 тыс. работников предприятия, а все пожарные поезда аттестованы как аварийно-спасательные формирования.

Профессиональная подготовка работников пожарных поездов

В первом полугодии 2014 г. продолжалась работа по повышению уровня профессиональной подготовки работников пожарных подразделений ведомственной охраны железнодорожного транспорта в соответствии с приказом ФГП ВО ЖДТ России от 11 марта 2012 г. № К-10/110.

В целях совершенствования подготовки работников пожарных поездов к действиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в первом полугодии 2014 г. проведено 1296 пожарно-тактических учений (занятий, тренировок) по тушению пожаров на объектах железнодорожного транспорта, а также по ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами в железнодорожном подвижном составе. К указанным занятиям привлекались работники железнодорожного транспорта, пожарные подразделения и работники ведомственной охраны железнодорожного транспорта, пожарные и аварийно-спасательные подразделения территориальных и местных гарнизонов пожарной охраны, работники органов внутренних дел и другие организации, привлекаемые к тушению пожаров на объектах железнодорожного транспорта.

Боевые расчеты пожарных поездов участвовали в крупномасштабных комплексных учениях по ликвидации ЧС межрегионального и федерального характера, проведенных МЧС России по поручению Правительства Российской Федерации, а также во Всероссийском крупномасштабном учении по ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров на территориях субъектов Российской Федерации.

В ходе учений были отработаны вопросы оповещения людей о пожаре, их эвакуации из зданий и сооружений, взаимодействия между обслуживающим персоналом объектов железнодорожного транспорта и пожарными подразделениями, а также совместные действия и схемы подачи огнетушащих средств передвижной пожарной техникой территориальных подразделений пожарной охраны от пожарных поездов и цистерн рабочего парка.

В качестве примера можно привести учение, проведенное 14 мая 2014 г. по плану основных мероприятий Сибирского регионального центра МЧС России на перегоне "Алтайская – Заринск" Алтайского региона Западно-Сибирской железной дороги.

По замыслу учений, из-за неисправности колесной пары одного из вагонов грузового состава, перевозившего нефтепродукты, произошел сход вагонов в габарит соседнего пути и столкновение с пассажирским поездом. В результате столкновения произошел сход 3 пассажирских вагонов и 8 цистерн с нефтепродуктами.

В учениях приняли участие 20 единиц техники пожарных подразделений Барнаульского и Алтайского гарнизонов МЧС России по Алтайскому краю, пожарный поезд станции "Алтайская", восстановительный поезд станции "Алтайская", а также подразделения полиции и медицинской службы.

По прибытии к месту проведений учений первых территориальных подразделений МЧС России были созданы звенья ГДЗС, которые провели разведку пассажирских вагонов и, оценив обстановку, приступили к эвакуации пассажиров через аварийные окна посредством спасательного трапа и выводу пострадавших через рабочий тамбур вагона к пункту оказания медицинской помощи. Одновременно от пожарных автоцистерн на тушение пожара пассажирских вагонов были поданы ручные водяные пожарные стволы.

Людей, получивших серьезные травмы и находящихся в тяжелом состоянии, вертолетом доставляли в медицинские учреждения, способные оказать квалифицированную медицинскую помощь.

По прибытии к месту проведения учений боевой расчет пожарного поезда станции "Алтайская" в теплоотражательных костюмах ТОК-200 провел боевое развертывание с подачей установки комбинированного тушения пожара УКТП "Пурга-5". Кроме того, от пожарного поезда была проложена рукавная линия для снабжения пожарных автоцистерн МЧС России Алтайского края водой.

После ликвидации пожара были организованы работы по устранению течи опасного груза из поврежденной цистерны с применением магнитного пластыря и сбору разлившегося нефтепродукта.

При подведении итогов учения отмечена слаженная работа межведомственного штаба по организации взаимодействия всех оперативных служб и ведомств Алтайского края, привлеченных для ликвидации последствий ЧС.

Дана высокая оценка работникам пожарного поезда станции "Алтайская" и руководителям штаба Барнаульского отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге.

Техническое оснащение пожарных поездов: объемы и закупки

Все пожарные поезда оснащаются пожарно-техническим вооружением, пожарной техникой и специальным аварийно-спасательным оборудованием согласно типовому табелю оснащения, утвержденному приказом ФГП ВО ЖДТ России.

Ввиду того что пожарные подразделения ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта финансируются исключительно за счет средств от договора с ОАО "РЖД", а также потому что на протяжении последних нескольких лет пожарные поезда функционируют в условиях дефицита финансирования со стороны ОАО "РЖД", ФГП ВО ЖДТ России принимаются жесткие меры экономии, дефицит финансирования компенсируется за счет внутренних резервов. В первом полугодии 2014 г. объемы поставок пожарной техники, пожарно-технического вооружения и огнетушащих средств были значительно меньше необходимых.

Вместе с тем в первом полугодии 2014 г. продолжалась работа по реализации ранее принятых решений по повышению технического потенциала пожарных поездов для успешного тушения пожаров и ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами. На вооружение пожарных поездов продолжали поступать новые модернизированные стационарные пожарные установки, обеспечивающие подачу 50 л/с воды или раствора пенообразователя. В целях обеспечения защиты работников от опасных факторов пожаров закуплены дыхательные аппараты со сжатым воздухом. Для повышения эффективности действий по тушению пожаров в пожарные поезда поставляется пенообразователь общего назначения, а также другое пожарно-техническое вооружение и специальное аварийно-спасательное оборудование.

Кроме того, одним из самых важных показателей боеготовности пожарных поездов является техническое состояние их подвижного состава.

В составе пожарных поездов эксплуатируется 1224 единицы железнодорожного подвижного состава. Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов находится на балансе ОАО "РЖД" и в соответствии с уставом компании его производство, текущее содержание и эксплуатация отнесены к задачам ОАО "РЖД". Порядок содержания и эксплуатации подвижного состава пожарных поездов регламентирован положением "Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО "РЖД".

В начале 2000-х гг. особенно остро встала проблема обновления подвижного состава пожарных поездов в связи с истечением сроков эксплуатации.

С 2009 г. по настоящее время организована и проводится работа по продлению сроков эксплуатации железнодорожного подвижного состава пожарных поездов, выслужившего установленные сроки. Также в 2009 г. ОАО "РЖД" было принято решение о разработке конструкторской документации железнодорожного подвижного состава для нового пожарного поезда с учетом внедрения современных технологий, направленных на расширение возможностей по спасанию людей, тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

В 2010 г. ОАО "РЖД" утвержден инвестиционный проект "Пожарная безопасность", которым предусмотрено выделение средств для постройки нового железнодорожного подвижного состава для пожарных поездов.

За период с 2011 по июль 2014 г. в рамках инвестиционного проекта "Пожарная безопасность" построено и введено в боевой расчет 49 вагонов – насосных станций и 98 цистерн-водохранилищ.

В 2014 г. построен и введен в боевой расчет новый подвижной состав для 11 пожарных поездов, дислоцирующихся на станциях "Волховстрой", "Москва-Киевская", "Муром", "Агрыз", "Минеральные Воды", "Сальск", "Кочетовка", "Арчеда", "Кулунда", "Кемерово" и "Комсомольск".

В соответствии с графиком обновления железнодорожного подвижного состава пожарных поездов на период до 2020 г., утвержденным старшим вице-президентом ОАО "РЖД" В.А. Гапановичем, планируется построить 213 вагонов – насосных станций и 426 цистерн-водохранилищ.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2015
Посещений: 13643

  Автор

Аксютин В. П.

Аксютин В. П.

Заместитель генерального директора ФГП по пожарному надзору на железнодорожном транспорте

Всего статей:  4

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций