Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Задачи беспилотной авиации МЧС России в Арктической зоне

Задачи беспилотной авиации МЧС России в Арктической зоне

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Задачи беспилотной авиации МЧС России в Арктической зоне

В Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2020 г., утвержденной президентом РФ, обозначены все возможные риски: природные, техногенные, биолого-социальные. Больше всего рисков связано с освоением новых месторождений углеводородов, авариями на транспорте, взрывами и пожарами технологического оборудования. Обозначены основные задачи по освоению и развитию Арктики и обеспечению национальной безопасности
Александр
Картеничев
Ведущий научный сотрудник, кандидат военных наук, старший научный сотрудник отдела авиационно-спасательных технологий НИЦ НТП ПБ ФГБУ ВНИИПО МЧС России
Александр
Иванов
Начальник отдела авиационно-спасательных технологий НИЦ НТП ПБ ФГБУ ВНИИПО МЧС России
Александр
Сукочев
Научный сотрудник отдела авиационно-спасательных технологий НИЦ НТП ПБ ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Наличие больших частично закрытых льдом акваторий, влияние теплого течения Гольфстрим и северного холодного течения создают экстремально сложные метеорологические условия. Это выражается в резком и частом изменении направления и скорости ветра, характере и высоте облачности, во внезапном выходе тумана с моря на побережье. Сильные ветры (до 40 м/с) осенью и зимой часто приносят снежную пургу и поземку. Для Арктики обычное явление – это наличие сплошной облачности. Ясных дней в году бывает от 20 до 46. Среднемесячная температура девяти зимних месяцев – отрицательная. Только с начала марта до середины мая после окончания полярной ночи наступает улучшение погоды.

Природный потенциал Арктики

В районах вечной мерзлоты на территории РФ сосредоточено более 80% разведанных запасов нефти, около 70% природного газа, значительные залежи каменного угля, а также создана разветвленная инфраструктура объектов ТЭК. В то же время слабое развитие или большей частью полное отсутствие транспортно-логистической инфраструктуры затрудняет освоение природно-ресурсного потенциала Арктической зоны России и шельфа арктических морей, а также защиту территорий от возможных угроз.

Аэростат ЭМАК

Одним из ключевых факторов устойчивого развития регионов, находящихся в Арктической зоне Российской Федерации, является обеспечение безопасности населения и защищенности критически важных объектов экономики от угроз техногенного и природного характера. В этих условиях одной из приоритетных задач МЧС России в Арктической зоне является обеспечение безопасности, гарантированное спасение и сохранение жизни человека.

Обеспечение безопасности

Суровые, а иногда и экстремальные климатические условия, обусловленные аномально низкой температурой воздуха, ураганными ветрами, обледенениями, быстрой сменой погодных явлений, могут стать причиной повреждения зданий и сооружений, трубопроводов, линий электропередач, аварий на судах и т.п. Кроме того, сохраняются угрозы возникновения ландшафтных пожаров. По статистике, в год на территории региона происходит в среднем до 100 чрезвычайных ситуаций природного характера, в том числе связанных с природными пожарами. Происходящее изменение климата может иметь в ближайшей перспективе негативные последствия. Общая площадь районов распространения вечной мерзлоты в России составляет порядка 63% территории страны, то есть около 10,7 млн квадратных километров. Уже становится заметным нарастающее влияние развивающегося глобального потепления на эти районы. Прогнозируемый рост средней температуры воздуха на арктическом побережье России в ближайшие десятилетия может стать причиной значительных структурных изменений верхнего горизонта вечной мерзлоты. Расчеты, проведенные учеными с использованием трехмерных климатических моделей, показали, что в ближайшие 25–30 лет среднегодовая температура на арктическом побережье Сибири может увеличиться в Якутии на 3–5 град. по Цельсию, на Дальнем Востоке и на севере европейской территории России – на 2–4 град.

Объекты техносферы

Как показали исследования, в городской черте средняя температура воздуха зимой на один–два градуса выше, чем на окружающей местности. Вследствие этого процесс оттаивания грунта происходит быстрее и на большую глубину. В результате таяния вечной мерзлоты не менее четверти старых жилых домов и технических сооружений, построенных на арктической территории в 1950–1970 гг. в крупных городах, таких как Якутск, Воркута, Тикси и других, могут быть подвержены разрушению. Уменьшение несущей способности грунта приводит к повреждениям объектов техносферы и, в частности, инфраструктуры ТЭК (буровых вышек, скважин, трубопроводов, резервуаров, зданий, дорог).

Беспилотный летательный аппарат вертолетной (коптерной) конструкции

Отмечается устойчивый рост количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера, среди которых доминируют транспортные аварии, взрывы и пожары технологического оборудования. Для своевременного реагирования на возникающие угрозы и риски во исполнение решения Совета Безопасности РФ МЧС России создает систему безопасности населения и территорий в Арктике. Для этого активно развивается система управления группировкой сил и средств РСЧС, а также аварийно-спасательными формированиями крупнейших компаний, работающих в Арктике. Управление системой безопасности осуществляется Национальным центром управления в кризисных ситуациях, региональными и субъектовыми центрами управления в кризисных ситуациях.

Аварийно-спасательные центры

В регионе развертывается десять Арктических комплексных аварийно-спасательных центров. Основная задача центров – прикрыть всю территорию Российской Арктики и акваторию Северного морского пути. При этом будет обеспечиваться безопасность не только арктических поселений иСевморпути, но и буровых вышек на шельфовых месторождениях нефти и газа, предупреждаться и ликвидироваться разливы нефти и нефтепродуктов в зоне ответственности России; выполняться задачи по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море. Численность группировки сил по прикрытию Арктической зоны, с учетом сил органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, должна составлять порядка 18 тыс. человек и более 1,8 тыс. единиц техники. Личный состав оснащается современной техникой и оборудованием. Силы и средства, находящиеся непосредственно в Арктической зоне или в оперативной доступности к арктическим районам возможного их применения, в случае ЧС относятся к различным функциональным подсистемам РСЧС федеральных органов исполнительной власти (Минтранса России, Пограничной службы ФСБ России, Минобороны России, "Росгидромета", МЧС России, Госкорпорации "Росатом" и других). Главная задача создаваемых подразделений МЧС России – это проведение аварийно-спасательных, поисковых и других неотложных работ на территории северных районов, в 12-мильной зоне ответственности территориальных вод и на внутренних водоемах (реках, озерах). Кроме этого, специалисты будут осуществлять сбор и анализ информации о состоянии объектов окружающей среды, работать в тесном взаимодействии с подразделениями "Росгидромета" и Минтранса и другими федеральными органами исполнительной власти на местах. При проведении поисково-спасательных работ (операций) организуется взаимодействие с Главным авиационным координационным центром поиска и спасания Единой системы авиационно-космического поиска и спасания. Привлекаются самолеты и вертолеты ФПС "Росавиации", а также силы и средства ФПС "Росморречфлота".

Авиационная составляющая

Большое внимание уделяется авиационной составляющей сил и средств МЧС России в Арктической зоне, в том числе и оснащению комплексами с беспилотными летательными аппаратами. В современной терминологии это беспилотные авиационные системы (БАС) с беспилотными воздушными судами (БВС). Исходя из анализа возможных угроз, основными задачами, решаемыми с использованием беспилотных авиационных систем в интересах МЧС России, являются:

  • поиск и спасание людей, терпящих бедствие на суше и на море;
  • разведка предполагаемых районов стихийных бедствий;
  • разведка пожарной обстановки в лесных массивах и лесотундре, определение границ очагов пожара;
  • разведка ледовой обстановки на морях и реках, контроль зон образования и передвижения айсбергов;
  • мониторинг наличия и динамики состояния трещин в ледовых полях в районах полярных станций;
  • разведка завалов, районов наводнений, состояния плотин;
  • ледовая и метеорологическая разведка на путях движения судов;
  • мониторинг транспортных магистралей и узлов;
  • мониторинг состояния береговых технических сооружений;
  • разведка маршрутов санно-тракторных поездов;
  • оценка радиационной обстановки, экологического состояния рек, внутренних водоемов, морей и океанов;
  • участие в мониторинге транспортных магистралей, нефте- и газопроводов, теплотрасс, линий электропередач;
  • проведение экологического мониторинга, метеорологических и геологических исследований, картографирование местности;
  • обеспечение рыбного промысла, защита морских и речных заповедников от браконьеров и др;
  • доставка срочных малогабаритных грузов в труднодоступные районы (медикаменты, спасательные средства, радиостанции, продукты питания и т.п.)

Беспилотные системы

Для решения перечисленных выше задач подразделения МЧС должны оснащаться соответствующими модификациями базовых беспилотных авиационных систем. Предполагается использование БВС двух типов. Первый тип – это беспилотники, которые будут подниматься в воздух с аэродромов. Второй тип – мобильные БВС, которые можно запускать в буквальном смысле с рук или с мобильных пусковых устройств непосредственно в районах проведения подразделениями МЧС России мероприятий по предназначению. Как вариант, для повышения оперативности БАС могут доставляться в такие районы на транспортных вертолетах. Наряду с известными беспилотными летательными аппаратами малой дальности и небольшой продолжительности полета, предназначенными в основном для выполнения задач в тактической глубине, объективные условия и географическое положение Арктической зоны предполагают необходимость наличия БВС большой дальности и продолжительности полета. Прошла испытания в сложных климатических условиях беспилотная авиационная система "Орлан-10" производства ООО "Специальный технологический центр" с радиусом полета до 300 км и продолжительностью до 16 часов. Ведется дальнейшая модернизация этой системы с целью увеличения характеристик дальности и продолжительности. Планируется к использованию для обеспечения непрерывного мониторинга арктических территорий РФ беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета (до 24 часов) "Орион" компании ТРАНЗАС. Впланах фирмы ZALA AERO создание беспилотника ZALA 421-16Е5 с дальностью 150 км и временем полета до 7 часов.

Инновационный транспорт Севера

Военно-промышленная комиссия при правительстве РФ разработала программу "Инновационный транспорт Севера", в которой предусматривается мониторинг севера страны с использованием беспилотных дирижаблей. Такие дирижабли будут оснащены тепловизорами, лазерными датчиками, радиолокационными системами и системами видеонаблюдения. Проект предусматривает две модели дирижаблей ДП-27 "Анюта" и присоединяемый аэростат ЭМАК. Согласно проекту летательные аппараты предусмотрены для мониторинга нефтяных и газовых магистралей, но могут использоваться и для решения задач в условиях ЧС. Ввиду большой территориальной протяженности региона воздушный мониторинг является наиболее эффективным средством дистанционного сбора данных. Включение в состав авиационного компонента Арктической группировки МЧС России беспилотных авиационных систем позволит во взаимодействии с силами и средствами других ведомств, а также работающих в регионе крупных компаний организовать развитую разведывательно-информационную инфраструктуру. Таким образом, в соответствии с утвержденной президентом РФ Стратегией развития Арктической зоны будет обеспечен необходимый уровень национальной безопасности по защите населения от возможных угроз техногенного и природного характера.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2017
Посещений: 2473


  Автор
 

Александр Картеничев

Ведущий научный сотрудник, кандидат военных наук, старший научный сотрудник отдела авиационно-спасательных технологий НИЦ НТП ПБ ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Всего статей:  2


  Автор
 

Александр Иванов

Начальник отдела авиационно-спасательных технологий НИЦ НТП ПБ ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Всего статей:  1


  Автор
 

Александр Сукочев

Научный сотрудник отдела авиационно-спасательных технологий НИЦ НТП ПБ ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций