В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В 2011 г. руководством отрасли принято решение о создании Отраслевой автоматизированной системы мониторинга перевозок РВ и РАО, а также опасных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом на базе технических средств спутниковой навигации ГЛОНАСС (система АСБТ-РВ). Эта система внедряется на предприятиях на базе существующей, введенной в 2007 г. в промышленную эксплуатацию Автоматизированной системы безопасного транспортирования ядерных материалов I и II категорий (АСБТ-ЯМ).
В результате реализации проекта для наиболее важной составляющей РВ и РАО – ядерных материалов (ЯМ) – в России создана и находится в промышленной эксплуатации Отраслевая автоматизированная система мониторинга перевозок РВ и РАО, а также опасных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом АСБТ-РВ на базе технических средств спутниковой навигации ГЛОНАСС. Деятельность по обеспечению мониторинга перевозок РМ осуществляется по следующим направлениям:
АСБТ – это совокупность комплексов средств автоматизации, средств физической защиты персонала и сил охраны, обеспечивающих безопасность транспортирования ЯМ железнодорожным, автомобильным и морским транспортом.
Структурная организация
АСБТ включает в себя:
В состав транспортных средств, оборудуемых комплексами АСБТ, входят:
Транспортные средства оборудуются комплексами средств автоматизации, обеспечивающими:
Передача информации
Сеть диспетчерских пунктов включает центральный диспетчерский пункт ГК "Росатом", диспетчерские пункты предприятий и диспетчерский пункт в штабе сил реагирования. Все они оборудованы комплексами средств автоматизации и связи. Эти комплексы обеспечивают прием сигнала тревоги, обмен речевыми сообщениями и данными с транспортными средствами, диспетчерскими пунктами, оповещение других структур, обеспечивающих безопасность перевозки, а также решение задач по информационной поддержке принятия решения в экстремальных ситуациях (рис. 1).
Информация с любого транспорта, оборудованного комплексом АСБТ, поступает на центральный диспетчерский пункт, на диспетчерский пункт предприятия и на диспетчерский пункт сил реагирования. В случае приема сигнала тревоги с транспортного средства о совершении несанкционированных действий по отношению к перевозимому грузу (нападение, террористический акт) к месту события прибывают силы реагирования. Для передачи информации в комплексах АСБТ используются проводные, спутниковые (Inmarsat-C, "Гонец"), GSM-каналы связи и УКВ-радиосвязь.
Для решения задач позиционирования используется специально разработанный для системы АСБТ приемник ГАЛС-П-АСБТ, принимающий сигналы от спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.
Технические преимущества
Модульный принцип построения системы позволяет приспосабливать ее без существенных изменений к требованиям предприятий-перевозчиков ЯМ, а также обеспечивать сопряжение с любыми системами охраны или другими средствами, с которых необходимо осуществлять мониторинг за их состоянием.
Отличительные особенности АСБТ, находящейся в промышленной эксплуатации в ГК "Росатом":
В отрасли перевозится большой класс РМ, которые по своим свойствам менее опасны, чем ЯМ, но в случае аварии могут нанести ущерб здоровью людей или окружающей природной среде. В соответствии с действующими для данного класса веществ нормативными документами требования к физической защите менее жесткие, что позволяет существенно упростить комплексы АСБТ, устанавливаемые на транспортных средствах и в диспетчерских пунктах.
В настоящее время в Госкорпорации "Росатом" полным ходом идет оснащение транспортных средств аппаратурой отраслевой системы мониторинга перевозок АСБТ-РВ.
Решаемые задачи
Применение отраслевой системы мониторинга АСБТ-РВ обеспечивает:
Передача данных с транспортного средства на пункт транспортного контроля предприятия-перевозчика осуществляется по сотовому каналу связи GSM и сети Интернет (рис. 2).
Линейка оборудования
Разработаны и серийно выпускаются:
Центральный сервер обеспечивает:
В дополнение к базовому программно-техническому комплексу АСБТ-РВ создана линейка комплектов расширения. В зависимости от вида транспортного средства и задач, решаемых во время перевозки, на транспортное средство устанавливаются датчики, позволяющие осуществлять контроль физической защиты груза, пожарной безопасности, радиационной обстановки, расхода топлива, нагрева букс вагонов, состояния водителя и др.
Техническая комплектация
Система мониторинга АСБТ-РВ состоит из:
Базовый программно-аппаратный комплект транспортного средства имеет в своем составе:
Расширение предназначено для железнодорожного или автомобильного транспорта и может быть установлено на транспортное средство в качестве дополнительной опции (набор опций зависит от требований заказчика). Комплексами АСБТ-РВ уже оснащены десятки транспортных средств ряда предприятий отрасли и Таможенного союза.
Общей чертой двух систем, находящихся в промышленной эксплуатации, – АСБТ, обеспечивающей физическую защиту и мониторинг транспортирования ЯМ, и созданной АСБТ-РВ, предназначенной для мониторинга перевозок РВ и РАО, – является то, что реализуется двухуровневый контроль обеспечения безопасности перевозимого груза:
Многолетний успешный опыт эксплуатации АСБТ в ГК "Росатом" убедительно доказал, что структура Автоматизированной системы безопасного транспортирования обеспечивает постоянный и надежный контроль за перевозимыми грузами и возможность принятия необходимых оперативных мер в случае чрезвычайных или кризисных ситуаций. Система высокоэффективна для сопровождения как железнодорожных и автомобильных, так и морских и речных перевозок.
ЭЛЕРОН, ФЦНИВТ, СНПО, АО
www.eleron.ru
Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2016
Посещений: 8547
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций