Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Система оповещения для аэропорта (часть 1). Подготовка к проектированию

В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Система оповещения для аэропорта
(часть 1)
Подготовка к проектированию

Идея написания этого материала родилась в ходе реальной работы над модернизацией системы оповещения одного из аэропортов. Итак, представим, что аэровокзал только проектируется. Какую систему оповещения он должен иметь? Какие основные задачи она должна выполнять? Каким ключевым требованиям отвечать?
А.В. Процких
Эксперт ЗАО "КОМПАНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Так сложилось, что самого раннего детства моя жизнь была связана с аэровокзалами. Отец, лелея мечты о штурвале, устроил дома аэропорт в масштабе 1:72, да и по работе долгое время имел дело с воздушными судами. Отчего и мне довелось воочию наблюдать эволюцию малых, средних и крупных воздушных транспортных узлов различного назначения, начиная с 1980 г. и по сей день.

Помню строгий советский аэровокзал, отличающийся просторными, полупустыми залами и однотипными кафе. И нищий облик не только аэропортов, но и всей российской авиации начала 1990-х гг., когда нередко встречал выпускников элитного университета гражданской авиации, работающих кондукторами в трамвае.

Сегодня, когда по долгу собственной работы сталкиваюсь с гражданскими аэропортами, то наблюдаю не просто место отправления и прибытия самолетов, а бурлящий жизнью мини-город. Современный аэропорт, помимо своих естественных элементов, включает в себя целую массу всевозможных заведений и отдельно построенных зданий, обеспечивающих сопутствующее обслуживание посетителей и сотрудников. Это офисы авиакомпаний и туристических бюро, кафе, закусочные, магазины, банки, гостиницы, а также развитая сеть сопутствующих транспортных узлов (станция поездов пригородного сообщения, автовокзал, такси) и т.д.


Современный аэропорт – это сотни и тысячи людей: обслуживающий и обеспечивающий персонал, пассажиры, встречающие и провожающие. Большинство из них находится одновременно на сравнительно небольших площадях (в залах ожидания, у стоек регистрации, в накопителях и т.д.). Современный аэропорт – это огромный организм, требующий слаженной деятельности всех его элементов, и стратегически важный объект. Любое чрезвычайное происшествие здесь может привести к многочисленным жертвам и техническим сбоям.

Чем располагают проектировщики

Нет сомнений, что аэропорт должен быть оснащен новейшими системами безопасности. К ним должны предъявляться самые строгие требования по качеству, надежности и функционалу.

Устойчивость функционирования системы оповещения достигается высокой живучестью, отказоустойчивостью и надежностью правильно подобранного и интегрированного оборудования. Важное значение имеет грамотная эксплуатация аппаратуры инженерно-техническим составом и умелое ее использование сотрудниками дежурной смены

Естественно, что Правительство РФ уделяет внимание вопросам безопасности аэропортов. Согласно Приложению № 1 к постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 (в редакции постановления Правительства РФ от 02.11.2009г. № 886) аэропорты и объекты их инфраструктуры входят в перечень объектов, подлежащих государственной охране. Следовательно, на них распространяются все требования по защите, изложенные в РД 78.36.003–2002 МВД России "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств". В соответствии с классификацией, изложенной в этом документе, аэропорты относятся к объектам подгруппы АI, то есть являются объектами особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения. Это накладывает повышенную ответственность на всех должностных лиц, отвечающих за безопасность жизнедеятельности аэропортов.

К счастью, почти все управляющие структуры аэропортов понимают это и не экономят при выборе оборудования безопасности. Например, новый терминал D аэропорта Шереметьево-2 оснащен системами безопасности далеко не самого низкого ценового диапазона, зато европейского производителя, известного высоким качеством оборудования. И ни один из действующих регламентирующих документов не обязывал администрацию этого аэропорта вкладывать немалые средства в оснащение данного терминала. Конечно, в РД 78.36.003–2002 прописаны некие требования к организации систем безопасности, но они носят самый общий характер. Например, раздел 9 "Система оповещения" состоит из 9 подпунктов, которые занимают всего 25 строчек.

Кстати говоря, для аэропортов вообще не существует специализированных документов, четко и подробно описывающих структуру и характеристики систем безопасности. Поэтому инженерные службы каждого аэропорта совместно с местными интеграторами руководствуются лишь общенормативными документами и собственными знаниями, умениями и навыками. Система любого аэропорта является уникальной по своему составу, характеристикам, топологии построения и исполнению в целом. Правильно ли это? С одной стороны, да. Ведь каждый аэропорт отличается присущими только ему качествами – география, структура, архитектура. С другой стороны, на мой взгляд, в Росавиации должен быть документ, регламентирующий для всех аэропортов типовую структуру построения каждой системы безопасности в отдельности. То есть документ, в котором без привязки к брендам будут прописаны четкие требования к системе, ее структура и характеристики.

Рассмотрим подробнее важнейшую составляющую системы безопасности аэропорта – систему оповещения. Углубим и детализируем требования к ее проектированию

7 задач системы оповещения

Исходя из назначения и особенностей эксплуатации системы оповещения в аэропортах, на нее возлагаются 7 основных задач.

1. Устойчивое оповещение людей, своевременный прием и передача сигналов управления.

2. Управление действиями персонала аэропорта и пассажиропотоком.

В случае чрезвычайных ситуаций в местах массового скопления людей крайне важно обеспечить их информацией о последовательности действий. А сотрудники аэропорта должны своевременно получить соответствующие инструкции.

Таким образом, система оповещения должна в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах передавать речевые сигналы оповещения в определенные зоны. При этом каждому пришедшему в систему сигналу управления должен соответствовать свой сигнал оповещения и свой алгоритм дальнейших действий системы оповещения. Контроль и полноценное ручное управление системой оповещения должны осуществляться с помощью специальных вызывных станций.

3. Распределение сигналов оповещения по требуемому числу зон оповещения.

В зависимости от ситуации в каждую зону оповещения требуется передача своего сигнала оповещения. Это также необходимо для организации поэтапной эвакуации при ЧС. Важно, чтобы система оповещения обеспечивала передачу сигналов и в отдельные группы зон (по выбору оператора и/или заранее прописанные в системе), и во все зоны сразу.

4. Обеспечение необходимого уровня сигнала в зонах оповещения. Количество и тип громкоговорителей должны быть подобраны таким образом, чтобы они строго удовлетворяли требованиям и нормам, указанным в НПБ 104–03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях".

Данный документ содержит весьма ограниченное количество требований и норм. Наиболее важная из них – это уровень звукового давления, обеспечиваемый громкоговорителями в зоне оповещения. Не менее 75 и не более 120 дБ или же на 15 дБ выше постоянного уровня шума в помещении. Поскольку во многих зонах аэропорта в разное время суток фоновый уровень шума различен, система оповещения должна автоматически регулировать уровень передаваемого сигнала.

5. Своевременная передача сигналов оповещения. При получении команды от оператора или же сигнала управления (тревожного сигнала) от сопряженной системы безопасности необходимо обеспечить быструю передачу установленного сигнала оповещения в требуемую зону, чтобы в случае ЧС люди имели возможность своевременно принять меры по своему спасению.

6. Обмен информацией между должностными лицами аэропорта.

Речь идет о наличии в системе оповещения обратной связи для донесения текущей обстановки оператору (ситуационный центр, пост охраны, дежурные службы) и другим должностным лицам (в другие зоны оповещения).

7. Своевременное автоматическое оповещение дежурных служб города.

Местные дежурные службы (МЧС, МВД, МО и др.) должны в автоматическом режиме оперативно получать сигналы тревоги от системы оповещения аэропорта. Что позволяет существенно сократить время прибытия представителей данных служб на место ЧС для ликвидации и минимизации ее последствий.

Перечисленные задачи системы оповещения аэропорта могут конкретизироваться, расширяться и дополняться в зависимости от особенностей эксплуатации каждого аэропорта

Условия качественного оповещения

Выполнять поставленные задачи качественно система оповещения может только при своевременной и достоверной передаче сообщений. Требования к своевременности передачи сообщений определяются допустимым временем их пребывания в системе оповещения в зависимости от степени важности (ценности) информации и времени, необходимого для принятия решения и выполнения предписанных действий. Соответственно все сообщения в системе оповещения должны подразделяться на ряд категорий важности (приоритетность).

Приоритетность сигналов
В системе оповещения аэропорта по степени приоритетности (в порядке возрастания приоритета) присутствуют 5 сигналов:

  1. музыкальная трансляция – осуществляется в залах ожидания, кафе, барах и магазинах аэропорта. Способствует повышению комфорта пребывания пассажиров в аэропорту;
  2. коммерческие объявления – звуковая реклама является неотъемлемой частью коммерческой жизни аэропорта;
  3. информационные объявления – данные о прилете, убытии или отмене рейсов, начале и окончании регистрации и т.п.;
  4. служебные сообщения – адресуются персоналу аэропорта и помогают обеспечивать слаженную текущую деятельность аэропорта;
  5. тревожные сообщения – информация о возникновении ЧС. Именно эти сообщения составляют основную смысловую и функциональную нагрузку системы оповещения.
В крупных аэропортах зачастую возникает потребность в одновременной трансляции сообщений одной приоритетности в одну и ту же зону оповещения. Оборудование современных систем оповещения позволяет сохранять выданные в систему объявления и воспроизводить их в порядке "живой очереди"

Достоверность и своевременность
Своевременность оповещения достигается готовностью системы оповещения к действию, а также высокой квалификацией ее оператора. Достоверность оповещения – способность системы оповещения обеспечивать воспроизведение передаваемых сообщений в зонах их трансляции с заданной точностью. Достигается она использованием для передачи сообщений оборудования и материалов высокого качества. Это касается как центрального оборудования, усилителей мощности, громкоговорителей, станций операторов, так и кабельных линий, и качества их монтажа. Приведу пример из собственной практики, чтобы проиллюстрировать важность обеспечения достоверности оповещения.


Довелось мне присутствовать в качестве сопровождающего в одном из медицинских учреждений Москвы. В этот момент МЧС решило провести проверку системы речевого оповещения данного учреждения, о чем сотрудник медучреждения засвидетельствовал голосом, бегая по этажам. Позже мне стало ясно, почему это было не сделано с помощью самой системы громкого оповещения. Когда сотрудник МЧС сказал что-то в микрофон вызывной станции, из громкоговорителей донесся лишь шум, треск и непонятное бурчание. Попыток было несколько, и все безуспешны. Зато, когда говорящий замолкал, из громкоговорителей на заднем фоне была слышна речь присутствующих в помещении дежурного и различные фоновые шумы. Сразу отмечу, что там была установлена одна из систем оповещения низкого ценового диапазона. А ведь это заведение, клиенты которого беременные или пожилые женщины! Кто и как будет оповещать их в случае реального пожара? Пожилая санитарка, плавно перемещающаяся по этажам?

Описание структуры построения системы оповещения, удовлетворяющей всем описанным требованиям и способной выполнять все перечисленные задачи, читайте во второй части статьи.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2011
Посещений: 31569

  Автор

Процких А. В.

Процких А. В.

Эксперт ЗАО "КОМПАНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Всего статей:  3

В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций