Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Системная интеграция – стержень комплексной безопасности

В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Системная интеграция – стержень комплексной безопасности

Рассмотрим вопросы интеграции компонентов, составляющих комплексную безопасность субъекта защиты, имея в виду, что под системой комплексной безопасности понимается совокупность организационных, правовых, программно-аппаратных, инженерно-технических и силовых мер, методов и средств, направленных на обеспечение безопасности субъекта защиты
Валерий Макаров
Эксперт Комитета ГД ФС РФ по безопасности и п
ротиводействию коррупции, член Комитета ТПП РФ
по безопасности предпринимательской деятельности,
руководитель Синдиката "Национальная Гвардия"

Сначала об эпистемологии (или, по-старому, – о гносеологии). А если еще конкретнее, то о гносеологических корнях вопроса. Я хочу начать с философии, потому что предание забвению фундаментальных наук в нашей стране приводит к плачевным результатам во всех областях нашей жизни. Даже не предполагаю, есть ли у нас сегодня такая наука или она уже запрещена, но то, что результатов ее работы не хватает, – это точно. И вот пример – ряд определений (последнее из них – современное, поэтому однобокое и, в конечном счете, наносящее своей однобокостью вред):

  • Система – множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней как целое.
  • Интеграция – состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Приведенные примеры – это два из множества других. Поэтому не судите строго. А вот объединение двух понятий в определение "системная интеграция" неожиданно обедняет все до прозаически узкой специализации.

  • Системная интеграция – это разработка комплексных решений по автоматизации технологических и бизнес-процессов предприятия. Ее конечная цель – максимально эффективное управление технологическим процессом, производством, организацией в целом на основе комплексной информационной системы (КИС).

Узкое понимание системной интеграции

Комментарий первый – системная интеграция по определению направлена на автоматизацию процессов, производств, работ, создание корпоративной информационной системы. То есть трактуется в узком смысле, а это уже ущербно.

Комментарий второй – определение "системная интеграция" повсеместно употребляется с аббревиатурой ИТ. А это придает определению еще более узкую, профессиональную направленность.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. Я могу только похвалить айтишников, которые работают в том числе и над понятийным аппаратом, над философскими определениями. Но они узурпировали понятие "системный интегратор", подводя его только под свою деятельность, а это уже наносит вред – заказчик не воспринимает системную интеграцию чего-либо, кроме ИТ-технологий. А если это ему не нужно, то убедить его в том, что системы безопасности на объектах его предприятия также должны носить интегрированный характер, практически невозможно.

Самое печальное в том, что уже выросло целое поколение, которое думает точно так же и заняло директорские кресла. Этим руководителям предложение о системной интеграции технических средств безопасности предприятия представляется "разводом" и пустой тратой денег, а уж вертикальная интеграция систем безопасности – вообще явным вымогательством.

Комплексный подход к антитеррористической защищенности объектов

Частные структуры безопасности, которыми я руководил или руковожу сейчас, уже более 20 лет решают вопросы безопасности объектов, и, как ни странно, в их числе всегда есть объекты энергетики, транспорта и строительства. Это РАО ЕЭС, а после его ликвидации – объекты ОГК-1, "РусГидро", "ИнтерРАО", ОАО "Мосэнерго" и его филиалы, Департамент топливно-энергетического хозяйства Правительства г. Москвы и объекты подчиненных ему предприятий, ОАО "МОЭК", "МОСГОРСВЕТ", ГУП "МОССВЕТ", "МОСГОРЭНЕРГО", "МОСГОРТРАНС" со своими парками, объекты РЖД и метрополитена, предприятия промышленного железнодорожного транспорта.

Так уж сложилось, что работа с клиентом строилась изначально комплексно. В решении вопросов принимали участие консалтинговые, детективные и юридические предприятия, охранные организации, предприятия по строительству систем слабых токов и технических средств защиты, фирмы по защите интеллектуальной собственности и защите информации.

Как результат, мы свели все наши работы к пяти направлениям комплексной безопасности:

  • антитеррористическая защищенность;
  • ГО и ЧС и промышленная безопасность;
  • безопасность личности;
  • защита информации;
  • экономическая безопасность.

Мы уделяем большое внимание нормативной базе в отраслях энергетики и транспорта, руководствуемся документами, отслеживаем нормативную базу, участвуем в ее разработке.

Мы принимали участие в создании еще с Минпромэнерго России проекта приказа № 150 "Об утверждении рекомендаций по антитеррористической защищенности объектов промышленности и энергетики РФ" (этот документ брался за основу при разработке закона № 256-ФЗ), а с Управлением делами Президента Российской Федерации – "Инструкции по разработке и учету паспортов безопасности объектов". Мы разрабатывали утвержденные в 2004 г. мэром города Москвы "Типовые требования по усилению безопасности объектов Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы", а в сентябре 2010 г. – "Требования по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности объектов энергетики г. Москвы". Нами подготовлены "Стратегия безопасности ОАО ОГК-1 на 2009–2020 гг." и "Комплексная программа по обеспечению безопасности и защиты от терроризма ОАО "РусГидро"на 2010–2014 гг.". В рамках реализации положений последнего документа мы участвовали в создании электронной базы объектов для Центра мониторинга ОАО "РусГидро". Принимали активнейшее участие в обсуждении Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", а затем в создании подзаконных актов к нему (закон имел 25 бланкетных норм в 11 статьях). Такое же активное участие мы принимали и в борьбе с Приказом Министерства энергетики РФ от 2 июня 2009 г. № 172 "Об утверждении Перечня объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в ведении и установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации, подлежащих ведомственной охране", в 2013 г. приказ был отменен.

Нами разработано более 300 паспортов безопасности опасных объектов, более 100 паспортов антитеррористической защищенности объектов, в том числе на все гидроэлектростанции страны (56 паспортов). Созданный в 2005 г. "Паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Вологодской области" был признан МЧС России лучшим в стране.

А начинать надо с подготовки требований к антитеррористической защищенности объектов. Они позволят создать методику и обеспечить единый подход при категорировании объектов по степени их потенциальной опасности, определить порядок обследования объектов, оценки достаточности физической и технической защиты, выявления угроз террористического характера; утвердить формы и содержание выходных, конечных документов.

Современные проблемы обеспечения безопасности

Работа должна начинаться с органа исполнительной власти или управляющей компании, в ведении которых находятся объекты: это выработка требований к объектам, предприятиям по их антитеррористической безопасности и организация на их основе обследований объектов с последующей разработкой паспортов защищенности, возможно, за счет финансирования этих работ собственником. В ходе обследования будет выявлено несоответствие между имеющимся и требуемым уровнем технической и физической защиты объекта. Приведение имеющегося к требуемому обсчитывается в деньгах и во времени. Становится понятным, сколько и на какой период требуется денежных средств, появляется строка в бюджете с обоснованной суммой.

А сегодня денег нет – потому что нет требований к безопасности, ответственных за безопасность и ответственности за нарушения безопасности. Деньги на безопасность не закладываются в тарифы, вычеркиваются из бюджетов, не планируются из прибыли, расходуются на латание возникших дыр в экономике предприятия – и только то, что останется, выделяется с недовольством и оговорками, но теперь уже на псевдобезопасность.

Если все-таки удалось убедить заказчика в необходимости комплексной безопасности его предприятия, бизнеса, отрасли, то начинать надо с плана реализации намеченных мероприятий (дорожной карты) по усилению антитеррористической защищенности объекта (объектов) на период в 2–4 года, 5–10 лет. В этом случае можно говорить о горизонтальной интеграции создаваемых систем безопасности.

Что происходит за рубежом?

В области развития международного охранного бизнеса можно отметить следующие тенденции:

  1. Укрупнение.
  2. Диверсификация.

Если коротко, то миссия диверсификации звучит следующим образом: "Применение техники там, где это возможно, а персонала там, где это необходимо". Иными словами, услуги физической охраны трансформируются в услугу комплексной безопасности. Более того, понимая, что внедрение технических средств не одномоментно, заказчику предлагается коммерческая модель охраны, реализация которой рассчитана на 5–10 лет.

Подобные модели охраны успешно действуют в ряде зарубежных стран, в том числе в Израиле (с 1996 г.), Германии (с 1994 г.), США (в 1974–1982 гг. и с 2003 г. по настоящее время).

Системная интеграция как самостоятельная отрасль известна также достаточно давно, в США есть фирмы – системные интеграторы, работающие на этом рынке десятки лет: Securitas Security Systems USA Inc. (17 лет), Simpson Security (25 лет), ARK Systems Inc. (43 года). Но, в отличие от многих, Securitas Security Systems USA Inc. – это предприятие Международного охранного концерна "Группа Securitas", который вошел в сектор системных интеграторов в 1999 г. одновременно с покупкой компании Pinkerton's Systems Integration. По сравнению с конкурентами Securitas развивается более динамично и с опережающими темпами прироста бизнеса.

Прирост обеспечивается за счет специализации, которая включает в себя построение бизнеса на базе вертикальных рынков. Это сокращает циклы продаж, принятия конструктивного решения, внедрения и обслуживания. Специализация ускоряет все процессы, поскольку работа ведется с одной и той же категорией клиентов.

3. Государственная поддержка частных предприятий безопасности.

От предоставления налоговых льгот, поставок электронно-вычислительной техники, передовых средств радиосвязи, современных видов специального оружия до поддержки спецслужбами и предоставления государственных контрактов. От обычных (охрана государственных объектов и расследования в сотрудничестве с полицией) до исключительных (участие в войнах за рубежом). Создание государственно-частного партнерства.

3 шага к реальной интегрированной системе

Первоначальным шагом является интеграция горизонтальная – компетентное лицо определяет перечень необходимых и достаточных разнородных систем безопасности на определенной территории, объекте (объектах).

Второй шаг – это диверсификация, то есть определение исполнителя (исполнителей), который отвечает за реализацию двух и более разнородных систем безопасности. Я бы назвал это административной интеграцией, так как исполнитель должен обладать дополнительными компетенциями, не свойственными его основной деятельности.

И, учитывая зарубежный опыт, третьим шагом я бы определил отраслевую специализацию исполнителя (исполнителей) – как вертикальную интеграцию. Я не верю во всеядность, в универсальность знаний специалистов по безопасности во всех отраслях и сферах производства и жизнедеятельности.

Вопросы интеграции в АПК "Безопасный город"

Детально изучив Концепцию АПК "Безопасный город", скажу, что функции АПК предусматривают:

  • а) оснащение периферийными устройствами АПК большинства объектов промышленности и энергетики, а также объектов строительства как объектов с повышенной опасностью;
  • б) передачу большого потока информации с объектов и территорий непосредственно в инфраструктуру комплекса;
  • в) создание и ведение огромного массива электронных документов, относящихся к жизнедеятельности объектов, территорий (паспортов, реестров, баз данных и т.д.);
  • г) организацию межведомственного взаимодействия на уровне служб оперативного реагирования и муниципальных служб.

В функции соисполнителей по построению и развитию комплекса "Безопасный город" на федеральном уровне (а это и Минэнерго, и Минстрой, и Минпромторг) входит реализация мероприятий по построению АПК в рамках исполнения плана внедрения и развития комплекса "Безопасный город" по соответствующим ведомственным направлениям. Таким образом, инфраструктура указанных министерств должна быть встроена в инфраструктуру комплекса на муниципальном и региональном уровнях. Следовательно, основой вертикальной интеграции систем безопасности ведомства может являться интеграционная платформа обмена данными АПК "Безопасный город".

Вопрос в том, что сегодня сделано в министерствах по реализации АПК "Безопасный город" и задавались ли они вопросом интеграции систем безопасности в своей отрасли вообще.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2016
Посещений: 5258

  Автор

Валерий Макаров

Валерий Макаров

Эксперт Комитета ГД ФС РФ по безопасности и п ротиводействию коррупции, член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности,
руководитель Синдиката "Национальная Гвардия"

Всего статей:  1

В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций