Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Метаморфозы системной интеграции

В рубрику "IP-security" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Метаморфозы системной интеграции

Д.А. Иванов
Специалист по IP-решениям ООО "ИТРИУМ СПб"

Системная интеграция как вид деятельности исторически возникла в области информационных технологий (IT). Основной задачей этой деятельности является создание и внедрение информационных систем в бизнес-процессы предприятия или организации. Сегодня термин "системная интеграция" крепко укоренился и в сфере, связанной с созданием комплексных систем безопасности объектов

Цели и задачи

Системная интеграция может осуществляться по двум принципиально разным схемам:

  • создание новой информационной инфраструктуры организации,
  • автоматизация отдельных видов деятельности организации в рамках уже имеющейся информационной структуры

Принципиальным моментом в реализации обеих схем служат тактические результаты при достижении стратегических целей заказчика. В первом случае речь может идти о получении эффекта в масштабе всей организации, во втором -об оптимизации на уровне круга задач, решаемых в подразделениях организации или группе организаций заказчика. Как правило, системная интеграция сопровождается созданием локальных вычислительных сетей и структурированных кабельных систем, систем энергоснабжения и т.д. В современных реализациях появляются различные специализированные решения, такие как центры обработки данных и пр.

Разумеется, немаловажным элементом являются прикладные программные средства, применяемые в информационных системах. Мировая практика показывает, что доминирующее большинство таких систем используют готовые информационные платформы, на базе которых системные интеграторы создают и реализуют свои решения. Именно системная интеграция адаптирует такие информационные платформы к условиям, требованиям и бизнес-процессам заказчика, которые имеют конкретное воплощение в технологиях организации.

Таким образом, основная задача системной интеграции - это собственно интеграция информационных систем в бизнес-процессы организации с целью оптимизации, повышения их эффективности, увеличения контролируемости, автоматизации и т.д. Иными словами, интеграция представляет собой, в той или иной степени, проникновение в технологические и бизнес-процессы организации, и ее типичными примерами являются внедрения SAP-систем (SAP AG - немецкий производитель интегрированной автоматизированной системы управления SAP R/3, основного продукта этой фирмы); CRM (англоязычный термин Customer Relationship Management System -система управления взаимодействием с клиентами); MRP (англоязычный термин Materia Requirement Planning - планирование материальных потребностей); электронного документооборота и прочихтехнологий.

Однако отметим, что ни одна из информационных систем не будет эффективной и "умрет" через некоторое время, если она создана и внедрена в отрыве от реальных процессов организации

Интеграция систем или системная интеграция?

Самое время вернуться к системам безопасности. В этом случае содержание понятия "интеграция" как вида деятельности претерпевает интересное превращение. Вот, собственно, что получается: когда специалисты области безопасности начинают говорить о системной интеграции, то практически всегда монологи и диалоги сразу же "скатываются" на интеграцию систем, то есть на способность к функционированию в составе некоего комплекса, объединяющего несколько систем посредством тех или иных решений.

Однако это - принципиальное заблуждение, так как здесь проводится тождество между системной интеграцией и интеграцией систем.

В процессе решения задач интеграции систем подавляющее большинство специалистов уже забывают об интеграции создаваемых ими систем в бизнес-процессы заказчика/клиента. Доминирующей задачей становится решение головоломки: как "срастить" системы различных производителей, не имеющих ничего общего друг с другом. Востребованными, таким образом, становятся решения, обеспечивающие возможность создания комплексов на базе так называемых интеграционных платформ.

Однако заказчики/потребители в своем отношении к создаваемым системам разделяются на два лагеря: одни считают, что интеграция систем им необходима для решения их задач безопасности, другие убеждены в том, что нечего усложнять, создавая сложные информационные системы. Но и те и другие уделяют очень мало внимания вопросу своих бизнес-процессов и работе системных интеграторов по интеграции систем безопасности в них, считая, вероятно, что эта проблема решается сама собой за счет использования интеграционных платформ.

Вот такой парадокс. Ведь в рамках подобного подхода системный интегратор не решает свою по определению главную задачу: осуществив интеграцию систем, о собственно системной интеграции он как-то очень быстро забывает. Причин тому может быть множество, самая банальная - интеграция в некий бизнес-процесс в первую очередь подразумевает осознание наличия бизнес-процесса, его подробное описание "как есть", а затем выработку предложений по его автоматизации и усовершенствованию. Нельзя не отметить, что разработчики наиболее развитых платформ стараются решать самостоятельно эту проблему. Примером тут могут служить средства автоматизации пропускного режима, которые способствуют упорядочению процессов работы с пропусками, системами контроля/управления доступом, их пользователями и персоналом, вовлеченным в технологические процедуры оформления, учета и контроля пропусков. К сожалению, это скорее исключение из правила.

Подмена понятий

Итак, имеет смысл еще раз остановиться на определениях.

Системная интеграция - вид деятельности по комплексному внедрению систем в процессы клиента. Системная интеграция представляет собой производственный процесс компаний-"интеграторов" по комплексной (или частичной) автоматизации процессов управления и технологий конкретных предприятий.

Интеграция систем - вид деятельности по реализации принципов организации и объединения систем, позволяющий создавать комплексы и комплексные системы. Интеграция систем относится к области производственной деятельности компании-разработчика, как правило, программного обеспечения.

Комплексирование систем - объединение нескольких систем с целью создания и получения структурированного целостного решения конкретных прикладных задач с использованием соответствующих существующих, специально не создаваемых средств. Комплексирование систем является производственным процессом "инсталляционной" компании Теперь, пожалуй, самое время рассмотреть часто используемые огромным количеством компаний-разработчиков понятия "IP-интеграция", "интеграция по сети", "сетевое интегрированное решение" и т.п.

Получается, что обычно здесь также имеет место подмена понятий, ведь на самом деле под любым из вышеприведенных терминов обычно понимается способность оборудования, ПО или системы в целом к взаимодействию с другими системами посредством той или иной сети. То есть производитель дает (в лучшем случае) интеграцию систем, а скорее даже, если говорить об указанных терминах, способность ктакого рода интеграции. Сети вообще и IP-сети в частности являются по сути не более чем интеграционной средой, или средством интеграции. Полезность и востребованность такой функциональности неоспоримы, но следует очень хорошо осознавать, что поддержка системами тех или иных интеграционных средств собственно системную интеграцию ни в коем случае не подменяет.

СКУД в системе безопасности

Для наглядности можно рассмотреть пример интеграции системы контроля доступа в систему безопасности объекта. Обычно под этим понимается установка соответствующих технических средств (контроллеры доступа, считыватели карт, турникеты и т.п.) и организация их взаимодействия между собой и с другими системами (видеонаблюдения, охранной сигнализации и пр.). Как один из вариантов результата -включение записи камеры при нарушении правил прохода. Это - типичный пример интеграции систем.

Но для реальной системной интеграции в первую очередь необходимо проведение анализа бизнес-процессов, связанных с доступом на объект: организация доступа на объект для разных групп посетителей; организация доступа транспорта; необходимость (или отсутствие необходимости) разграничения доступа посетителей в помещения на территории объекта; выяснение целей создания или модернизации системы контроля и управления доступом (усовершенствование доступа с целью оптимизации работы предприятия, упрощение работы логистических и транспортных служб, контроль за нахождением сотрудников на рабочих местах, контроль за перемещением грузов, материальных ценностей и людей, снижение или упразднение хищений и т.п.). Не менее важна выработка алгоритмов и механизмов реагирования на нештатные ситуации. При этом следует понимать, что, например, при неправильной организации внедрения системы вся работа предприятия может быть парализована. Только совокупность такой деятельности с подбором, установкой, настройкой и запуском технических средств имеет полное право называться системной интеграцией.

Задача системного интегратора

Что же получается? То, что принято называть "IP-интеграцией" ("сетевой интеграцией" и т.п.), -это всего лишь технология, упрощающая реализацию взаимодействия оборудования или систем между собой за счет наличия некоего "шлюза", позволяющего оборудованию передавать и принимать информацию по хорошо изученным и широко распространенным каналам передачи данных. Реализуется эта технология производителем оборудования или системы. Возможность использования "IP-интеграции" позволяет существенно упростить задачу разработчику "интеграционных платформ", которые фактически обеспечивают интеграцию систем Задача же системного интегратора заключается в том, чтобы с использованием возможностей, предоставленных производителями систем и разработчиками интеграционных платформ, не останавливаться на уровне "интеграции систем", перейти еще на один уровень выше и решить задачу системной интеграции в рамках объекта и задач заказчика.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2008
Посещений: 11590

  Автор

Иванов Д.А.

Иванов Д.А.

Специалист по IP - решениям ООО "ИТРИУМ СПб"

Всего статей:  2

В рубрику "IP-security" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций