Полная версия спецпроекта будет опубликована во втором номере журнала "Системы безопасности" 2018.
Александр Мацук, технический директор компании "Этернис":
– Какие организационные решения должны быть приняты в отношении объектов с массовым пребыванием людей?
– Проверять надо объективно и достоверно. Возможно, разрешать открытие объекта только после обязательного страхования ответственности объекта на жизнь и здоровье посетителей. Страховые компании должны взять на себя частично, а возможно в будущем полностью, функции госпожнадзора и иметь в своем штате экспертов в области пожарной безопасности, которые будут принимать объект, как положено, так как страховая компания рискует деньгами.
– Как должен быть изменен порядок государственного противопожарного надзора?
– Думаю, инспектора физически не могут контролировать фактическую исправность СПЗ всех объектов, находящихся на их территории. В свое время отменили согласования проектной документации, т.к. нельзя требовать от одного специалиста в сжатые сроки объективно оценить работу большой группы специалистов-проектировщиков, которые работали над проектом долгое время... Сегодня примерно такая же ситуация с самими объектами...
Так как вернуться к старой системе работы надзорных органов практически невозможно, она просто разрушена, то быстрое решение может лежать в области внедрения автоматического мониторинга исправности всех систем и передачи данной информации в режиме реального времени инспектору, или инспектор сам может, когда хочет, получать данную информацию! Инспектор
должен появляться на объекте для выборочной проверки работоспособности.
– Как должна измениться методика подготовки и аттестации сотрудников, управляющих объектами с массовым пребыванием людей, и сотрудников, обслуживающих их работу?
– Никак. Нечего менять за отсутствием... Создавать надо систему подготовки управляющего персонала.
– Какие технические решения должны войти в обязательную практику применения на объектах с массовым пребыванием людей?
– Независимый мониторинг состояния систем защиты в реальном времени через интернет, с возможностью инспектора в любой момент ознакомиться с состоянием системы на объекте без его посещения, архивирование журнала событий на удаленных серверах.
– Что вы лично думаете о произошедшем с профессиональной точки зрения?
– Бардак и безответственность. Одну систему надзора фактически разрушили, но не предложили альтернативных механизмов, например в лице страховых компаний. Это системная ошибка на уровне государственного мышления.