Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Умный город – рядом

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Умный город – рядом

Александр Маслов
Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность",
генеральный директор ООО "ТИНКО"

В начале 2017 г. авторитетная исследовательская организация Intelligent Community Forum впервые включила Москву в семерку самых интеллектуальных городов планеты, отметив, что по количеству точек беспроводного интернет-доступа Москва занимает второе место в мире после Сеула. Тема умных городов широка и многогранна, поэтому сегодня мы ограничимся рассмотрением вопросов взаимосвязи безопасности, транспорта, связи и Интернета на примере современной Москвы.

Одним из признаков умного города является наличие в нем интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которая, в частности, включает в себя детекторы транспортного потока, умные светофоры, информационные табло, системы автоматического включения освещения. Безусловно, развитие ИТС в Москве дает положительный результат: время в пути по одним и тем же маршрутам при отсутствии дорожных работ и аварий ежегодно сокращается.

Польза "пробочного" сервиса

У московских водителей есть повод благодарить городские власти за внедрение и развитие ИТС, но не меньше добрых слов заслуживают разработчики сервиса "Пробки в Москве", который был запущен в мае 2006 г. Сейчас этот сервис называется "Яндекс.Пробки" и является лидером подобных сервисов. Для того чтобы выстроить оптимальный маршрут и сделать прогноз о времени в пути, необходимо собрать очень много информации, которую сервис получает от смартфонов водителей с запущенным Яндекс.Навигатором и от компаний с большим парком автомобилей, оборудованных GPS-приемником и модемом. Вероятно, алгоритмы обработки информации совершенствуются со временем и пользы от указанного сервиса становится больше с каждым годом.

Можно предположить, что водители пожарных, полицейских автомобилей, экипажей ЧОПов и карет скорой помощи пользуются подобными мобильными сервисами, что автоматически уменьшает время в пути и делает нашу жизнь более безопасной. Безусловно, умным можно назвать только тот город, в котором безопасность жителей обеспечивается огромным количеством современных технических средств безопасности, причем системы безопасности должны наращиваться и совершенствоваться. Но пример с ИТС и "пробочным" сервисом показывает, что умные города являются более безопасными.

Под термином умный город предлагается понимать концепцию интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета вещей на основе искусственного интеллекта и анализа данных для решения задачи эффективного управления городским хозяйством, обеспечения экономического, социального и культурного развития, что в конечном итоге способствует повышению качества жизни людей.

Влияние городского интеллекта на вопросы безопасности

Проблема реагирования на тревожные сообщения представляет первостепенное значение как для предприятий, граждан и государства, так и для структур, осуществляющих охранную и противопожарную деятельность, и сокращение времени прибытия на объект увеличивает вероятность задержания криминалитета и может минимизировать убытки от пожара. Однако грамотное использование современных технических возможностей позволяет получать и другие выгоды, косвенно влияющие на вопросы безопасности. Поделюсь с вами личным опытом, который я приобрел, работая директором торговой компании, занимающейся поставками технических средств безопасности.

Работа транспортного отдела всегда представляла большую важность для нашей компании, но в то же время порождала массу проблем разного характера и влекла за собой неуклонно растущие финансовые расходы, необходимость которых в некоторых случаях трудно было проверить. Ситуация кардинально поменялась в последние годы: количество проблем уменьшилось на порядок, а финансовые расходы стали снижаться даже при росте цен на бензин и новые автомобили. Произошло это благодаря появлению новых технических возможностей.

Если раньше директор в режиме онлайн с помощью 1С контролировал работу только сотрудников отделов закупок и продаж, то теперь с определенной периодичностью он стал следить за местоположением водителей. Очень скоро сократилось время простоя водителей, а случаи необоснованного отклонения от маршрута стали экзотикой. Замечу, что компания выдает водителям простые служебные телефоны, но большинство водителей активно используют сервис "Яндекс.Пробки" в личных смартфонах с целью более раннего ухода с работы. Это привело к тому, что водители стали возвращаться на базу значительно раньше окончания рабочего дня, что позволило со временем оптимизировать и количество водителей, и количество автомобилей, и транспортные расходы, и расходы компании в целом.

Сокращение водителей могло породить серьезные проблемы для работы склада, если бы все они стали подъезжать к складу почти одновременно ближе к 17.00, но подобных ситуаций обычно удается избежать с помощью систематического мониторинга местоположения и телефонных разговоров. Водители нашей компании часто получают распоряжения об изменении задания и воспринимают это нормально, так как если сегодня у него работы прибавилось, то в ближайшие дни, скорее всего, убавится. Эти нововведения позволили развести по времени приезд водителей, оптимизировать работу склада и поднять качество обслуживания клиентов.

Безусловно, в стоимости товаров и услуг заложена стоимость накладных расходов. Снижение транспортных издержек – это возможность снижения цены для потребителя, причем без ухудшения качества обслуживания, что очень важно для развития бизнеса. Мне кажется, что данный пример работы одного отдела частной компании иллюстрирует преимущества работы в новом информационном поле, которого не было всего лишь два десятилетия назад.

Количество безопасных городов будет увеличиваться

В России сегодня насчитывается около 1100 городов, и далеко не все из них соответствуют понятиям "умный" и "безопасный" город. Но если мы вспомним, что творилось в Москве в конце ХХ века, то поймем, что путь, пройденный нашей столицей, заслуживает уважения и вселяет надежду, что количество умных городов в РФ будет увеличиваться.

В заключение приведу слова мэра Москвы Сергея Собянина, сказанные им на открытии центра информационных технологий "Умный город" на ВДНХ в сентябре 2016 г.: "Мы много слышали об умных городах (Smart City) и всегда думали, что это где-то очень далеко, не у нас... Если сравнить по тем или иным параметрам информационные сервисы, которые есть у нас и в других городах, то вы c очевидностью увидите, что Москва становится одним из мировых лидеров в этой отрасли".

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2017
Посещений: 4167

  Автор

Александр Маслов

Александр Маслов

Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность", генеральный директор ООО "ТИНКО"

Всего статей:  12

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций