Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Автотранспортный контрольно-пропускной пункт (АТКПП).Принцип модульной сборки

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Автотранспортный контрольно-пропускной пункт (АТКПП).Принцип модульной сборки

На рынке существует огромное количество всевозможных изделий и систем, позволяющих достаточно эффективно реализовать требования безопасности транспортных объектов. Однако такое разнообразие, да еще и от разных производителей, а также отсутствие единой тактики организации работы транспортных проходных, представляет серьезную проблему как для собственников таких объектов, так и для организаций, которые занимаются проектированием систем безопасности
Виталий Кобзун
Генеральный директор ООО "Радиорубеж"

В силу объективных современных обстоятельств вопросам безопасности транспортных проходных, как особо уязвимого места в системе безопасности объекта, уделяется повышенное внимание. На эту тему уже были опубликованы статьи и материалы, например, "Транспортные проходные. Практические рекомендации" (П.А. Черушев, каталог "СКУД. Антитерроризм 2014").

Государство тоже уделяет немалое внимание этому вопросу. Достаточно посмотреть на ряд федеральных документов, чтобы в этом убедиться: Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ (в ред. от 06.07.2016 г.) "О транспортной безопасности", постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458 "Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса" и др.

Задача интеграции оборудования в единую систему

Регламентирующие документы, как правило, представляют собой требования и рекомендации к техническим устройствам либо к методике проведения самой процедуры досмотра транспорта на КПП. При этом очень мало внимания уделяется интеграции и взаимодействию различных устройств, составляющих единый комплекс АТКПП.

Разнообразие и особенности конструкций, питания и управления подобных изделий при схожем функциональном назначении очень сильно затрудняют интегрирование оборудования в единую систему.

Проблему усугубляет и то, что АТКПП – это не только инженерно-технический узел, но и обслуживающий персонал с целым комплексом соответствующих мероприятий, строго регламентирующим его функционирование.

Данная статья выносит на обсуждение вариант решения такой проблемы. При этом автор стремился объединить в решении сразу три вопроса:

  1. найти способ интеграции в едином комплексе оборудования от нескольких производителей, работающего на разных принципах;
  2. создать типовое проектное решение, облегчающее работу соответствующих организаций, которые занимаются проектированием подобных объектов;
  3. создать комплекс с гибкой конфигурацией и возможностью наращивания его структуры с добавлением отдельных модулей.

Автотранспортный шлюз как пример двух состояний

Рассмотрим вариант решения проблемы на примере автотранспортного шлюза.

Начнем с инженерно-технических сооружений – как основы всей системы. Наряду с пассивными преграждающими препятствиями, заграждениями и железобетонными блоками для нас представляют интерес управляемые преграждающие электромеханические устройства: ворота (распашные, откатные и др.), болларды, шлагбаумы (в том числе противотаранного типа) и др. Несмотря на конструктивные различия, их объединяет один основной принцип: каждое из них может находиться в одном из двух основных состояний – "открыто" или "закрыто". Это значит, что устройства могут быть скомбинированы в единую систему.

Второй тип устройств – это светозвуковое оборудование: светофоры, сирены и т.п. Их также можно сгруппировать по основным состояниям – "включить", "выключить".

Третьей составляющей является изделие, обеспечивающее безопасность людей и транспортных средств, находящихся в опасных зонах при работе преграждающих устройств – так называемые "датчики опасной зоны" (Д.О.З.). Такие устройства хоть и работают на различных принципах, но в большинстве своем сигнализируют всего о двух состояниях опасной зоны – "свободно" и "занято".

Такое группирование вышеуказанных устройств является в некоторой степени условным, но из огромного количества оборудования, представленного сегодня на рынке, вполне возможно подобрать соответствующие типы и модели, отвечающие вышеуказанным требованиям.

На рис. 1 представлена упрощенная схема автотранспортного шлюза, которая дает наглядное расположение устройств для облегчения понимания принципа его работы.


Алгоритм работы следующий.

Внутри транспортного шлюза находятся два человека. Первый производит досмотр транспортного средства (ТС) и сообщает соответствующие результаты по радиосвязи второму, который находится в защищенной кабине и управляет механизмом шлюза. При этом режим шлюза предполагает, что выездные ворота могут быть открыты только в случае, когда въездные ворота закрыты, и наоборот (кроме аварийного режима, когда преграждающие устройства могут быть открыты одновременно).

На рис. 2 представлена структурная схема соединений устройств шлюза. При этом устройства сгруппированы по функциональному назначению.


Устройства соединяются со своими ПЛК посредством "сухих контактов", а ПЛК объединяются в единую шину RS-485. Подключение контроллера 3 к ПК для программирования определяется его типом (RS-485, RS-232, Ethernet и т.д.)


В основе работы шлюза лежит давно известный принцип диспетчерского управления и сбора данных (Supervisory Control And Data Acquisition) – SCADA, позволяющий создать простейшую программу не только управления шлюзом, но и конфигурирования входящих в него модулей, а также разрабатывать различные алгоритмы его работы. Термин SCADA подразумевает совокупность аппаратной части (программируемые логические контроллеры – ПЛК) и ПО. Изделия подобного плана различных производителей широко представлены на рынке промышленной автоматики.


На рис. 3 представлена схема соединений, а на рис. 4 – таблица соответствий, реализующая принцип простейшего автотранспортного шлюза.

Типовое проектное решение основывается на простом решении

С точки зрения работника проектной службы последовательность действий по реализации комплекса следующая:

  • составить алгоритм работы АТКПП (например, согласно вышеописанному);
  • сконфигурировать устройства, входящие в него, согласно требуемому расположению (например, аналогично рис. 1 и 3);
  • выбрать подходящие ПО и ПЛК, имеющий в своем составе соответствующее количество входов и выходов;
  • подключить персональный компьютер, загрузить ПО;
  • создать необходимую таблицу соответствий (рис. 4).

Обратим внимание, что простота подхода в решении поставленной задачи дает возможность считать такой способ типовым проектным решением (ТПР), то есть основой для создания более серьезных комплексов безопасности, включающих в себя большое количество устройств с различной архитектурой и алгоритмом работы.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2017
Посещений: 5561

  Автор

Виталий Кобзун

Виталий Кобзун

Генеральный директор ООО "Радиорубеж"

Всего статей:  3

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций