Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

"Формирование системы охраны и безопасности объектов. Ведомственные подходы и техническое регулирование"

"Формирование системы охраны и безопасности объектов. Ведомственные подходы и техническое регулирование"

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Формирование системы охраны и безопасности объектов. Ведомственные подходы и техническое регулирование

Вопросы антитеррористической и противокриминальной защиты объектов (зданий, строений или сооружений) и имущества являются сейчас объектом повышенного внимания. Скорейшему решению этих вопросов должна способствовать разработка группы технических регламентов (ТР)

С.М. Вишняков
Старший научный сотрудник ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России

В настоящее время активно ведется работа по разработке ТР по требованиям к системе антитеррористической и противокриминальной защиты объектов, имущества (далее - системы защиты), информация о которых была представлена в № 63 (№ 3-2005) журнала "Системы безопасности". Можно напомнить, что предполагаемые ТР направлены на установление общих принципов формирования систем на объектах и на их подтверждение соответствия установленным требованиям и положениям.

Общие обстоятельства

Как принято сегодня говорить, главное - это обеспечение определенного уровня безопасности от предполагаемых угроз террористического и/или криминального характера, внешнего и/или внутреннего воздействия при оптимальных затратах на организацию соответствующих служб и применение технических средств и систем.

Однако, как мы уже упоминали, это лишь один из видов безопасностей, необходимых для нормального функционирования объектов.

Виды безопасностей достаточно полно определены Федеральным законом "О техническом регулировании" № 184-ФЗ. Реализация требований, обеспечивающих эти виды безопасностей, может являться предметом технического регулирования при разработке как общего, так и специальных технических регламентов.

Особенностью настоящего положения является наличие многочисленных нормативных ведомственных актов, решающих вопросы охраны и безопасности в сфере своей деятельности. С одной стороны, это правильно и необходимо, так как соответствующие службы, в том числе службы охраны и безопасности, несут прямую ответственность за функционирование и эксплуатацию объектов. В то же время имеется много общих вопросов, решаемых этими же службами, но с различными затратами и эффективностью. В настоящее время, в ситуации повышенной террористической и криминальной опасности, существует необходимость консолидации сил и средств различных структур, а также исключения необоснованного дублирования их функций.

Последнее замечание в достаточной мере относится к имеющейся нормативной базе и ее применению. Учитывая направленность статьи, целесообразно рассмотреть состояние нормативной базы в вопросах охраны и безопасности (далее - охраны) объектов.

Действующие нормативные документы по этим вопросам носят ведомственный характер, но, учитывая характер угроз и способы противостояния, практически во многом идентичны. Это и понятно, так как подходы к решению подобных вопросов вырабатывались многими десятилетиями.

Однако ведомственная разобщенность оказывала значительное влияние на разработку новых технических средств и систем охраны (ТСО) и на их внедрение в сфере защиты и охраны объектов.

В связи с установлением рыночных отношений расширилось представление на рынке систем безопасности изделий зарубежного производства, что оказывает серьезное влияние на выбор изделий при формировании систем комплексной безопасности (СКБ).

Можно считать главной особенностью в формировании подобных систем отсутствие нормативных документов по обоснованию, выбору и применению средств и систем охраны для решения конкретных задач по защите объектов. Среди отечественных организаций, много десятилетий работающих в создании нормативной базы по обеспечению защиты и охраны объектов, можно назвать ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России, ФГУ ВНИИПО МЧС России и ФГУП СНПО "Элерон" Минатома России.

В эту работу всегда вносили значительный вклад организации ВО "Союзспецавтоматика", ныне ведомые международными организациями "СистемСервис" и "Академия комплексных систем безопасности".

С образованием МЧС России существенный вклад вносит ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России.

Учитывая многоплановый характер обеспечения безопасности объектов, мы рассмотрим состояние нормативной базы только по вопросам защиты и охраны объектов.

Предъявляем документы...

Прямых нормативных документов, рассматривающих защиту объектов комплексно, как анти-террористическую и противокриминальную систему, нет. Существуют Федеральные законы, подзаконные акты и ведомственные нормы по борьбе с террористическими и криминальными акциями. Но, как видно из многих публикаций не только в настоящем журнале, назрела необходимость создания прямых нормативных документов. Эту задачу можно успешно решить с использованием уже существующей ведомственной нормативной базы, на что и направлены усилия разработчиков ТР в настоящее время. В журнале "Системы безопасности" было опубликовано большое количество материалов о действующих нормативных документах по названным вопросам, поэтому приведем дополнительно названия только наиболее необходимых и предполагаемых к использованию при разработке технических регламентов:

  • РД 78.36.005-2005 "Рекомендации о порядке обследования объектов, принимаемых под охрану" (ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России).
  • РД 78.36.004-2005 "Рекомендации о техническом надзоре за выполнением проектных, монтажных и пусконаладочных работ по оборудованию объектов техническими средствами охраны" (ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России).
  • Учебно-методическое пособие "Основные требования к проектированию автоматизированных комплексных систем безопасности и жизнеобеспечения" (Университет комплексных систем безопасности и инженерного обеспечения. - Москва, 2002).
  • Пособие для специалистов проектных и монтажных организаций, заказчиков, страховых компаний, инвесторов и контролирующих органов "Требования к техническим средствам и системам комплексного обеспечения безопасности, автоматизации и связи многофункциональных высотных зданий и комплексов" (Всемирная академия наук комплексной безопасности. Университет комплексных систем безопасности и инженерного обеспечения, Москва, 2005).
  • ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования" (ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России).
  • НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования".

Несомненно, что разработка технических регламентов по вопросам формирования систем охраны и безопасности, антитеррористической и противокриминальной защиты объектов и имущества будет идти с учетом и применением положений и требований таких Федеральных законов, как:

  • № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом";
  • № 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
  • № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
  • № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". Важным вопросом, предшествующим вопросу формирования системы защиты и охраны, является установление порядка и критериев оценки категорий объектов и уровней защищенности от предполагаемых угроз террористического и/или криминального характера.

В статье "Угрозы и защищенность объектов системами комплексной безопасности. Обзор по некоторым материалам журнала "Системы безопасности" (№ 2-2004) был представлен анализ мнений и предложений по вопросам формирования систем комплексной безопасности во взаимосвязи с предполагаемыми видами угроз и представлением характера самих угроз за период 1999-2003 гг.

Приведенные предложения и мнения специалистов отражали подходы к формированию СКБ для объектов особой важности и во многих позициях являлись схожими. Отмечалось, что для охраны особо важных объектов существуют разного рода ведомственные требования и инструкции по организации противостояния возможным или допустимым угрозам. Вместе с тем имеются и определенные различия, обусловленные как отношением к предполагаемым угрозам, так и к способам и методам их предупреждения и ликвидации.

Анализ статей показывал, что в связи со значительным осложнением обстановки, вызванным имеющимися террористическими актами, методы и способы защиты особо важных объектов могут быть распространены на объекты общественного значения. К ним в первую очередь были отнесены школы, больницы, театры, гостиницы и тому подобные объекты.

В решении этого вопроса могут быть полезными и необходимыми рекомендации и инструкции, нормативные документы и государственные стандарты.

Можно упомянуть о предложениях, высказанных в следующих статьях:

  • Г.И. Пинчук, главный специалист специального РНЦ "Курчатовский институт". "Анализ уязвимости - ключ к построению эффективной системы охраны объектов".
  • П.Г. Панченко, специалист в области обеспечения безопасности объектов транспорта. "Организация систем безопасности аэропортов" ("Системы безопасности" № 48-2003).

В первой статье анализ уязвимости рассматривался как необходимый этап в создании эффективной системы охраны и должен был проводиться с целью установления возможных последствий воздействия нарушителей на элементы объекта, оценок показателей уязвимости объекта (эффективности охраны), выявления слабых мест и недостатков существующей системы охраны или рассматриваемых проектных вариантов системы, а в итоге - выбора наилучшего варианта системы охраны объекта.

Под уязвимостью объекта автор понимал степень его незащищенности к воздействию нарушителей, а в анализ уязвимости включал:

  • разработку модели нарушителей;
  • выделение и категорирование особо важных зон объекта;
  • оценку показателей уязвимости;
  • определение слабых мест и недостатков в системе охраны.

Отмечалось, что модель нарушителя может иметь разную степень детализации, но в целом она должна определять:

  • категории (типы) нарушителей, которые могут воздействовать на объект;
  • цели, которые могут преследовать нарушители каждой категории, возможный количественный состав, используемые инструменты, принадлежности, оснащение, оружие и прочее;
  • типовые сценарии возможных действий нарушителей, описывающие последовательность (алгоритм) действий групп и отдельных нарушителей, способы их действий на каждом этапе.

При рассмотрении категорий нарушителей обращалось внимание на необходимость определения зон, которые могут быть предметом атаки и целью нарушителя.

Во второй статье были определены задачи системы безопасности, комплексность решения проблем безопасности, а также расширенно представлены вопросы анализа уязвимости объекта.

По мнению автора, комплексное решение проблем безопасности подразумевает:

  • обеспечение безопасности персонала, пассажиров, представителей авиакомпаний, материальных и финансовых ресурсов от возможных угроз всеми доступными законными средствами, методами и мероприятиями;
  • обеспечение безопасности информационных ресурсов в течение всего их жизненного цикла, на всех технологических этапах их обработки (преобразования) и использования во всех режимах функционирования;
  • способность системы к развитию и совершенствованию в соответствии с изменениями условий функционирования аэропорта.

При этом комплексность реализуется совокупностью правовых, организационных и инженерно-технических мероприятий и достигается:

  • обеспечением соответствующего режима и охраны объектов аэропорта;
  • широким использованием технических и инженерных средств обеспечения безопасности;
  • развернутой информационно-аналитической и оперативной деятельностью.

В статье также обращалось внимание на анализ уязвимости объекта. При этом в процессе выявления, анализа и прогнозирования потенциальных угроз интересам объектов аэропорта учитывались объективно существующие внешние и внутренние условия, влияющие на их опасность.

В анализ уязвимости автор включает:

  • разработку модели нарушений;
  • выделение и категорирование особо важных зон объекта;
  • оценку показателей уязвимости;
  • определение слабых мест и недостатков в системе охраны.

Едва ли не главное в использовании моделей -это формализация процедур оценок и анализа, снижение субъективности в оценках, ясное представление эффекта реализации конкретной системы охраны.

В указанных выше нормативных документах были в совокупности отражены многие подобные предложения, которые и должны быть использованы при разработке ТР.

Использующиеся документы

РД 78.36.005 устанавливает порядок обследования объектов, подлежащих охране, и предназначен для оказания методической помощи специалистам вневедомственной охраны, занимающимся вопросами организации обследования объектов.

Изложены порядок и последовательность обследования объекта, подлежащего принятию под охрану, определены основные задачи, решение которых необходимо для организации надежной системы охраны объекта.

Целью обследования является определение категории охраняемого объекта, разработка комплекса мероприятий и технических предложений по организации охраны объекта с учетом сформированных типовых решений, обеспечивающих достаточную безопасность имущества собственника по доступной цене.

По результатам обследования разрабатываются предложения по организации охраны объекта, структуре комплекса охранной сигнализации, необходимости применения средств усиления охраны, проведению мероприятий по инженерно-технической укрепленности, объемам монтажных работ на объекте.

В приложении представлены группы и подгруппы по категорированию объектов.

РД 78.36.004 представляет порядок организации и проведения технического надзора за выполнением проектных, монтажных и пуско-наладочных работ при оборудовании объектов техническими средствами охраны.

Рекомендации предназначены для инженерно-технических работников вневедомственной охраны и специалистов служб безопасности различных организаций, занимающихся вопросами проектирования, монтажа и наладки технических средств охранной и тревожной сигнализации.

Требования Рекомендаций распространяются на работы, выполняемые при оборудовании ТСО объектов различных форм собственности, охраняемых или передаваемых под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. При осуществлении технического надзора за выполнением монтажных и пусконаладочных работ по оборудованию объекта ТСО проводится комплекс проверок, в том числе экспертиза проектно-сметной документации, если таковая не проводилась ранее, и контроль сертификатов, удостоверяющих качество оборудования и материалов.

Пособие предназначено для использования при проектировании высотных зданий и комплексов г. Москвы различного функционального назначения (в том числе и смешанного) высотой от 75 до 400 метров.

Пособие ориентирует заказчика и проектировщика в части функционального состава, современной нормативной базы и требований к составным частям систем комплексного обеспечения безопасности, автоматизации, связи и жизнеобеспечения, применяемых в современных зданиях. С целью оптимального расходования средств на обеспечение безопасности должен реализовываться принцип адекватной и разумной достаточности, подразумевающий, что все принятые мероприятия и решения соответствуют Концепции комплексного обеспечения безопасности и принятому перечню угроз и моделей нарушителя. Многофункциональные высотные здания и комплексы должны оборудоваться системами комплексного обеспечения безопасности, в состав которых должны входить:

  • система мониторинга и управления инженерным оборудованием (СМИС);
  • система мониторинга состояния инженерно-технических (несущих) конструкций здания;
  • системы обнаружения и защиты от пожара;
  • система охранной сигнализации;
  • система тревожно-вызывной сигнализации;
  • система контроля и управления доступом;
  • система охранного телевидения;
  • система оперативной связи;
  • система телекоммуникаций;
  • система электропитания для обеспечения бесперебойным электроснабжением элементов систем комплексного обеспечения безопасности;
  • система защиты информации;
  • система охранного освещения;
  • система управления эвакуацией людей из многофункциональных высотных зданий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • система аварийного освещения эвакуационных путей;
  • другие средства и системы, необходимость применения которых должиа быть определена на предпроектном этапе.

Подготовка предложений для включения в техническое задание на создание систем комплексного обеспечения безопасности конкретного объекта включает:

  • анализ угроз и моделей нарушителей;
  • определение критически важных точек объекта;
  • выделение в многофункциональных высотных зданиях и комплексах охраняемых зон и зон ограниченного доступа;
  • определение конфигурации систем комплексного обеспечения безопасности в целом и их отдельных компонентов;
  • определение функциональных и технологических связей систем комплексного обеспечения безопасности;
  • формирование различных вариантов построения систем комплексного обеспечения безопасности объекта;
  • оценку эффективности вариантов построения систем комплексного обеспечения безопасности объекта;
  • оценку стоимости вариантов построения систем комплексного обеспечения безопасности объекта;
  • выбор варианта (вариантов) на основе критерия "эффективность - стоимость".

Утверждается, что технические средства систем комплексного обеспечения безопасности должны иметь соответствующие сертификаты, быть безопасны для обслуживающего персонала и удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.007.0.

Конкретно излагаются общие требования по обеспечению электробезопасности и электромагнитной совместимости.

Если ТС участвуют в обработке информации, составляющей государственную тайну, то они в обязательном порядке должны иметь сертификаты соответствия требованиям Гостехкомиссии России.

Особое внимание уделено структурированной системе мониторинга и управления инженерным оборудованием.

Более значимым по созданию и применению СМИС является ГОСТ Р 22.1.12 (5).

Стандарт устанавливает:

  • категории потенциально опасных объектов, зданий и сооружений (далее - объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС);
  • основные требования к построению СМИС;
  • перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;
  • порядок информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района;
  • порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.

Сама СМИС, построенная на базе программно-технических средств, предназначена для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях и для передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в том числе вызванных террористическими актами.

В состав СМИС должны входить следующие компоненты:

  • комплекс измерительных средств, средств автоматизации и исполнительных механизмов;
  • многофункциональная кабельная система;
  • сеть передачи информации;
  • автоматизированная система диспетчерского управления инженерными системами объектов;
  • административные ресурсы.

Положения стандарта должны быть применены при формировании требований к системе защиты и охраны объектов.

Приведенные отдельные моменты из содержания представленных нормативных документов подчеркивают их взаимосвязь в формировании и представлении систем охраны и безопасности на объектах.

В то же время можно отметить дублирование отдельных положений, которое может быть устранено в процессе разработки технических регламентов при привлечении специалистов, работающих над проблемами комплексной безопасности объектов.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2006
Посещений: 17457


  Автор
Вишняков С. М.

Вишняков С. М.

Редактор раздела "Комплексные системы безопасности"

Всего статей:  43

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций