В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Отличительная особенность данных объектов заключается в концентрации предприятий многопрофильной отраслевой направленности с различной степенью опасности на единой территории. Такие ИП функционируют вдали от населенных пунктов и относятся к типу "Гринфилд" (Greenfield).
Индустриальный парк как "инструмент" современной экономики, в котором сочетаются различные инновационные технологические процессы, вещества и материалы, требует особого внимания к решению комплекса вопросов по обеспечению безопасности и защите окружающей среды от различных внешних и внутренних угроз. Последствия деструктивных событий в промышленных кластерах такого типа приводят к возникновению различного рода чрезвычайных ситуаций (ЧС): аварий, взрывов, пожаров, обрушений, экологических катастроф, травмы персонала и т.д. и, как следствие, к крупным материальным потерям. В настоящее время вопросы обеспечения комплексной безопасности индустриальных парков как новых объектов экономики не исследованы. Под обеспечением и управлением комплексной безопасностью нами понимается исследование всех видов опасностей, угрожающих индустриальному парку; оценка рисков, связанных с этими опасностями, и разработка методов и способов управления рисками для снижения их значений до допустимых уровней. Для решения этой задачи необходим детальный анализ объема оперативной работы аварийно-спасательных служб (АСС), разработка методов и средств организации системы обеспечения комплексной безопасности с целью ее эффективного функционирования. Сегодня не существует единой структуры (службы) в ИП, которая бы имела рациональный набор сил и средств для мониторинга и управления процессом предупреждения и ликвидации деструктивных событий (ДС), проявляющихся при эксплуатации парков различного рода ЧС.
Статистика боевых выездов подразделений АСС, впервые проведенная в одном из самых крупных в России индустриальном парке типа "Гринфилд" (Greenfield) за четыре года (2012– 2015 гг.), показывает, что максимальное количество выездов приходится на следующие деструктивные события: пожары и возгорания – 48%, нарушения правил ведения огневых и газоопасных работ – 25%. На другие виды ДС приходится 27% боевых выездов, в том числе на дорожно-транспортные происшествия – 10%, аварии – 6%, оказание медицинской помощи персоналу предприятий – 6% и т.д.
Целевой задачей является не просто обеспечение безопасности ИП, но и создание рациональной модели системы обеспечения комплексной безопасности (СОКБ), предусматривающей повышение уровня всех видов предупреждения и ликвидации ЧС на объектах ИП с обоснованными финансовыми расходами на эти цели.
Создание единой СОКБ ИП должно основываться на определенных правилах, закрепленных в нормативных документах. Никогда прежде органы управления регионов и индустриальных парков не решали такой задачи. Отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы обеспечения комплексной безопасности действующих и строящихся индустриальных парков, затрудняет определение необходимых сил и средств и организацию соответствующей координирующей структуры (службы). В связи с этим актуальным является создание модели управления СОКБ для ИП, а также разработка практических рекомендаций по созданию системы обеспечения комплексной безопасности индустриальных парков (рис. 2).
Основой СОКБ ИП служит, во-первых, подсистема мониторинга и анализа опасностей и рисков, угрожающих ИП, отслеживающая возникновение всех деструктивных событий на территории ИП и прилегающей к нему зоны обслуживания; во-вторых, подсистема ликвидации последствий ЧС, обеспечивающая режим постоянной готовности и экстренного реагирования на ДС с целью их ликвидации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
При решении данных задач необходимо провести обобщение опыта передовых стран в области организации систем обеспечения безопасности техногенных объектов такого типа, изучить проблемы при их реализации. Проведенный анализ, применительно к индустриальному парку, позволит выявить роль отдельных факторов риска и возможности управления рисками с целью ослабления негативного воздействия на функционирование объекта защиты в целом.
На устойчивое функционирование ИП оказывают негативное воздействие различные виды угроз, источниками которых являются структура внутренних факторов производства существующих предприятий и объектов (техногенная и инфраструктурная опасности) и внешних – окружающая среда (экологическая опасность), а также социальный фактор, определяемый составом и количеством персонала на предприятиях ИП. Поэтому в первую очередь важно обеспечить безопасность именно в этих направлениях (рис. 3).
Модель СОКБ предлагается оценить в соответствии с назначением и профильной специализацией предприятий ИП. Цель создания СОКБ здесь рассматривается не как главная задача, а как подчиненная обеспечению жизнедеятельности предприятий-резидентов, персонала и работников, то есть безопасность ИП как объекта техносферы – не самоцель, а средство его выживания (рис. 4).
При создании данной структуры необходима разработка проекта организационно-штатной структуры и функционирования СОКБ как в целом, так и отдельных подразделений, служб и аппарата управления в частности. С учетом специализации технологических процессов и других параметров индустриально-промышленной среды нами представлена модель управления СОКБ ИП (рис. 5) для эффективного управления комплексной безопасностью ИП и координации специализированных служб экстренного реагирования. Основными структурными звеньями СОКБ являются подразделения аварийно-спасательных служб.
Создаваемое на базе СОКБ ИП дежурно-диспетчерское подразделение управления силами и средствами позволит осуществлять постоянный мониторинг текущей оперативной обстановки в зоне ответственности на производствах и объектах резидентов ИП, обеспечить контроль развития возникающих угроз безопасности объектов и действий специализированных оперативных подразделений АСС по их ликвидации, информационную поддержку действий оперативных подразделений дежурных смен АСС и принятия управленческих решений, разработку планов оперативного реагирования на возникающие угрозы и своевременное оповещение персонала ИП и руководства производств о фактах и условиях возникновения ДС и ЧС.
При использовании разработанной модели управления СОКБ ИП одновременно со снижением рисков возникновения ЧС в индустриальных парках будет достигнуто сокращение социально-экономического ущерба на объектах резидентов и собственников.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2017
Посещений: 6282
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций