Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Безопасность на транспорте Современный подход и перспективы

Безопасность на транспорте Современный подход и перспективы

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Безопасность на транспорте
Современный подход и перспективы

Учитывая географию нашей страны, Президент и Правительство Российской Федерации однозначно определяют развитие транспорта одним из приоритетов в стратегическом плане деятельности. Проблемы обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортной системы являются предметом непрерывного исследования и совершенствования как со стороны государственных органов власти и научных организаций, так и со стороны субъектов транспортного рынка - транспортных предприятий


А.А. Журавков

Заместитель начальника
Управления транспортной безопасности
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) можно сравнить с нервной системой в живом организме. Имея в своем составе почти 6000 государственных инспекторов по всей территории России, она осуществляет функции по своевременному выявлению и устранению "больных" мест в транспортной системе страны. Служба реализует полномочия по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, промышленного транспорта и дорожного хозяйства.

Проверки и лицензирование

Традиционными методами работы надзорных органов являются проведение инспекторских проверок и выдача разрешительных документов. В этом плане Ространснадзор не исключение. В соответствии с законодательством и установленными полномочиями нашей службой осуществляется лицензирование авиационных предприятий на право осуществления деятельности по авиационной безопасности, проводится аттестация аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей транспортного комплекса. Естественно, что ни лицензия по авиационной безопасности, ни свидетельство об аттестации аварийно-спасательного формирования не могут быть выданы без соответствующей проверки заявителя.

Нестандартные методы инспектирования

Государственные инспекторы Управления транспортной безопасности вводят в практику и нестандартные методы инспектирования. Не секрет, что предприятия, зная о предстоящей проверке, зачастую стараются "подчистить хвосты" или создать видимость соответствия требованиям. В этом случае простая проверка содержания внутренних документов, описывающих обязательные процедуры, либо проверка наличия необходимого оборудования может не выявить имеющихся нарушений.

К нестандартным (современным) методам проверки мы относим действия по комплексной оценке систем безопасности предприятий, которые в международной практике получили название "испытание системы безопасности предприятия".

Одним из видов таких испытаний является проведение внезапных проверок -когда предприятие заранее о них не уведомляется. В данном случае все системы обеспечения безопасности, включая охранные и досмотровые системы, системы контроля доступа и видеонаблюдения, проверяются не как техническое оснащение, а как единый блок "человек-машина". Причем именно на этом стыке, как правило, и происходят сбои. Проверяя работу персонала во время текущей работы, когда человек не информирован о проверке, удается установить факторы и предпосылки к сбоям в системах безопасности, которые должны быть устранены для исключения даже малейшей возможности их использования в противоправных целях.

Аналогично проверяется система реагирования на ЧС, которые никогда не происходят по заранее спланированному сценарию и в заранее известное время. Недостаточно просто установить наличие необходимого персонала аварийно-спасательной службы, исправных средств защиты и спасения, противопожарного оборудования. Все это необходимые, но недостаточные условия для того, чтобы подтвердить готовность формирования к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Инспекторы Управления транспортной безопасности проверяют готовность аварийно-спасательных формирований в ходе практических действий, демонстрируемых при ликвидации "условных" происшествий, обстоятельства которых проверяемым неизвестны заранее. Именно в условиях дефицита информации (характерного для реальных ЧС) можно проверить грамотность и своевременность решений, принимаемых руководителями аварийно-спасательных работ.

Результаты подобных проверок позволяют безошибочно определять, где безопасности уделяется должное внимание, где руководители и персонал ответственно относятся к исполнению своих обязанностей и стремятся обеспечить соблюдение требований безопасности, а где делается попытка создать видимость соответствия требованиям, где мероприятия финансируются и реализовываются по остаточному принципу.

Мероприятия Ространснадзора

С 2009 г. в рамках ФЦП "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства РФ № 972 от 29 декабря 2007 г., Ространснадзор реализует два проекта, связанных с контролем и надзором за соблюдением требований в части аварийно-спасательного обеспечения в аэропортах и в части ПБ на транспортных средствах.

До 2012 г. будут проведены исследования пожарной безопасности эксплуатации воздушных судов гражданской авиации и разработана система контроля готовности и мониторинга аварийно-спасательных формирований и спасателей транспортного комплекса. Целью этой работы является снижение тяжести последствий авиационных происшествий путем создания эффективной системы контроля готовности и мониторинга аварийно-спасательных формирований и спасателей на аэродромах гражданской авиации. Кроме того, удастся обеспечить соответствие нашей системы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов современному уровню развития гражданской авиации и международным стандартам.

Проводимые институтом работы направлены на оценку возможности повышения эффективности аварийно-спасательных и противопожарных работ на аэродроме при снижении количества личного состава пожарно-спасательной команды для каждой категории аэродрома по уровню требуемой пожарной защиты за счет применения новых технологий, современной аэродромной пожарной техники и пожарно-технического оборудования и снаряжения.

Результаты работы должны быть использованы для обоснования основных направлений совершенствования нормативно-правовой и методической базы, регламентирующей организацию аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов воздушных судов на аэродромах гражданской авиации, в системе подготовки аварийно-спасательных служб, формирований и спасателей, а также в системе контроля их готовности к ликвидации последствий чрезвычайных происшествий на воздушном транспорте.

Другим мероприятием, проводимым Ространснадзором в рамках федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года", является разработка системы контроля и надзора за пожарной безопасностью при эксплуатации воздушных, морских судов, а также судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава.

Несмотря на то что Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (статья 11.16) установлена ответственность за нарушение правил ПБ на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, сегодня отсутствует система нормативных документов и организационных мер, устанавливающих систему надзора за соблюдением законодательства РФ об обеспечении ПБ при эксплуатации транспортных средств.

Существующие пробелы в законодательстве отрицательно сказываются на противопожарном обеспечении транспорта. Количество, дислокация и готовность (оснащенность) аварийно-спасательных формирований на транспорте, включая пожарные катера на морских акваториях, пожарные поезда на железнодорожном транспорте, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов в аэропортах гражданской авиации, в настоящее время не позволяют гарантированно ликвидировать пожары на транспортных средствах до начала воздействия их критических факторов на людей.

Результаты исследований направлены на обеспечение соблюдения требований и правил пожарной безопасности при эксплуатации рассматриваемых видов транспорта, а также на снижение рисков возникновения пожаров на транспортных средствах и тяжести их последствий.

В рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России в 2010-2015 годах" запланировано создание единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕИАС).

Создание ЕИАС Ространснадзора даст возможность решить задачи, связанные с проведением мониторинга основных показателей безопасности транспортного комплекса, и принимать меры при их выходе за пределы допустимых значений. Система позволит расширить практику предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности Ространснадзора, что особенно важно в тех случаях, когда меры ограничительного характера, принимаемые в отношении отдельных предприятий, затрагивают широкий круг лиц. Например, мы периодически приостанавливаем полеты в аэропортах, в которых выявляются серьезные нарушения в части авиационной безопасности, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения, а руководство этих аэропортов не выполняет предписания Ространснадзора. При этом авиакомпании, не имеющие возможности оперативно получать информацию о реальном состоянии дел в каждом аэропорту, продолжают планировать полеты и продавать билеты, становясь заложниками недобросовестности такого руководства аэропортов.

Организация интерактивного информационного взаимодействия с предприятиями транспортного комплекса позволит исключить вероятность возникновения подобных ситуаций. Информация о перевозчиках, имеющих негативную историю, и транспортных предприятиях, несвоевременно устраняющих нарушения, будет доступна в режиме on-line, что должно существенно сократить непроизводственные потери добросовестных перевозчиков и грузоотправителей.

Мы понимаем: поскольку потребитель является основным участником рынка транспортных услуг, то он заинтересован в получении информации, касающейся аспектов как своей деятельности, так и деятельности других субъектов транспортной отрасли. Поэтому сейчас, на этапе разработки и внедрения ЕИАС, для конечного пользователя мы предусматриваем возможность получения подобной информации на интерактивном портале www.rostransnadzor.gov.ru.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2010
Посещений: 12243


  Автор
Журавков А. А.

Журавков А. А.

Заместитель начальника
Управления транспортной безопасности
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Всего статей:  1

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций