Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

На страже интересов наших граждан

На страже интересов наших граждан

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

На страже интересов наших граждан

В условиях сложной оперативной обстановки защита имущественных интересов граждан и юридических лиц отнесена к числу приоритетных задач органов внутренних дел Российской Федерации, и наиболее значимая роль в обеспечении охраны всех форм собственности отводится именно вневедомственной охране, как одной из ведущих служб в системе профилактики имущественных преступлений.

Современная ситуация

Общее количество зарегистрированных преступлений в Российской Федерации за период с января по октябрь 2004 г. увеличилось на 3,1% и составило более 2,4 млн. Не спадает криминальная напряженность на улицах и в общественных местах. Рост уличной преступности в целом по России составил 8,7%. Вместе с тем, несмотря на существенный общий рост количества зарегистрированных краж (+9,7%), удалось добиться снижения краж из квартир граждан (-3,5%), в том числе за счет реализации комплекса мероприятий по профилактике преступлений в жилом секторе по линии вневедомственной охраны.

Возможность обеспечения надежной охраны объектов и квартир, а также активного участия строевых подразделений милиции вневедомственной охраны в профилактике преступлений и административных правонарушений обусловлена высокой оперативностью реагирования сотрудников службы на факты посягательств в отношении охраняемого имущества и совершения иных правонарушений.

В условиях эскалации угроз совершения террористических актов и диверсий одной из основных задач ГУВО МВД России, подчиненных и подведомственных подразделений является целенаправленная, планомерная и наступательная работа по усилению антитеррористической защищенности охраняемых объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и с массовым скоплением людей.

В ходе реализуемых мероприятий подразделениями только в сентябре-октябре 2004 года проведено 106 595 комиссионных обследований технической укрепленности объектов указанных категорий. По результатам проверки руководителям хозяйствующих субъектов внесено 51 720 представлений об устранении выявленных недостатков, предложены услуги вневедомственной охраны. Направлено 20 492 обращения руководителям предприятий и учреждений, главам администрации органов исполнительной власти, а также в органы прокуратуры по вопросам принятия мер усиления антитеррористической защищенности.

В результате проведенных мероприятий под охрану (стационарную и техническими средствами) принято 3378 объектов, из них: 271 особой важности, 100 жизнеобеспечения, 138 повышенной опасности, 2876 с массовым пребыванием граждан. Обеспечена защита 1939 образовательных учреждений.

В соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства Российской Федерации в целях усиления авиационной безопасности ГУВО совместно с Минтрансом России прорабатываются вопросы приема под вневедомственную охрану международных аэропортов и объектов их инфраструктуры. В рамках этой работы подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении указанной категории объектов в Перечень объектов, подлежащих государственной охране.

Вместе с тем необходимо констатировать, что основной проблемой надлежащего обеспечения антитеррористических мероприятий по инженерно-технической укрепленности и защищенности потенциально опасных объектов остается недостаточное финансирование охранных мероприятий.

Приоритетные направления деятельности в 2005 году

Основными направлениями деятельности вневедомственной охраны на 2005 год являются:

  • Проведение во исполнение Указа Президента РФ от 13.09.2004 ". № 1167 комплекса мер по усилению антитеррористической защищенности объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, а также с массовым пребыванием граждан.
  • Дальнейшее совершенствование организации централизованной охраны имущества юридических и физических лиц, в том числе путем перехода от непосредственной физической охраны к реализации комплекса охранных мероприятий с использованием современных отечественных технических средств.
  • Повышение эффективности деятельности нарядов милиции вневедомственной охраны в сфере обеспечения имущественной безопасности, а также предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений.

Функционирование системы сертификации

Объективной основой государственного регулирования безопасности товаров и услуг является необходимость защитить человека, его имущество и природную среду от отрицательных последствий современного научно-технического развития, от недобросовестных производителей, компенсировать недостатки конкуренции, создать условия для честной конкурентной борьбы.

Поэтому перед государством стоит ряд задач:

  • добиться повышения качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых на российском рынке;
  • осуществить интеграцию российской экономики в мировую (вступление в ВТО);
  • усилить ответственность производителей и поставщиков за возможный ущерб, нанесенный потребителю из-за низкого качества их продукции.

Для решения первой из названных задач необходимо подтверждение соответствия продукции установленному уровню требований. Из существующих процедур подтверждения соответствия наиболее распространенной стала сертификация, выполняемая специальными организациями, которые играют роль объективной и независимой стороны по отношению к производителю и потребителю.

Развитие российской системы регулирования безопасности и качества продукции идет, в основном, в русле эволюции мировой практики. Однако в значительной мере методы, схемы и организация сертификации в России модифицируются, приспосабливаются к российским особенностям.

В полной мере вышесказанное относится к аппаратуре охранно-пожарной сигнализации (ОПС), системам контроля и управления доступом (СКУД), телевизионным охранным системам (ТОC).

Отличительной особенностью сертификации технических средств охраны является то, что она распространяется не только на собственную безопасность приборов, но и предъявляет требования к качественным характеристикам и параметрам продукции. То есть сертификат соответствия на технические средства охраны подтверждает их соответствие российским стандартам как по требованиям безопасности, так и по требованиям назначения, устойчивости к внешним воздействующим факторам, электромагнитной совместимости (помехозащищенность и помехоэмиссия).

Системой обязательной сертификации электрооборудования (частью которой является сертификация технических средств охраны) взят курс на гармонизацию национальных стандартов со стандартами МЭК (Международная электротехническая комиссия). Однако ряд требований российских стандартов не совпадаете международными, поэтому признание иностранных сертификатов (за исключением Республики Беларусь) не практикуется. Вместе с тем требования по сертификации к отечественному и зарубежному производителю абсолютно аналогичны.

В настоящее время задачи обязательной сертификации технических средств охраны возложены на две системы сертификации:

  • Система сертификации электрооборудования (ССЭ) ГОСТ Р - оборудование для охранной сигнализации, систем контроля и управления доступом, телевизионных охранных систем;
  • Система сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации (ССПБ) - оборудование для охранно-пожарной сигнализации.

С целью защиты российского рынка от недоброкачественной аппаратуры ОПС, СКУД, ТОС приказом МВД России от 21 декабря 1992 г. был создан Центр сертификации аппаратуры (ЦСА) охранной и пожарной сигнализации ГУВО МВД России.

Надо отметить, что ЦСА ОПС стал одним из первых в Российской Федерации государственным учреждением подобного рода. За годы успешной работы Центром сертифицировано более 5 тысяч приборов ОПС, СКУД, ТОС как отечественных, так и зарубежных производителей.

На данный момент ЦСА ОПС аккредитован в качестве органа по сертификации технических средств ОПС в вышеназванных системах сертификации. В состав Центра входит испытательная лаборатория, которая на протяжении 12 лет успешно функционирует и также аккредитована в обеих системах сертификации как технически компетентная и независимая. В сферу деятельности Центра в настоящее время входит проведение обязательной и добровольной сертификации, и кроме того, - различных видов испытаний технических средств охраны.

От обязательной сертификации - к техническим регламентам

В настоящее время сертификация технических средств охраны является обязательной (до введения технических регламентов). Вместе с тем Президент РФ в посланиях Федеральному Собранию неоднократно отмечал необходимость уменьшения вмешательства чиновников в дела бизнеса, ликвидации избыточности обязательной сертификации, развития предпринимательской инициативы и повышения конкурентоспособности российской продукции в мире.

В соответствии с этим была выработана концепция реформирования, которая реализуется в Федеральном законе "О техническом регулировании". Одним из главных инструментов этого закона провозглашен переход от ведомственного нормирования и обязательных стандартов к разработке и принятию технических регламентов, как особого вида документа, принимаемого на уровне законодателей при участии представителей всех слоев общества.

Согласно статьи 8 данного закона, технические регламенты делятся на общие и специальные. Один или несколько специальных технических регламентов будут посвящены техническим средствам охраны (ОПС, СКУД, ТОС). Это связано с тем, что государство не может себе позволить отказаться от выполнения функции обеспечения безопасности имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Под безопасностью имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, как правило, понимаются требования, позволяющие избежать угрозы его хищения или уничтожения (пожары, взрывы и др.).

Технический регламент вводится не взамен национальных стандартов. Это документ другого уровня. В нем будут иметь место обязательные ссылки на действующие и разрабатываемые в настоящее время российские стандарты.

Кроме того, Закон "О техническом регулировании" вводит несколько форм оценки соответствия продукции. Одна из них - подтверждение соответствия (сертификация), другая - испытания. В связи с важностью функции обеспечения безопасности имущества эти формы, разумеется, войдут в предполагаемый регламент.

Какие требования войдут в регламент, говорить пока рано, потому что это достаточно сложный и неоднозначный документ. Разработка технического регламента (технических регламентов) технических средств охраны возложена на НИЦ "Охрана".

Кроме разработки технических регламентов, вневедомственной охраной создана и зарегистрирована постановлением Госстандарта России от 30 июня 2003 г. № 68 Система добровольной сертификации средств охраны и безопасности объектов "Систем-Тест".

Эта система предназначена для организации и проведения добровольной сертификации продукции, обеспечивающей независимую и квалифицированную оценку соответствия требованиям, установленным в нормативной документации системы. Сюда входят российские стандарты, нормы по пожарной безопасности, а также дополнительные ведомственные требования.

Научно-техническое обеспечение деятельности вневедомственной охраны по защите имущества юридических и физических лиц

В настоящее время в НИЦ "Охрана" ГУВО МВД России завершены работы по трем основополагающим направлениям.

Первое - это создание многофункционального комплекса "Альтаир", который позволит обновить парк эксплуатирующихся систем централизованного наблюдения.

На текущий момент подготовлено серийное производство данного комплекса на двух заводах-изготовителях: ЗАО "ЭП ЦНИТИ"(г. Ногинск) и ОАО "Радий" (г. Касли) и проведены сертификационные испытания. В соответствии с Программой технического перевооружения в 2004 г. начаты серийные поставки комплекса в подразделения вневедомственной охраны.

По второму направлению разработан и освоен в серийном производстве прибор приемно-контрольный охранно-пожарный "Антей", предназначенный для организации централизованной охраны объектов и квартир на участках электронных АТС, использующих оптоволоконные кабельные соединения и аппаратуру цифрового уплотнения без установки дополнительного оборудования (ретрансляторов) на АТС, что позволяет снизить расходы вневедомственной охраны.

Третье направление - система централизованной охраны подъездов жилых домов на базе домофонной техники "Форпост", применение которой позволит обеспечить увеличение количества охраняемых квартир и тем самым снизить количество имущественных преступлений в жилом секторе.

В 2004 г. проводились работы по сопряжению комплекса с имеющимися системами передачи извещений, радиосистемами и другими каналами передачи информации в части существенного увеличения информативности, т.е. количества извещений, передаваемых на ПЦН.

Кроме того, проводятся работы по сопряжению комплекса "Форпост" с датчиками аварийных ситуаций и передачи расширенной информации о безопасности охраняемого объекта на ПЦН, что позволит расширить функциональные возможности комплекса по защите от различных угроз и, соответственно, увеличить количество охраняемых объектов за счет расширения области предоставляемых вневедомственной охраной услуг.

В последние годы особое внимание уделялось созданию и развитию радиосистем передачи извещений (РСПИ). Однако серийно выпускаемые и использующиеся радиоканальные системы передачи извещений в настоящее время довольно дороги, что ограничивает сферу их применения. Именно по этой причине основной курс в развитии радиосистем был выбран на снижение их стоимости до уровня, доступного рядовому потребителю.

С целью решения данной задачи в минувшем году завершены работы по созданию радиосистемы малой емкости со сниженной стоимостью объектового оборудования и улучшенными тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками ("Струна-М"). Данная РСПИ предназначена главным образом для организации охраны гаражных кооперативов и садоводческих товариществ, где на сегодня ощущается серьезный дефицит надежных технических средств.

К настоящему времени проведены лабораторные и определительные испытания системы, откорректирована конструкторская документация(КД) для доработки опытных образцов и завершается подготовка для ее серийного производства.

Развитие объектовых подсистем охраны

Важным направлением в 2004 г. было исследование и изучение новых тенденций обеспечения безопасности объектов. Это в первую очередь СОТ и СКУД - средства, которые за последнее время стали неотъемлемой частью обеспечения безопасности любого особо важного объекта. Специалистами ГУВО МВД России проведен анализ рынка существующих средств контроля управления доступом и средств охранных телевизионных для применения их на объектах, охраняемых подразделениями вневедомственной охраны. Подготовлены и направлены в подразделения аналитические обзоры по данной тематике.

Кроме того, в продолжение тематики исследования новых направлений идентификации, на базе результатов, полученных в ходе НИР, выполненной в 2003 г., проводятся работы по созданию шифр-устройства - средства контроля доступа на основе считывателей биометрических и радиочастотных технологий для использования в системах охраны кредитно-финансовых учреждений и объектов особой важности и повышенной опасности. В настоящее время изготавливаются опытные образцы и проводится подготовка серийного производства.

Другим, перспективным направлением в области развития объектового оборудования является создание ППК (приемно-контрольных приборов) с адресными беспроводными (радиоканальными) извеща-телями. На рынке охраны представлены сегодня только дорогостоящие импортные изделия. К началу 2005 г. планируется завершение серийного освоения данных приборов на ряде отечественных предприятий, таких как АО "Аргус-спектр", АО "Риэлта", НТЦ "ТЭКО". Причем подсистема сбора информации от беспроводных изве-щателей производства НТЦ "ТЭКО" - "Астра-РИ" уже успешно прошла опытную эксплуатацию в УВО Нижегородской и Самарской областей.

В области создания средств обнаружения проникновения приоритетным направлением было проведение ряда ОКР по созданию новых извещателей, не имеющих отечественных аналогов и являющихся логическим продолжением проводимых в 2003 и 2004 гг. НИР.

В рамках темы "Вернисаж" завершается разработка емкостного извещателя для охраны картин в местах их экспозиции, в том числе в период доступа посетителей. Внедрение извещателя позволит решить существующую на сегодняшний день проблему по охране картин в галереях, музеях и выставочных центрах. За отчетный период подготовлена эскизная документация, изготовлены опытные образцы и проведены лабораторные испытания извещателя. Проводится доработка конструкторской документации и подготовка серийного производства данного изделия.

Извещатель "Икар-5" разрабатывается в дополнение к существующей номенклатуре ИК-извещателей и позволит решить проблему охраны квартир и других мест хранения личного имущества граждан, где на период охраны остаются домашние животные. Внедрение извещателя позволит значительно увеличить число охраняемых квартир за счет принятия под охрану объектов, где раньше она была невозможна. К концу года планируется завершить работы по серийному освоению извещателя.

Извещатель "СПЭК-1113" с улучшенными техническими характеристиками разрабатывается взамен извещателя "Вектор-3", который был внедрен в производство в 1987 г., должен найти широкое применение в системах контроля и управления доступом, получивших широкое распространение на рынке охранных услуг. Серийное производство данного извещателя запланировано на конец текущего года.

Вновь создаваемый активный охранно-пожарный ультразвуковой извещатель "Эхо-5" будет использоваться для блокировки объема помещения.

На сегодняшний день подготовлена вся необходимая документация для создания опытных образцов, и к концу года будет завершено их изготовление.

Извещатель "Фотон-17" разрабатывается в дополнение к существующей номенклатуре ИК-извещателей и отличается возможностью подтверждения обнаружения нарушителя по видеоканалу, что позволит значительно снизить число ложных срабатываний. Современная элементная база (микропроцессор, планарные компоненты, бескорпусная видеокамера), технология поверхностного монтажа позволяют создать высоконадежный извещатель, который по своим параметрам и функциональным возможностям не уступает зарубежным извещателям.

Продолжаются работы по созданию системы для охраны магистральных трубопроводов, предназначенной для обнаружения несанкционированных врезок, разрывов, утечек и т.п.

Система обеспечит оперативное обнаружение (время срабатывания технических средств не более 2 мин.) с точностью до ±50 м зоны повреждения магистрального трубопровода. Внедрение системы позволит впервые в практике вневедомственной охраны приступить к охране линейных участков трубопроводов с помощью технических средств.

В текущем году планируется завершение части работ по созданию датчиков определения угроз различного вида с целью возможного прогнозирования и раннего обнаружения чрезвычайных ситуа- ций на базе разветвленной сети ПЦО. На сегодняшний день завершена разработка датчиков определения утечек бытового газа и воды. Их особенностью является то, что они совместимы со всеми типами пультового оборудования, используемого подразделениями вневедомственной охраны.

Хотелось бы отметить, что в последние годы российский рынок технических средств охраны представлен очень широкой номенклатурой изделий отечественного производства, основные характеристики которых не уступают лучшим мировым аналогам.

М.И. Суходольский,
начальник ГУВО МВД России

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2005
Посещений: 9057


  Автор
Суходольский М. И.

Суходольский М. И.

Начальник ГУВО МВД России

Всего статей:  4

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций