Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О создании единой системы обеспечения безопасности города (СОБГ)

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О создании единой системы обеспечения безопасности города (СОБГ)

А.Е. Чумаченко,
начальник Оперативного управления ГУВД по г. Москве

Москва - столица, субъект и крупнейший город России, на территории которого находятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации. Москва является крупнейшим политическим, промышленным, финансовым, научным и культурным центром страны, где проживает около 6% населения государства и сосредоточено свыше 2500 промышленных предприятий, большое количество финансово-кредитных учреждений, около 3800 образовательных учреждений, свыше 3000 объектов культуры.

ГУВД по г. Москве давно и плодотворно сотрудничает с Управлением информатизации города (возглавляемым А.Н. Михайловым), которое, являясь государственным заказчиком, обеспечивает реализацию в интересах органов внутренних дел ряда проектов, в их числе:

  • комплексная автоматизированная система управления дежурных частей (КАСУ ДЧ) ГУВД по г. Москве;
  • система обеспечения безопасности города (СОБГ);
  • система управления мобильными нарядами (СУМН);
  • создание и внедрение автоматизированных систем, предназначенных для участковых уполномоченных милиции и следственных подразделений;
  • система электронного документооборота.

Комплексная автоматизированная система управления дежурных частей

В 2002 г. в Москве была введена в эксплуатацию КАСУ ДЧ ГУВД.

Ежедневно на службу "02" от граждан поступает до 25 000 сообщений. Данная информация заносится в "электронную карточку", которая в течение 2 секунд передается для реагирования в дежурные части УВД по АО и районные ОВД, где установлены рабочие места, имеющие доступ к базам данных ГУВД.

В настоящее время КАСУ ДЧ ГУВД продолжает совершенствоваться. С целью сокращения времени реагирования патрульных нарядов органов внутренних дел на совершенные преступления и происшествия для повышения эффективности управления нарядами из УВД по АО в рамках дальнейшего развития КАСУ ДЧ ГУВД проводятся работы по развертыванию "пилотной" зоны СУМН (системы управления мобильными нарядами). Для этого на патрульные автомобили ГУВД устанавливается оборудование для определения местонахождения и передачи оперативной информации.

Создание СУМН проводится с учетом требований существующих законодательных, нормативных документов Российской Федерации, регламентирующих использование системы спутниковой навигации ГЛОНАСС.

На базе УВД по ЦАО г. Москвы отрабатываются организационно-технические решения по созданию, внедрению и эксплуатации СУМН. В дежурной части УВД по ЦАО установлено рабочее место указанной системы, с которого осуществляется ввод информации о плановой и текущей расстановке патрульных нарядов, задействованных в системе единой дислокации сил. Оборудование позиционирования (определение местонахождения подвижного объекта) установлено на 100 автомобилях (в настоящее время это патрульные машины полка ППСМ УВД и рот ППСМ ОВД по районам). Ежедневно формируются, обобщаются и анализируются сведения о несении службы патрульными нарядами на обслуживаемой территории (существует возможность получения сведений о местонахождении и маршруте движения конкретного наряда в течение дежурной смены).

Система обеспечения безопасности города

В целях осуществления комплексных мер по обеспечению безопасности Москвы, защиты жителей города и их имущества от преступных посягательств, противодействия возможным террористическим акциям на объектах жизнеобеспечения, социальной сферы и в местах с массовым пребыванием граждан для улучшения взаимодействия правоохранительных органов и органов исполнительной власти в составе ГЦП "Электронная Москва" предусмотрено создание и внедрение единой системы обеспечения безопасности города (СОБГ), как одного из приоритетных проектов.

Мероприятия по обеспечению безопасности в столице также проводятся и в рамках реализации "Комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 гг." (далее - Программа). Программа утверждена Законом города Москвы от 19 апреля 2006 г. № 16.

Основной задачей Программы является повышение оперативности реагирования всех интегрированных в единую СОБГ органов на возникающие угрозы путем применения современных, эффективных средств наблюдения, охраны и оповещения о правонарушениях и чрезвычайных ситуациях. Форма реализации Программы-интеграция мероприятий с СОБГ с учетом предлагаемой в ее рамках единой технической политики обеспечения безопасности Москвы.

При создании СОБГ обеспечивается комплексный подход к реализации мер организационного, нормотворческого и технического плана, в частности, создается комплекс технических средств, решающий задачи:

  • мониторинга поступающей информации о текущей обстановке (видеонаблюдение, диспетчерская связь, системы экстренного вызова, охранные и пожарные датчики и т.д.);
  • позиционирования событий и реакций на них с использованием электронной карты города;
  • автоматизированного определения типа события, характеризуемого принятым сигналом, сообщением, информацией о чрезвычайных, аварийных или нештатных ситуациях;
  • долговременного архивирования информации для последующего использования, анализа и криминалистических экспертиз и др.

Средством достижения указанной в Программе цели является проведение комплекса организационных мероприятий и оснащение подразделений органов внутренних дел, а также объектов города совокупностью взаимоувязанных комплексов технических средств и подсистем:

  • городского видеонаблюдения;
  • экстренной связи "гражданин - милиция";
  • аппаратно-программных средств обработки и хранения видеоинформации;
  • аппаратно-программных средств анализа и поддержки принятия решений.

Первые итоги реализации Программы

Учитывая, что основными пользователями видеоинформации являются органы внутренних дел, а также положительный опыт по созданию и внедрению КАСУ ДЧ ГУВД, для систематизации мер по обеспечению защищенности города и населения, проведения единой технической политики по интеграции ранее установленных систем видеонаблюдения в единую общегородскую СОБГ, рационального использования бюджетных средств и их консолидации на приоритетных направлениях работ в 2005 г. мэром Москвы Ю.М. Лужковым было принято решение о возложении функций контроля и координации работ по созданию СОБГ на Межведомственную рабочую группу по КАСУ ДЧ ГУВД (руководитель МРГ - начальник ГУВД по г. Москве В.В. Пронин) с расширением ее функций и преобразованием в МРГ по СОБГ, а функций единого госзаказчика работ по СОБГ -на Управление информатизации города Москвы (начальник, он же заместитель руководителя МРГ по СОБГ-А.Н. Михайлов).

В 2005-2007 гг. МРГ по СОБГ были обеспечены разработка, экспертиза и утверждение следующих основополагающих организационных и технических документов:

  • типовая проектная документация по созданию трехуровневой инфраструктуры СОБГ, включая системы нижнего (домовые), среднего (локальные центры мониторинга районов-ЛЦМ) и верхнего (связующая телекоммуникационная сеть и главный центр мониторинга в ГУВД) всех уровней;
  • регламент реагирования подразделений ГУВД на информацию, получаемую от ЛЦМ, включая правила взаимодействия ЛЦМ с подразделениями органов внутренних дел, регистрации событий, архивирования и доступа к информации, накапливаемой в ЛЦМ;
  • порядок согласования с УВД по АО мест установки и типов видеокамер; при этом в качестве приоритетных мест определены места массового нахождения людей, а также места концентрации автотранспорта (стоянки, гаражи и др.);
  • типовая проектная документация по созданию инженерно-технических центров районов (ИТЦ), расширяющих функции ЛЦМ для решения задач по сбору и обработке информации не только от видеокамер, но и с приборов учета и датчиков систем диспетчеризации зданий, с целью интеграции систем СОБГ и ЖКХ в единую систему обеспечения безопасности среды обитания.

Реализация мероприятий по созданию СОБГ проводится в соответствии с постановлениями правительства Москвы от 28.06.2005 г. № 477-ПП "Об интеграции работ по обеспечению безопасности Москвы" и от 19.09.2006 г. № 712-ПП "О финансировании расходов по созданию системы обеспечения безопасности в 2006 году".

Основные усилия по созданию СОБГ в 2006-2007 гг. были сосредоточены на образовании ИТЦ для решения задач по сбору, обработке информации, поступающей от видеокамер, и интеграции систем СОБГ с КАСУДЧ ГУВД с целью передачи в электронном виде информации о происшествиях на службу "02" и обеспечения реагирования на ситуацию нарядами, задействованными в системе единой дислокации.

Для успешной реализации данной задачи параллельно проводились следующие работы:

  • создание районных опорных сетей передачи данных (РОСПД) для переключения к ИТЦ видеокамер, ранее установленных на территории районов (на начало 2008 г. к СОБГ было подключено менее 25 000 видеокамер, в настоящее время - более 86 000 видеокамер);
  • подбор помещений, в соответствии с требованиями ТЗ на СОБГ, для размещения ИТЦ;
  • установка, в соответствии с требованиями ТЗ на СОБГ, в жилом секторе более 25 000 камер видеонаблюдения с улучшенными функционально-техническими характеристиками, позволяющими различить лицо человека, находящегося в подъезде и на приподъездной территории (согласно РД 78.36.008-99, ГОСТ Р51558-2000); также целесообразно использовать телекамеры для внутриподъездного наблюдения с углом поля зрения объектива в диапазоне 21-40 град., а для приподъездного наблюдения в диапазоне 53-92 град., в зависимости от конкретного места их установки.

В настоящее время поставленные задачи практически решены. Создано и функционирует 110 ИТЦ.

Центр оперативного управления ГУВД

Завершено техническое оснащение и развертывание по адресу: Москва, ул. Петровка, д. 38, корп. 11 Центра оперативного управления ГУВД, дублирующего ситуационно-аналитический центр мэра и правительства Москвы (ЦОУ ГУВД), а также предназначенного для обеспечения информационно-аналитической и технической поддержки управленческой деятельности руководства города, оперативных штабов различных организаций и ведомств по сбору, анализу, обработке информации, поступающей из различных источников, принятию решений, комплексному управлению всеми имеющимися в городе силами и средствами как в особых условиях, так и во время проведения общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий, учений и тренировок.

Развертывание ЦОУ ГУВД значительно повысило эффективность работы оперативных штабов ГУВД при проведении общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий городского и федерального уровней. Центр способствует обучению сотрудников органов управления ГУВД согласованным действиям, предпринимаемым в случае возникновения ЧО и ЧС. Техническое оснащение ЦОУ ГУВД позволяет в кратчайшие сроки обеспечить подготовку решений руководителя оперативного штаба ГУВД по г. Москве как в текстовом, так и в графическом виде.

Информация, выводимая в ЦОУ ГУВД с установленных систем городского видеомониторинга и систем видеонаблюдения спортивных объектов (СК "Лужники", СК "Локомотив"), активно используется подразделениями МОБ ГУВД при обеспечении общественного порядка и безопасности при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий (например, при проведении 1, 7 и 9 мая 2008 г. массовых мероприятий в центральной части города и на Поклонной горе, а также в период подготовки и проведения финала Лиги чемпионов УЕФА).

С целью ознакомления с созданными и используемыми в практической деятельности столичного ГУВД программно-техническими комплексами и системами видеонаблюдения дежурную часть ГУВД и ЦОУ ГУВД посещает большое количество делегаций МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, полицейских из стран дальнего и ближнего зарубежья. При необходимости специалистами ГУВД и Управлением информатизации г. Москвы оказывается консультативная и методическая помощь при создании аналогичных систем в регионах.

В ходе подготовки и проведения в мае 2008 г. финала Лиги чемпионов УЕФА представители полиции Лондона и Манчестера из ЦОУ ГУВД наблюдали за тем, как на основе информации, получаемой с установленных видеокамер, осуществляется управление и координация действий сотрудников органов внутренних дел, задействованных в охране порядка и общественной безопасности на СК "Лужники", прилегающих к нему территориях, включая "городки болельщиков", и в городе.

В целях взаимодействия с аналогичными системами других силовых ведомств решены вопросы по интеграции установленных на территории города систем видеонаблюдения ФСБ России (20 видеокамер на 12 площадях города) в СОБГ. В ЦОУ ГУВД установлено рабочее место, на которое выводится информация с видеокамер ФСБ России. Это позволяет использовать поступающую видеоинфорацию для наблюдения за оперативной обстановкой в ходе проведения общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий на территории города и позволяет рационально использовать выделяемые финансовые средства.

Системы городского видеонаблюдения

В 2008 г. было решено продолжить развертывание систем городского видеонаблюдения в согласованных с МОБ ГУВД, ФСБ и ФСО России местах проведения массовых мероприятий.

Во исполнение поручений мэра Москвы Ю.М. Лужкова, решений Антитеррористической комиссии города и МРГ по СОБГ:

  • ГУВД по г. Москве во взаимодействии с Управлением информатизации города, Управлением координации деятельности по обеспечению безопасности города, Москомспортом проведено три рабочих совещания с руководителями спортивных объектов города, на которых определены конкретные сроки предоставления для утверждения МРГ по СОБГ проектной документации на проведение работ по передаче информации с систем видеонаблюдения спортивных объектов в ЦОУ ГУВД;
  • решаются вопросы по интеграции в СОБГ систем видеонаблюдения ФСО России, ГУП "Московский метрополитен", различных объектов города (образование, здравоохранение,транспорт и т.д.); результаты предварительного обследования систем видеонаблюдения направлены для рассмотрения в Управление информатизации города;
  • создается система безопасности ВВЦ с ее интеграцией в СОБГ.

Завершение в установленные государственным заказчиком сроки (ориентировочно, при наличии финансирования и при условии заключения госконтракта, -конец 2008 г.) запланированных на 2008 г. работ по установке камер городского видеонаблюдения и интеграции систем видеонаблюдения различных организаций в СОБГ должно существенно повысить оперативность реагирования органов внутренних дел и других силовых структур на произошедшие на территории города Москвы правонарушения, а также на чрезвычайные ситуации и ликвидацию их последствий.

В 2007-2008 гг. ГУВД по г. Москве большое внимание уделялось проведению мероприятий, направленных на повышение оперативности реагирования ДЧ подразделений ГУВД на поступающую от операторов ИТЦ информацию криминального характера, а также на использование средств СОБГ в целях предупреждения и раскрытия преступлений.

Для организации реагирования на происшествия, по аналогии с "карточкой 02", разработаны "карточка СОБГ", заполняемая оператором ИТЦ при обнаружении происшествия, и технология ее автоматизированной передачи в службу "02" и ДЧ ОВД вместе со сведениями о ближайших к месту происшествия видеокамерах. С начала 2008 г. на службу "02" от операторов ИТЦ по телефону поступило 14 759 сообщений о происшествиях (486 сообщений подтвердилось) и 443 "карточки СОБГ" (27 сообщений подтвердилось).

В настоящее время в соответствии с поручением мэра Москвы Ю.М. Лужкова создается государственное бюджетное учреждение города Москвы "Инженерно-технический центр города Москвы", с 1 января 2009 г. на него будут возложены функции государственного заказчика, решающего вопросы создания, развития, модернизации и эксплуатации единой системы СОБГ и ЖКХ.

Во исполнение поручения мэра Москвы с 2008 г. начата замена 41 000 видеокамер, установленных в 2001-2005 гг., морально устаревших и не отвечающих современным требованиям.

Видеонаблюдение и показатели преступности

С АРМ СОБГ, установленных в дежурных частях ОВД, можно получить информацию с любой видеокамеры. С начала 2008 г. с указанных АРМ сформировано 78 011 запросов к архивной видеоинформации, отобрано 67 198 видеоматериалов для их использования в раскрытии совершенных преступлений.

Выявление криминогенных мест, установка систем видеонаблюдения и других технических средств, создание пунктов экстренной связи жителей с органами внутренних дел - все это приводит к улучшению оперативной обстановки в городе.

Создание под контролем МРГ по СОБГ систем видеонаблюдения будет способствовать выполнению решений мэра Москвы, направленных на обеспечение безопасности на конкретных объектах города, позволит проводить эффективную техническую политику при разработке единой СОБГ и рационально использовать финансовые средства, выделяемые на выполнение данных работ. Получаемая от таких систем видеоинформация будет использоваться всеми заинтересованными организациями.

За первые 6 месяцев 2008 г. преступность снизилась на 8% (по грабежам - на 11,2%, разбоям - на 8,6%, угонам автотранспорта - на 14,1%). В общественных местах количество правонарушений сократилось на 28%, на улицах- на четверть.

По данным ЗИЦ ГУВД по г. Москве, за 7 месяцев 2008 г. с использованием видеоинформации СОБГ было раскрыто 174 преступления (убийств-2, краж- 125, грабежей - 23, разбоев - 5), материалы по которым направлены в суд для принятия решения.

Однако по общепринятому и повсеместно распространяемому мнению Москва - едва ли не самый криминальный город России. Не убеждает скептиков и то, что при расчете количества преступлений на 10 000 жителей столица даже не входит в первую сотню городов - криминальных лидеров и занимает 111-ю строчку. (Кстати, Петербург, которому тоже "достается" и который одно время называли не иначе как "бандитским", в этом списке стоит на 122-м месте). Кроме того, у Москвы самый низкий показатель преступности против личности - 3,35 на 10 000 человек, тогда как в среднем по стране он составляет около 10.

Осознавая, что полученная в ряде случаев архивная видеоинформация недостаточна для идентификации личности с целью раскрытия преступлений, ГУВД по г. Москве совместно с представителями ФСБ и ФСО России в марте-апреле 2008 г. были подготовлены и направлены для рассмотрения в Управление информатизации города конкретные предложения для внесения изменений в проектную документацию на проведение работ по СОБГ, а также для решения вопроса о проведении НИОКР по созданию программного обеспечения, позволяющего максимально упростить задачу силовых структур по идентификации личности с использованием видеоархивов и имеющихся баз данных.

В 2007 г. ГУВД по г. Москве подготовлены и направлены в Московскую городскую думу предложения для их включения в разрабатываемый Закон "О видеонаблюдении на территории города Москвы". Вопросы создания и внедрения систем видеонаблюдения также рассматриваются и на федеральном уровне. В 2007 г. МВД России при участии специалистов ГУВД по г. Москве был разработан проект концепции построения правоохранительного сегмента системы обеспечения общественной безопасности городов Российской Федерации.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2009
Посещений: 24237

  Автор

Чумаченко А. Е.

Чумаченко А. Е.

Начальник Оперативного управления ГУВД по г. Москве

Всего статей:  1

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций