Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Перспективы подготовки кадров для пожарно-спасательной службы МЧС России

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Перспективы подготовки кадров для пожарно-спасательной службы МЧС России

С точки зрения науки управления создаваемая в составе МЧС России Государственная пожарно-спасательная служба (ГПСС) является организационно-функциональной структурой, на которую возлагается часть функций МЧС России, касающихся области пожарной безопасности и некоторых других аварийно-спасательных работ. При этом возникает вопрос выбора оптимальной структуры соответствующих органов управления на федеральном и других уровнях управления с учетом того, что в составе МЧС должны быть и многие другие службы

Международный опыт

В большинстве развитых стран (анализ проведен по 40 странам), включая США, Германию, Францию, Японию и др., проблема борьбы с новыми видами опасностей нашла решение, в частности, в расширении функций пожарной охраны, которая при сохранении своего исторического названия превратилась по существу в многофункциональную аварийно-спасательную службу, по всей видимости, специальную (во многих странах имеются соответствующие офицерские звания).

Рассматривая создание Государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС), целесообразно выделить несколько аспектов.

Главный вопрос - состав функций ГПСС. Вопрос структуры ГПСС и органов ее управления является вторичным и может рассматриваться по мере создания законодательной базы в 3-4 этапа.

Приведем социально значимые функции противопожарных служб развитых стран мира:

  • тушение пожаров (нормирование по времени прибытия);
  • предупреждение пожаров (надзор и профилактика);
  • расследование причин пожаров;
  • техника спасения (людей, животных, имущества);
  • участие в ликвидации специфических аварий (технических, технологических, химических, биологических, радиационных и т.п.);
  • участие в прогнозировании и ликвидации последствий опасных для человека природных явлений (землетрясений, наводнений, оползней, лавин и т.п.);
  • транспортировка опасных (в том числе пожаро- и взрывоопасных) грузов;
  • первоочередная медицинская помощь (необходимое время оперативного реагирования до 30 минут) и транспортировка больных;
  • работа с взрывными устройствами;
  • поддержка полиции и армии в экстремальных ситуациях;
  • участие в гражданской обороне.

В качестве примера в таблице представлена структура выездов оперативных подразделений противопожарной службы Германии за 1986, 1990 и 1999 гг. Во многом аналогичная структура оперативной деятельности пожарной охраны существует и в других странах.

Пожарная охрана в развитых странах превратилась в многофункциональную аварийно-спасательную службу - аналог создаваемой ГПСС. Основная функция этих служб - проведение различных аварийно-спасательных работ. Дополнительная - ликвидация катастроф и стихийных бедствий.

С учетом вышеприведенных данных в Академии ГПС разработана методология организационного проектирования аварийно-спасательных служб (АСС). На ее основе можно осуществить проектирование ГПСС при заданных параметрах (функциональных, структурных, технических, кадровых и др.).

Классификация...

В целом все аварийные службы по их функциональной роли (или характеру проводимых ими работ) целесообразно разделить на две большие группы:

1) аварийно-спасательные;

2) аварийно-ремонтные.

К первой группе, в частности, относятся: ГПСС, другие спасательные службы, скорая медицинская помощь и т.п., а ко второй - аварийно-ремонтные подразделения по обслуживанию и ремонту газовой, водопроводной, электрической, тепловой сетей и других городских коммуникаций. Характер проводимых работ указанных служб существенно влияет на их организационное построение, режим работы, кадровый состав и многое другое. В этой связи можно сделать следующие выводы.

Нецелесообразно в рамках единой службы осуществлять весь спектр аварийных работ, так как выполнению разных по характеру работ соответствуют принципиально разные организационные структуры. ГПСС должно быть поручено исполнение оперативных аварийно-спасательных функций; ремонтно-восстановительные функции (также важные и нужные) следовало бы поручить другим подразделениям.

Варианты организации реагирования на чрезвычайные ситуации (ЧС) могут быть различными. Они могут зависеть от особенностей региона, частоты возникновения и прогнозируемых последствий ЧС, наличия и степени подготовленности сил и средств ГПСС и т.д.

Этапы создания ГПСС

Создание ГПСС, видимо, следует проводить в 2 этапа. На первом этапе реализуются основные функции ГПСС городов:

  • тушение пожаров;
  • проведение первоочередных аварийно-спасательных работ в зонах ЧС (помощь при ДТП, откачка воды, иные виды технической помощи и спасения, в том числе выполняемые на платной основе).

Эти функции могут быть возложены на реорганизованные подразделения ГПСС (образованные на базе существующих подразделений ГПС и МЧС) без привлечения дополнительных кадровых и технических ресурсов. На втором этапе создания ГПСС реализуются дополнительные функции ГПСС городов:

  • участие в ликвидации специфических аварий (химических, биологических, радиационных);
  • первичная скорая медицинская помощь (парамедицина), транспортировка больных и пострадавших.

Структурные преобразования

Организационной формой ГПСС могут быть местные, городские, территориальные подразделения ГПС - отряды и части. На первом этапе существующий штат этих подразделений доукомплектовывается и проводится техническое переоснащение сил и средств. На втором этапе возможны два варианта:

  • при этих подразделениях создаются отделения для реагирования на определенный вид опасности;
  • создаются отдельные подразделения для реагирования на один или несколько видов специфических опасностей.

Необходимые действия

С учетом вышеприведенного анализа, чтобы достичь намеченной цели, необходимо осуществить ряд важных мероприятий.

1. Для отработки схем взаимодействия структур ГО и ЧС и ГПС в рамках создания ГПСС необходимо внести изменения в нормативные правовые акты (это более 200 документов федерального уровня и уровня субъектов РФ).

2. При проработке проблем создания ГПСС целесообразно предусмотреть, что в городах-мегаполисах существующие подразделения ГПС смогут выполнять преимущественно только уже возложенные на них функции, осуществляя взаимодействие с поисково-спасательными формированиями в установленном порядке. В городах с численностью 0,5-1 млн человек функции ГПС могут быть расширены. В городах и иных населенных пунктах с населением до 150 тыс. человек функции оперативного реагирования на ЧС могут быть возложены на подразделения ГПС (при этом объем работ возрастет не более чем на 20%) при условии их технического переоснащения, обучения личного состава и существенного увеличения уровня оплаты труда (в том числе надбавки за совмещение профессий и работу в спецсредствах, а также оплата риска, премирование). Последнее должно быть сделано преимущественно за счет средств местных бюджетов. При этом может происходить постепенная реорганизация сил при помощи регионов-доноров, а также подразделений специальной пожарной охраны. Учитывая сложности с финансированием в дотационных регионах, требует рассмотрения проблема полного или частичного возмещения затрат ГПСС владельцем пострадавшего объекта в случаях невыполнения на данном объекте установленных нормативных требований безопасности. Целесообразно ввести в статус соответствующего пожарно-спасательного подразделения понятие "категория" в зависимости от его дислокации, штата и объемов проводимых работ.

3. Осуществлять создание единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) на уровне субъектов РФ и более низких уровнях управления на базе ЦУС ГПС и ПСЧ с последующей переадресовкой вызовов непосредственно в поисково-спасательные формирования. Однако в городах с численностью населения более 500 тыс. человек при наличии достаточного числа прямых линий "01" потребуется введение в состав дежурных смен дополнительных диспетчеров, а также их переподготовка. Необходима единая система информационного обеспечения. Решение этих вопросов позволит, по экспертным оценкам, сэкономить до 50% бюджетных средств. Кроме того, часть информации будет представлять коммерческий интерес и может поставляться на платной основе.

4. В отношении региональных спасательных отрядов и спецчастей, а также поисково-спасательных формирований (при их нахождении в одном населенном пункте или на относительно небольшом удалении друг от друга, например, до 100 км) целесообразно преобразовать их в пожарно-спасательные формирования с единой структурой управления.

5. Решить вопрос объединения учебных центров ГПС и учебно-методических центров ГУГО и ЧС, но учесть, что они работают с абсолютно различными категориями личного состава, имеют различную нормативную базу, организующую процесс переподготовки. Необходимо скоординировать соответствующие учебные программы по подготовке, в первую очередь спасателей, и использовать на взаимовыгодных условиях полигонную базу, средства техники и т.д. В перспективе следует провести преобразование учебных центров в образовательные учреждения для подготовки специалистов по программам начального профессионального образования. При этом может быть создан единый орган управления.

6. Расширить практику создания общественных пожарно-спасательных формирований, создать для этого необходимую нормативную правовую базу с системой материального стимулирования спасателей-общественников.

7. Создать условия для взаимодействия ГПСС со страховыми организациями, разработав типовую нормативно-методическую базу для взаимодействия структур ГУ ГО и ЧС и особенно ГПС с чрезвычайной страховой компанией (ЧСК) и ее филиалами.

При полной или даже частичной реализации названных мероприятий следует учесть и другие организационно-структурные и функциональные изменения, проводимые МЧС России, особенно в той части, которая касается кадрового обеспечения деятельности.

Проблемы и перспективы образования

В этой связи в области обеспечения деятельности ГПСС квалифицированными кадрами с высшим и средним профессиональным образованием возникает ряд серьезных проблем. Среди них:

  • необходимость переработки методологии определения потребности в кадрах не только в разрезе регионов и субъектов РФ, но и на уровне специализации;
  • создание ведомственной системы медицинского и профессионально-психологического отбора кандидатов на обучение;
  • потребность в пересмотре номенклатуры должностей ГПСС, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним профессиональным образованием;
  • внесение изменений и дополнений в учебные планы и рабочие программы примерно по 10 специальным дисциплинам в части прогнозирования и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, организации аварийно-спасательных и восстановительных работ;
  • совершенствование материально-технической базы учебного процесса и использование полигонной базы, где осуществляется подготовка спасателей;
  • корректировка модели и квалификационных требований к инженеру и технику по пожарной безопасности;
  • переработка значительного числа учебников и другой учебно-методической литературы;
  • взаимный обмен специалистами для проведения теоретических и практических занятий как по специальности "пожарная безопасность", так и по специальностям Академии гражданской защиты;
  • актуальность введения системы углубленного изучения специальных дисциплин на последних курсах обучения с учетом предварительного (не менее чем за 1 год до окончания обучения) распределения (управление, профилактика, тушение пожаров, преподавательская, научная или нормотворче-ская деятельность);
  • пересмотр системы организации учебной и преддипломной практики;
  • увеличение числа выпускаемых специалистов за счет создания представительств вузов МЧС России в регионах Сибири и Дальнего Востока, а также использование возможностей гражданских вузов (на сегодняшний день общее число обучающихся в таких вузах составляет около 600 человек, что явно недостаточно);
  • необходимость существенного расширения системы послевузовского образования (переподготовка и повышение квалификации), особенно при изменении профиля деятельности (например, перевод по службе специалиста с пожарно-техническим образованием в орган управления ГО и ЧС, поисково-спасательное подразделение);
  • разработка методик обучения персонала добровольных пожарно-спасательных формирований, системы их аттестации, а также преподавательского состава общеобразовательных учреждений, где ведется изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (в существующих учебниках вопросы пожарной безопасности отражены недопустимо слабо).

Представляется, что, несмотря на значительный объем работы, в течение 2-3 лет перечисленные и некоторые другие проблемы в области кадрового обеспечения деятельности ГПСС могут быть решены, а это, в свою очередь, обеспечит необходимый уровень подготовки специалистов не только для ГПСС, но и для системы МЧС России в целом.

Е.А. МЕШАЛКИН,
начальник Академии ГПС МЧС России

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2004
Посещений: 13642

  Автор

Мешалкин Е. А.

Мешалкин Е. А.

начальник Академии ГПС МЧС России, профессор, д.т.н

Всего статей:  6

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций