Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Решение задач федерального уровня

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Решение задач федерального уровня

Постановлением Правительства РФ № 619 от 20 августа 2002 г. Всероссийскому научно-исследовательскому институту по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС), правопреемнику Всесоюзного научно-исследовательского института гражданской обороны, впервые в России присвоен статус Федерального центра науки и высоких технологий

Федеральный центр науки и высоких технологий "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" (далее Федеральный центр) возглавляет корпорацию из 47 научно-производственных и образовательных учреждений России. К их числу относятся Московский физико-технический институт, МГТУ им. Баумана, Кубанский, Удмурдский и Владимирский государственные университеты, ведущие научные организации Российской академии наук, а также крупные промышленные предприятия. В Федеральном центре работает более 600 сотрудников, из них 5 академиков, 35 докторов и 185 кандидатов наук.

На базе Федерального центра созданы:

  • Агентство МЧС России по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций в составе 40 ведущих научных и производственных организаций Российской Федерации, проводящих работы в области прогнозирования катастроф и стихийных бедствий;
  • Европейский центр технологий управления рисками катастроф ЧОС Совета Европы;
  • Агентство СНГ по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций, в состав которого входят: Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан;
  • Центр подготовки специалистов в области современных технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • Департамент кафедры ЮНЕСКО по технологиям мониторинга, прогнозирования и оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций;
  • Базовые кафедры Московского физико-технического института, Кубанского государственного университета и Современного гуманитарного университета;
  • Опорный экспериментальный центр при Жуковском авиационном техникуме имени В.А. Казакова;
  • Школа юного эколога и спасателя.

Постановлением Правительства РФ № 619 от 20.08.2002 на Федеральный центр возложен ряд задач, в числе которых:

  • комплексы программно-технических средств для мониторинга (в том числе космического), прогнозирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • мобильные диагностические комплексы оценки реальной устойчивости, сейсмостойкости и остаточного ресурса долговечности зданий, сооружений и технологических систем;
  • учебно-программные комплексы, в том числе дистанционного обучения в области безопасности жизнедеятельности;
  • комплексы мониторинга подводных потенциально-опасных объектов;
  • комплексы аварийно-спасательных средств, а также применяемые в них материалы, в том числе горючесмазочные, предназначенные для снижения риска возникновения и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • технологии обеспечения промышленной безопасности производственных объектов (включая химически-, пожаро- и взрывоопасные объекты нефтегазового производства и другие);
  • технологии предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и экспертиза этих технологий.

Выполняя Постановление Правительства РФ № 619, Федеральный центр осуществляет производство наукоемкой продукции и разработку технологий для решения задач гражданской обороны, прогнозирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одновременно с этим Федеральный центр выполняет практические работы:

  1. Выявление природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, мониторинг территорий и объектов (в том числе потенциально опасных).
  2. Для выполнения этих работ создана территориально распределенная система приема и обработки авиационно-космической информации, которая охватывает весь Евроазиатский континент. Система позволяет решать следующие задачи:

    В области контроля чрезвычайных ситуаций:

    • оперативное выявление возникновения и динамики развития лесных (торфяных) пожаров (координаты очагов, удаление от объектов инфраструктуры, площади горения, зоны задымления атмосферы);
    • оперативный контроль возникновения и динамики развития паводков и наводнений (координаты зон затопления, площади разливов, объекты инфраструктуры, попавшие в зоны затоплений).

    В области мониторинга территорий:

    • мониторинг лесов (тип и состояние леса, лесные гари, вырубки, густота лесонасаждений, предоставление данных для оценки ущерба от лесных пожаров: координаты гарей, площади гарей, тип сгоревшего леса);
    • мониторинг земельных угодий (проективное покрытие растительности, тип почв, влажность почв, карты-схемы наземных покрытий);
    • мониторинг сельскохозяйственных угодий (состояние всходов сельхозкультур и динамика их роста, карты-схемы использования сельскохозяйственных земель);
    • мониторинг акваторий (зоны загрязнения водных поверхностей, в том числе выносами рек);
    • мониторинг воздушных бассейнов городов и крупных промышленных центров (зоны загрязнения приземного воздуха).

    В настоящее время Федеральный центр, используя космическую информацию, решает следующие задачи: оперативный мониторинг пожарной обстановки для РАО "ЕЭС России", мониторинга сельскохозяйственных и лесных угодий для ряда субъектов Российской Федерации. Помимо этого специально для школ и вузов разрабатываются малогабаритные программно-технические комплексы приема космической информации.

  3. Мониторинг и прогнозирование пожарной обстановки на территории Российской Федерации.
  4. В настоящее время разработанная Федеральным центром система мониторинга и прогнозирования пожарной обстановки (СМППО) на территории РФ успешно функционирует в интересах РАО "ЕЭС России" с целью предотвращения аварийных ситуаций на линиях электропередач, вызванных воздействием поражающих факторов природных пожаров.

    Порядок функционирования СМППО предусматривает:

    • зонирование один раз в сутки территории РФ по степени пожарной опасности, визуализацию результатов зонирования на электронной карте;
    • прием с космических аппаратов NOAA (Москва, Элиста, Владивосток, Красноярск) снимков из космоса, их дешифровка с целью выявления очагов природных пожаров на территории РФ, определения площади очага пожара и его координат, а также передачу результатов дешифровки, сопряженной с картографической основой, на пункт прогнозирования пожарной обстановки;
    • визуализацию на векторной карте результатов дешифрирования космических снимков;
    • прогнозирование развития пожарной обстановки, визуализацию результатов прогнозирования на векторной карте;
    • оформление результатов прогнозирования пожарной обстановки в виде графических файлов и пояснительной записки 3 раза в сутки;
    • оформление 2 раза в сутки обзорной карты грозовой обстановки на территории РФ с приложением табличных данных о координатах произошедших грозовых разрядов, силе их тока и времени возникновения.

    Система мониторинга и прогнозирования пожарной обстановки на территории РФ основывается на ГИС "Экстремум" (программное обеспечение, состоящее из базы данных картографической, семантической информации и математических моделей, построенных на ее основе), которая заняла первое место в мире на конкурсе ЧОС Совета Европы. Порядок работы системы мониторинга предусматривает технологическую непрерывность информационного взаимодействия в СМППО и оперативную коррекцию прогнозов пожарной обстановки. Система обеспечивает стабильность при функционировании СМППО и практически исключает срывы при информационно-аналитическом и прогностическом обеспечении деятельности центров мониторинга, заинтересованных министерств, ведомств и организаций, работа которых направлена на предотвращение и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, инициированных лесными пожарами, на объектах экономики. Специфика решаемых задач в СМППО состоит в таком опережающем реагировании на складывающуюся обстановку, при котором обеспечивается достаточное время для принятия и реализации оптимальных решений, направленных на предупреждение ЧС на объектах экономики, и смягчения их последствий. Это способствует усилению национальной безопасности России.

  5. Промышленная безопасность (лицензия Гостехнадзора ООАН № 014377 от 09.02.01 г.), в том числе:

    • разработка и экспертиза деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;
    • экспертиза документации в части анализа риска опасных производственных объектов;
    • экспертиза промышленной безопасности рабочих проектов; i=i экспертиза промышленной безопасности в части готовности предприятия к осуществлению лицензированных видов деятельности.

    На данный момент Федеральный центр издал 280 деклараций промышленной безопасности и сделал 200 заключений экспертизы промышленной безопасности потенциально опасных объектов, в том числе: ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "Волгоградтрансгаз", ОАО "Томский нефтехимический завод", ОАО "Волжский трубный завод", ОАО "Лакокраска" (г. Ярославль), ОАО "Химтом" (г. Волгоград), ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" и др.

  6. Обследование технического состояния зданий и сооружений I и II уровней ответственности (Государственная лицензия Госстроя России ФЛ № 008744-1/1 от 14.12.01 г.), в том числе:

    • исследование грунтов в основании;
    • обследование технического состояния фундаментов;
    • обследование технического состояния несущих и ограждающих конструкций, узлов и деталей;
    • обследование инженерных коммуникаций;
    • разработка рекомендаций и заключений по материалам технических отчетов обследований.

    На данный момент обследовано более 1000 зданий и сооружений, в том числе: Останкинская телебашня, жилые дома в Москве, Волгодонске, Сочи, Пятигорске, на Камчатке, объекты в Турции, Греции, Германии, а также технологическое оборудование 23 объектов экономики. По результатам обследования оформляется паспорт безопасности зданий и сооружений с рекомендациями по усилению строительных конструкций.

  7. Разработка планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 613 от 21.08.2000 г.).

    Федеральный центр имеет богатый опыт разработки планов ликвидации аварийных разливов нефти, в том числе и с применением современных информационных технологий для определения вероятных сценариев развития аварийных ситуаций, организации систем экстренного реагирования и разработки технологий ликвидации разливов нефти, позволяющих значительно снижать материальный ущерб. Так, Федеральный центр являлся головной организацией при разработке плана ликвидации аварийных разливов нефти на нефтепроводной системе "Каспийский трубопроводный консорциум".

  8. Разработка специальных разделов ТЭО строительства и реконструкции объектов нефтяных и других компаний (Государственная лицензия Госстроя России ФЛЦ № 008744-1 от 09.06.2000 г.), в том числе:

    • разделов "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций";
    • разделов "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных природных и техногенных процессов".

    В настоящее время институтом выполняются работы по проекту "Сахалин-2" в рамках программы освоения шельфа о. Сахалин и по проекту строительства нефтепровода Россия - Китай. Федеральный центр участвовал в таких проектах, как "КТК-Р", "Балтийская трубопроводная система" и др.

  9. Разработка автоматизированных систем Единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) в субъектах, городах и районах Российской Федерации.
  10. Федеральный центр, являясь головной организацией по созданию автоматизированных систем (АС) ЕДДС в субъектах, городах и районах Российской Федерации, разработал: Концепцию создания ЕДДС в городах Российской Федерации; ГОСТ Р 22.7.01-99 "ЕДДС. Основные положения"; типовые технические проекты на создание ЕДДС в субъектах и городах Российской Федерации; типовое и специальное программное и информационное обеспечение для ЕДДС. На основе указанных выше документов и под научным руководством ФЦ ВНИИ ГОЧС созданы АС ЕДДС в г. Москве, Курской области, Красноярском крае, Республике Татарстан, Удмуртской Республике и ряде других субъектов Российской Федерации.

  11. Подготовка населения и специалистов в области безопасности жизнедеятельности.

    Разработаны:

    • методические рекомендации по оснащению кабинета (класса, лаборатории) по ОБЖ и БЖД для образовательных учреждений;
    • учебно-методическое пособие по проблемам защиты населения и территорий от ЧС для учреждений среднего профессионального образования;
    • компьютерная обучающая программа по теме "Защита от ЧС природного и техногенного характера" для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений;
    • комплект плакатов по дисциплине БЖД для студентов вузов;
    • учебная программа для повышения квалификации преподавателей организаторов курса ОБЖ в УМЦ ГОЧС;
    • мультимедийная энциклопедия по действиям населения в условиях ЧС;
    • проект базовой межвузовской лаборатории по защите от ЧС на базе учреждения высшего профессионального образования Минобразования России;
    • компьютерная презентационная программа для образовательных учреждений "Стратегия безопасного будущего";
    • методика и база данных для переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов структур управления различного уровня;
    • компьютерная обучающая программа "Безопасность на улицах и дорогах";
    • компьютерная обучающая программа "Как Иван-царевич подземного змея победил";
    • мультимедийный учебник "Основы безопасности жизнедеятельности" на CD;
    • компьютерная обучающая программа ГЭО "Экстремум";
    • малогабаритный приемник информации с космических аппаратов.

    Ежегодно в Федеральном центре проходят подготовку более 150 российских и зарубежных специалистов в области современных технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На базовых кафедрах Московского физико-технического института и Кубанского государственного университета обучается около 100 студентов. В настоящее время организуется учеба населения и специалистов с использованием дистанционной системы обучения.

    Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным широко использовать высокий научно-технический потенциал Федерального центра при разработке деклараций промышленной безопасности, планов ликвидации аварийных разливов нефти и при выполнении других работ в области безопасности населения и защиты территорий от чрезвычайных ситуаций.

М.А. Шахраманьян,
начальник ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2003
Посещений: 10852

  Автор

Шахраманьян М. А.

Шахраманьян М. А.

начальник ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России

Всего статей:  4

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций