Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Вопросы национальной безопасности в условиях информационного общества

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Вопросы национальной безопасности в условиях информационного общества

- Константин Владимирович, как взаимосвязаны вопросы информации и информатизации и состояние национальной безопасности страны?

- Глобальное использование информационных технологий и телекоммуникаций, с одной стороны, обуславливает зависимость национальной безопасности государства от защищенности информационной инфраструктуры, что определяет степень уязвимости от воздействия недружественных государств, террористических организаций, криминальных сообществ и отдельных лиц через информационное пространство.

С другой стороны, решающее значение для национальной безопасности страны имеет уровень развития информационной инфраструктуры, который должен обеспечивать эффективность проведения государственной политики. Под этим подразумевается ряд мер: обеспечение органов государственной власти и управления полной, достоверной и своевременной информацией для принятия обоснованных решений; обеспечение современных информационных отношений в сфере бизнеса для становления и развития цивилизованного рынка; реализация эффективного механизма включения информационного ресурса в хозяйственный оборот для решения социально-экономических задач; обеспечение прав граждан на информацию для поддержания социальной и политической стабильности в обществе и другое.

К важнейшим объектам национальной безопасности в информационной сфере кроме информационной инфраструктуры относятся информационные ресурсы, и в первую очередь - государственные информационные ресурсы, находящиеся в федеральной и региональной собственности.

Необходимой защищенности вне зависимости от форм хранения требуют информационные ресурсы, составляющие государственную тайну, содержащие информацию ограниченного доступа (персональные данные, коммерческая тайна и др.) и общедоступную, открытую информацию и знания. Соответственно защищенности требуют и системы формирования, распространения и использования информационных ресурсов - базы и банки данных, библиотеки, архивы, организационные структуры СМИ, включая персонал.

- Какие объекты национальной безопасности в информационной сфере являются наиболее приоритетными с точки зрения информационной безопасности?

- Особенно важным объектом национальной безопасности в информационной сфере являются информационные права и свободы граждан. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 года, для достижения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере указана первоочередная необходимость обеспечения конституционных прав и свобод граждан страны. Из них основными с точки зрения информационной безопасности являются следующие: обеспечение права на информацию, обеспечение защиты персональных данных, обеспечение защиты от вредной информации.

Отсутствие у человека нужной информации в нужное время и в нужном виде может привести к ущербу самого разного типа и масштаба: от морального ущерба до потери жизни одного, нескольких или множества людей.

В аспекте рассмотрения реализации права на информацию с позиции обеспечения информационной безопасности личности особое место занимают процедуры защиты права на информацию и самого информационного ресурса от различных угроз.

С развитием современных информационных технологий значительно возрос оборот персональных данных. Это, в свою очередь, еще более обострило проблему их защиты. Сейчас персональную информацию можно получить из различных баз данных, средств массовой информации, Интернета.

Кроме очевидной пользы от возможности получить необходимую персональную информацию существуют многочисленные угрозы, связанные с оборотом персональных данных. Это возможность вторжения в частную жизнь, проникновение в личную тайну, получение и распространение так называемой "чувствительной" информации. И как следствие, возможные правонарушения или преступления в отношении субъектов персональных данных.

- Какие меры принимаются по ограничению распространения вредной информации? Какая информация является вредной?

- Вредной информацией принято считать ту, распространение и применение которой может нанести вред (ущерб) личности, обществу, государству.

Конституционным основанием для ограничения распространения и применения вредной информации является защита основ конституционного строя государства, нравственности общества, прав и свобод человека.

Наиболее эффективным средством распространения вредной информации являются средства массовой информации, особенно электронные СМИ, радио и телевидение. Многие вопросы ограничения распространения вредной информации решаются действующими законами Российской Федерации. С этой точки зрения необходимо расширять правоприменительную практику. Но здесь важно подчеркнуть, что большую роль в ограничении распространения вредной информации должно играть также саморегулирование СМИ, что иногда называют "самоцензурой".

Государственной власти для эффективного управления необходимо активное информационное взаимодействие с гражданами и всеми структурами гражданского общества, особенно через СМИ, которые способны представить и донести до общества и отдельного гражданина правдивую позицию и оценку властью внутриполитических и внешнеполитических событий.

- Как влияет развитие информационных технологий на национальную безопасность?

- Стремительное развитие информационных технологий влечет за собой столь же быстрый рост правонарушений в информационной сфере. По данным МВД России, с 2000 года наблюдается ежегодное удвоение зафиксированных преступлений в области информационно-коммуникационных технологий. При этом латентность преступлений такого рода остается одной из самых высоких и достигает 80%.Особенно масштабный вред наносит изготовление и распространение вредоносных программ для компьютерных систем и мошенничество в электронно-платежных системах.

К очень серьезным внутренним угрозам относятся действия, приводящие к нарушению законных прав и свобод граждан и организаций в информационной сфере. Наибольшую озабоченность вызывает возможность совершения актов кибертерроризма, то есть нападения на критически важные системы управления технологическими процессами вредных и опасных производств и объектов атомной энергетики. Особенность кибертерроризма заключается в том, что его нападения могут осуществляться из любой точки мира, а оружием является единичный компьютер.

Кроме того, экстремистские группировки, сепаратистские силы, специальные службы интенсивно используют современные информационные технологии для пропаганды своей идеологии и ведения информационных войн.

К внешним угрозам национальной безопасности в информационной сфере также относится деятельность международных и иностранных политических, экономических, разведывательных, преступных и террористических структур, направленная против интересов Российской Федерации.

- Над какими законопроектами в области информационной безопасности работает Комитет Госдумы по информационной политике?

- Нашему комитету приходится работать над большим количеством законопроектов, вносимых в Государственную думу по вопросам безопасности.

Довольно много законопроектов, которые вносятся в Государственную думу различными субъектами законодательной инициативы, по ограничению или запрету распространения через СМИ информации, которая может нанести вред психическому и физическому здоровью человека, его позитивным моральным и нравственным устоям. При этом предлагается ужесточение санкций по отношению к виновным. К сожалению, ряд таких законопроектов комитету приходится отклонять в силу того, что они повторяют уже действующее законодательство и делают его избыточным. Однако те, которые отвечают необходимым требованиям, принимаются Государственной думой. Например, в конце осенней сессии 2004 года был принят в 1-м чтении законопроект "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Хочу напомнить, что данная статья закона посвящена недопустимости злоупотребления свободой массовой информации.

Рассматриваются законопроекты по введению новых правил освещения в СМИ террористических актов и антитеррористических операций, а также законопроекты, направленные на совершенствование действующих федеральных законов в области информации, информатизации и защиты информации, в том числе по вопросам безопасности. В настоящее время комитет работает над совершенствованием законов "Об электронной цифровой подписи" и "О международном информационном обмене".

Также к нам относятся фундаментальные законопроекты по защите конституционных прав и свобод граждан, например проект федерального закона "Об информации персонального характера", который готовится к 1-му чтению.

- Какие вопросы по информационной политике рассматриваются в связи с необходимостью усиления мер по безопасности?

- Их очень много. Я хотел бы назвать лишь некоторые актуальные моменты в качестве примеров.

Необходимо развивать информационную политику в направлении совершенствования механизмов координации деятельности органов власти различных уровней между собой, с правоохранительными органами, институтами гражданского общества и средствами массовой информации.

Актуальным является принятие федеральной целевой программы по разработке и внедрению отечественных конкурентоспособных продуктов в информационно-коммуникационной сфере.

Также необходимо в кратчайшие сроки принять федеральные законы о праве на информацию и об информации персонального характера.

К.В. Ветров,
первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по информационной политике

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2005
Посещений: 13556

  Автор

Ветров К. В.

Ветров К. В.

первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по информационной политике

Всего статей:  1

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций