Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Совершенствование систем безопасности на объектах железнодорожного транспорта

Совершенствование систем безопасности на объектах железнодорожного транспорта

В рубрику "Опыт и проблемы потребителей" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Совершенствование систем безопасности на объектах железнодорожного транспорта

- Юрий Леонидович, расскажите, пожалуйста, в чем заключается деятельность ведомственной охраны МПС России.

- Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана МПС России" осуществляет свою деятельность в соответствии с задачами, определенными Федеральным законом "О ведомственной охране", Постановлением Правительства Российской Федерации "О ведомственной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации" и другими нормативными и правовыми актами.

Кроме задач защиты охраняемых объектов железнодорожного транспорта, сопровождения и охраны перевозимых грузов, ведомственной охраной МПС России проводится профилактическая работа по предупреждению пожаров, осуществляется пожарный надзор и тушение пожаров на железнодорожном транспорте и в организациях, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

- Каковы ключевые принципы построения технических систем безопасности на объектах железнодорожного транспорта?

- Принципы охраны объектов железнодорожного транспорта формируются исходяиз задач, решаемых подразделениями ведомственной охраны МПС России, перечня угроз, значимости, размеров (протяженности) охраняемых объектов, характера местности, необходимости использования технических средств охраны (в том числе и автоматизированного контроля, учета реальных экономических возможностей), порядка охраны, принятого для данной категории объектов, и многого другого.

При построении систем охраны для различных категорий объектов мы опираемся на следующие основные принципы:

  • соответствие организационной структуры, технической и инженерной вооруженности подразделений ведомственной охраны МПС России требованиям защиты тех или иных охраняемых объектов;
  • максимальная живучесть и устойчивость функционирования системы охраны и защиты объектов МПС России;
  • рациональное расходование материальных и финансовых ресурсов (оценка проводится по критерию эффективность/стоимость);
  • своевременное внедрение достижений научно-технического прогресса в деятельность подразделений ведомственной охраны МПС России;
  • комплексное применение сил и средств;
  • сосредоточение основных сил и средств подразделений ведомственной охраныМПС России на важнейших участках и в нужное время;
  • соответствие организационных, инженерных и технических мероприятий обеспечению должного уровня охраны и защиты категорированных объектов железнодорожного транспорта;
  • постоянная, целенаправленная подготовка специалистов в системе ведомственной охраны МПС России.

Необходимо отметить, что на сегодня более 50 тысяч объектов железнодорожного транспорта оборудованы различными техническими средствами охраны и противопожарной защиты. В большинстве случаев это комплексные системы. Например, при охране мостов и тоннелей применяется стандартный комплекс, в который входят периметровая и объектовая сигнализация, система видеонаблюдения, осветительные и электронно-оптические устройства. При реализации комплексного подхода мы используем практически все виды технических средств, представленных в настоящее время на российском рынке.

- МПС России стимулирует какие-то новые разработки?

- Мы принимаем активное участие в проведении различных отраслевых и межведомственных научно-исследовательских работ, в особенности касающихся защиты важных объектов (в том числе и грузов в пути следования). Из года в год ведомственная охрана рассматривает несколько тем по этим вопросам. В разработках участвуют не только различные институты железнодорожного транспорта, но также научные и производственные объединения, хорошо зарекомендовавшие себя при совместной работе с МПС России. Это наверняка известные вам НИКИ-РЭТ, СНПО "Элерон", НПП "Альфа-прибор" и другие. Особый интерес для нас также представляют организации, проводящие работы на собственные средства. Так, ЗАО "АСК" уже провела в таких условиях натурные испытания электронного запорно-пломбировочного устройства "Метка".

- Опишите, пожалуйста, подробнее особенности объектов МПС.

- Их все можно условно разделить на тричасти. Во-первых, это особенности самих объектов: их государственная значимость, значительная протяженность, наличие большого, часто хаотического потока людей, свободный доступ людей в помещения общего пользования, непрерывная круглосуточная работа, движение поездов строго по расписанию и в определенных направлениях, большое скопление людей. Во-вторых, это технические особенности: значительная напряженность и разнородность магнитных полей, высокий уровень вибрации, наличие мощных вихревых потоков от проходящих составов, несопоставимость размеров и массы человека с элементами подвижного состава, значительный разброс электрических параметров на объектах. В третьих, это природные особенности: разнообразные и сложные климатические условия, наличие густой растительности вдоль железнодорожного полотна, большая высота снежного покрова зимой и многие другие. Исходя из этого понятно, что технические средства охраны должны бесперебойно функционировать вблизи сильных электромагнитных полей и в условиях воздействия вихревых потоков, создаваемых грузовыми поездами (скорость движения этих составов может достигать 90 км/ч). Кроме того, существенное влияние на надежность работы систем безопасности оказывают значительный разброс температур (от +40 до -50 °С) и снежный покров (его высота зачастую превышает линейное заграждение сигнализационных средств).

Практика показывает, что оборудование, надежно работающее в нормальных условиях, применительно к объектам железнодорожного транспорта с их особенностями требует дополнительной настройки, отладки, а зачастую и серьезной доработки.

- А не могли бы Вы привести какой-то конкретный пример?

- Скажем, НИКИРЭТ, поставлял нам сигнализационные средства "Газон". В обычных условиях они работали достаточно эффективно, но на объектах железнодорожного транспорта, по ранее упомянутым причинам, наблюдалось большое количестволожных срабатываний. В связи с этим институту пришлось провести модернизацию указанных технических средств и выпустить изделие "Газон-2".

- Часто ли происходят такие случаи?

- Не очень. Тут есть своя особенность. Допустим, если НИКИРЭТ своими силами устанавливает собственную продукцию, томожно быть уверенным, что будет проведена правильная отладка и настройка всей аппаратуры: от этого зависит очень многое. Если же установкой занимаются субподрядчики, то необходимого качества работы зачастую не получается. В этом случае в процессе эксплуатации оборудования происходят ложные срабатывания и отказы. К сожалению, значительный объем работ на объектах железнодорожного транспорта не позволяет привлекать к монтажу только силы производителей.

- Что Вы можете сказать об объемах закупок технических средств охраны для МПС?

- Из года в год объемы закупок существенно растут. Руководство МПС России и ОАО "РЖД" уделяет особое внимание усилению технической защищенности объектов. Более подробную информацию можно получить, направив в установленном порядке письменный запрос.

- Каким образом происходит взаимодействие между МПС России и коммерческими компаниями, которые потенциально могут осуществлять поставки различных технических средств для МПС?

- Порядок выбора таких компаний установлен действующим в этой области законодательством и нормативными актами. Выбор осуществляется на конкурсной основе. До участия в конкурсе допускаются организации, соответствующие критериям, определенным в методических рекомендациях МПС России. Сроки проведения квалификационного отбора назначаются каждый год заново, и вместе с этим утверждается график внедрения технических средств на объектах железнодорожного транспорта. При выборе средств защиты мы обращаем особое внимание на результативность и надежность их работы, количество ложных срабатываний, а также на возможность работы в условиях, специфичных именно для железнодорожного транспорта.

- Куда надо обращаться компаниям, занимающимся системами безопасности - компаниям, которые хотели бы принять участие в тендерах МПС России?

- В центральном аппарате МПС имеются специальные подразделения, отвечающие за этот участок работы. Одним из них является Управление тендерных закупок. Если вопросы касаются объектов, охраняемых ведомственной охраной, то правильнее согласовывать эти вопросы с руководством ведомственной охраны.

- Могли бы Вы сориентировать производителей систем безопасности в потребностях МПС?

- Практика подтвердила эффективность применения на особо значимых объектах МПС периметровой охраны. Решающуюроль здесь играют средства, позволяющие надежно обнаруживать нарушителя, независимо от рельефа местности и климатических условий. Данные технические средства должны позволять классифицировать одиночных и групповых, вооруженных и невооруженных нарушителей, а также распознавать способы их передвижения.

Несмотря на значительные объемы финансовых затрат, необходимы сигнализационные средства охраны, обеспечивающие сплошное прикрытие объектов железнодорожного транспорта. В отдельных случаях требуются сигнализационные средства, обладающие возможностью оперативного развертывания на местности.

- Какие актуальные на сегодняшний день проблемы Вы могли бы выделить среди прочих? Я имею в виду проблемы, которые можно было решить при помощитехнических средств безопасности.

- В настоящее время важнейшей эксплуатационной проблемой является проблема повышения надежности технических средств охраны и противопожарной защиты. На мой взгляд, ее решение кроется в умении правильно планировать и поддерживать заданные производителем режимы работы различной аппаратуры. Кроме того, хочу отметить проблему пресечения проезда посторонних лиц в грузовых поездах. Кстати, ее решению способствовало бы создание и внедрение технических средств, при помощи которых постовые имели бы возможность осматривать подвижной состав со всех сторон. Вместе с тем с помощью такой аппаратуры можно было бы осуществлять контроль габаритов грузов. Также требует проработки вопрос защиты участков в непосредственной близости от железнодорожного полотна, так как здесь на технические средства охраны достаточно сильно воздействует проходящий состав, что приводит к значительным сбоям в их работе.

- Какие есть у Вас пожелания к производителям?

- Количество технических средств охраны, порядок их сосредоточения по направлениям и объектам должны прорабатываться исходя из этапов заблаговременного технического обеспечения защиты объектов, фаз развития обстановки и возможного характера действий нарушителей. Для своевременного обнаружения нарушителей и их задержания необходима проработка вопросов применения современных быстроразворачиваемых мобильных технических и инженерных средств. На объектах железнодорожного транспорта нужны технические средства охраны, обеспечивающие устойчивою работу в любых климатических условиях. Так, зачастую применяемые инфракрасные датчики не обеспечивают устойчивость работы в условиях интенсивных осадков. Для применения на железнодорожном транспорте средств видеонаблюдения в качестве охранных (в том числе и с использованием детекторов движения) требуется улучшить их технические характеристики.

Ю.Л. Сахаров,
начальник сектора ФГП ВО МПС России

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2004
Посещений: 23856


  Автор
Сахаров Ю. Л.

Сахаров Ю. Л.

начальник сектора ФГП ВО МПС России

Всего статей:  1

В рубрику "Опыт и проблемы потребителей" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций