Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Новые тенденции в создании пожарных автомобилей

Новые тенденции в создании пожарных автомобилей

В рубрику "Пожарные, аварийно-спасательные автомобили и другая техника" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новые тенденции в создании пожарных автомобилей

В последнее время господствующей тенденцией в создании пожарных автомобилей (ПА) стало обеспечение их многофункциональности. Этой тенденции следуют ведущие мировые производители, в числе которых российские предприятия. В то же время, как показывает практика, не утратила своей значимости и по-прежнему актуальна адаптивная концепция, предполагающая использование так называемых ПА тушения специального применения. Хотя доля таких автомобилей в общем парке относительно невелика, их влияние на эффективность оперативной деятельности пожарной охраны достаточно заметно.


Ю.Ф. Яковенко

Ведущий  научный сотрудник ФГУ ВНИИПО МЧС России, академик НАНПБ

Целевая адаптивность

Концепция целевой адаптивности основывается на положении о необходимости оперативного использования пожарных автомобилей, предназначенных для тушения пожаров определенных классов на объектах и для проведения аварийно-спасательных и природоохранных работ.

Эта концепция широко распространена и полностью себя оправдала за рубежом, где потребителю предлагаются следующие целевые группы ПА: ПА для тушения городских пожаров; ПА для зон промышленного риска и пожароопасных объектов; ПА для аэропортов высших категорий; ПА для чрезвычайных ситуаций; ПА для тушения лесных и торфяных пожаров и т.д.

С принятием EN 1846 "Транспортные средства пожарной охраны" целевая адаптивность транспортных средств (ТС) закреплена на нормативном уровне: в нормах все ПА стран-членов ЕС классифицированы по функциональным признакам на оперативные ТС общего назначения и ТС специального назначения. При этом в их состав включены такие транспортные средства, как спасательные ТС для аварийных ситуаций, ТС для сбора и транспортировки с места пожара опасных веществ (экологические ТС), санитарные ТС, а также ТС обеспечения специальных операций (в аэропортах, в туннелях, на рельсах, под водой и т.д.).

Аналогичное деление ПА (на основные и специальные) предусмотрено в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности, вступившем в силу в нашей стране в мае 2009 г.

Как правило, ТС для решения целевых задач создаются по требованиям конкретных заказчиков (с учетом действующих нормативных ограничений) и являются эксклюзивными изделиями; изготавливаются они мелкими партиями, а иногда - в виде единичных образцов.

Однако при разработке таких ТС нередко рождаются оригинальные технические решения, которые впоследствии могут использоваться на серийной продукции при ее модернизации. Примеров тому немало. Рассмотрим лишь некоторые из технических решений, представленных на выставке в рамках Международного салона средств обеспечения безопасности "Комплексная безопасность-2009" (Москва, ВВЦ, 19-22 мая 2009 г.).

Техника для пожароопасных объектов

Пожары на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, а также горючих жидкостей и газов имеют свои характерные особенности, отличающие их от пожаров на других объектах. Они развиваются очень быстро, для их тушения требуется сосредоточение значительных сил и средств, в том числе таких, которые функционально адаптированы к единовременной подаче большого количества различных огнетушащих веществ (ОВ) в зону горения. Применение обычных городских автомобилей (автоцистерн среднего класса) при тушении подобных пожаров оказывается малоэффективным: они не обеспечивают необходимой интенсивности и дальности подачи ОВ.

При ликвидации пожаров жидкостей для охлаждения конструкций и коммуникаций, а также для снижения плотности тепловых потоков, смыва горящей жидкости с аппаратов, емкостей и трубопроводов, как правило, одновременно применяют пену (или другие специальные средства тушения, например порошок) и водяные струи (компактные или распыленные).

Эта тактика тушения определяет функциональные особенности ТС для защиты объектов: их целевой функцией является подача ОВ с высокой интенсивностью, остальные функции - вспомогательные, усиливающие эффект тушения. Конструкция таких машин существенно сложнее конструкции обычных ПА, технические решения специализированных автомобилей, как правило, оригинальнее и эффективнее; соответственно и стоимость их выше.


В качестве примера можно назвать самоходную установку газоводяного тушения повышенной производительности. Этот эксклюзивный продукт был создан в нашей стране еще во второй половине прошлого века, однако не потерял своей актуальности до настоящего времени.

На выставке-салоне "Комплексная безопасность-2009" в Москве Прилукский завод "Пожспецмаш" (Украина) - бывший головной производитель ПА в СССР - представил новую концепцию машины газоводяного тушения: передвижную самоходную установку газоводяного тушения ПС УГВТ-200 повышенной производительности на базе гусеничного самоходного парома ГСП (рис. 1).

Созданная версия машины предназначена для тушения газовых, нефтяных и газонефтяных фонтанов с большим дебетом. Эффективность работы установки повышена за счет использования двух турбореактивных двигателей ВК-1А, что позволило обеспечить ее производительность по газоводяной смеси до 200 кг/с по сравнению со 150 кг/с российского аналога АГВТ-150 на шасси Volvo (производитель - ОАО "Пожтехника").

На сегодняшний день есть много проектов по усовершенствованию машин с целевой адаптацией к тушению пожаров на пожароопасных объектах, которые можно отнести к числу эксклюзивных. Например, на последних моделях пеноподъемников (ПП), в том числе выпускаемых в нашей стране, устанавливают емкости для воды и пенообразователя, мощные насосы, высотные стрелы с водопенными коммуникациями, мониторы и генераторы пены с дистанционным управлением (на расстоянии до 50 м). Установка такого ТС на гусеничное шасси резко повышает его адаптивность к тушению резервуарного парка благодаря улучшению маневренности и проходимости. Проект гусеничного ПП реализован ОАО "Пожтехника" (Россия), участником выставки-салона "Комплексная безопасность2009".

Пожарные машины многокомпонентного тушения

На выставке были представлены (в виде проспектных материалов фирм Rosenbau-er, Австрия, и Gimaex, Франция) пожарные машины многокомпонентного тушения для защиты объектов. В качестве средств тушения на них используется полный набор огнетушащих веществ: вода, пена, порошок, АFFF (пленкообразующий фторсинте-тический пенообразователь), СО2 (рис. 2).

Сочетание на одном ПА четырех и более видов ОВ делает его многоцелевым, адаптированным для тушения углеводородов и полярных жидкостей - спиртов, растворителей, высокооктановых бензинов - без разбавления.

Эксклюзивными элементами подобных ПА являются их системы дозирования пенообразователя. Так, фирма Rosenbauer использует несколько таких систем. Наиболее универсальной является система Mix-matic, основанная на закачивании ПО в напорные трубопроводы насосной установки с помощью вспомогательного пенного насоса с дизельным мотоприводом. Устанавливается эта система на тяжелых промышленных автомобилях пенного тушения новой генерации.

На АПТ "первой пенной атаки" применяют более простое устройство - систему Foa-matic, которая позволяет автоматически дозировать количество ПО. Другая система -Dеltamatic - обеспечивает работу лафетного и пенных ручных стволов в различных комбинациях за счет установки проходного пеносмесителя перед каждым стволом или группой стволов. Система Fix Mix использует в качестве дозирующего органа для ПО конус, монтируемый в трубопроводе непосредственно на корпусе насоса.

Выбор того или иного типа пеносмесителя зависит от предполагаемых условий оперативного использования автомобиля. Однако их применение может носить также комбинированный характер. Например, фирма Rosenbauer создала пенный ПА с двумя системами пеносмешивания: Mix-matic и Foamatic. Это оригинальное техническое решение позволяет тушить двумя различными типами пенообразователей одновременно (например, синтетическим и фторсинтетическим).

Туннельные пожарные автомобили

Существуют объекты, число которых в России относительно невелико, однако тушение пожаров и проведение спасательных операций на них невозможно без специальных транспортных средств. Это железно- и автодорожные туннели, акватории, примыкающие к крупным объектам, производственные помещения большой площади с плотной планировкой и т.д.

Как правило, ТС для защиты таких объектов отличаются обилием оригинальных технических решений, однако рассчитывать на большие объемы их производства не приходится .

Обратимся к конкретным примерам.

24 марта 1999 г. в автомобильном туннеле под Монбланом произошел крупный пожар, в котором погибли 39 человек. В числе причин трагедии - позднее прибытие пожарных и отсутствие у них ТС, адаптированных к проведению пожарно-спасатель-ных работ в туннелях.

Вскоре образовавшаяся на рынке ниша, связанная с отсутствием специализированных ТС, оказалась заполненной: фирмы Magirus, Ziegler (Германия), BAI (Италия) и другие ведущие европейские производители создали ряд машин, предназначенных для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в туннелях.

Один из таких автомобилей был представлен на выставке-салоне 2009 г. в Москве. Это ПА быстрого реагирования для тушения пожаров и проведения спасательных операций в туннелях, созданный фирмой Magirus на полноприводном шасси IVECO 190Т36W, с управляемым задним мостом и колесной формулой 4х4. Подобные автомобили уже имеются на вооружении пожарной охраны Москвы (рис. 3).

На этом автомобиле применен ряд оригинальных технических решений, которые можно рассматривать как инновационные. Прежде всего, это относится к обеспечению безопасности личного состава.

Кабина боевого расчета герметична, что предотвращает попадание в нее токсичных газов извне. Имеется датчик наличия угарного газа (СО), измеряющий параметры воздуха вокруг автомобиля; эти данные отображаются на приборах в кабине.

Система герметизации кабины обеспечивается подпором воздуха (около 100 л/мин); работает система от 2 баллонов со сжатым воздухом (50 л воздуха при давлении 300 бар). Подпор воздуха предотвращает проникновение дыма в кабину.

Защита кабины от теплового излучения обеспечивается с помощью спринклеров, расположенных на трубчатом защитном основании над кабиной. Спринклеры функционируют при помощи электронасоса (24 В). На всех окнах имеется защита от высоких температур.

Работа двигателя в условиях задымления (при низком уровне содержания кислорода) обеспечивается подачей воздуха от 6 баллонов, оптимизированного по расходу в соответствии с требованиями по обеспечению мощности двигателя. Автоматическая система регулировки подачи воздуха расположена в кабине.

Противопожарное оборудование автомобиля включает в себя одноступенчатый насос из бронзы (2800 л/мин), установку быстрого реагирования (катушка с рукавом длиной 100 м), лафетный водопенный ствол с регулируемым дефлектором (4 позиции по производительности: 475, 660, 950, 1325 л/мин) и электроприводом, емкости для воды и пенообразователя (3000 и 500 л соответственно).

Для передвижения ПА в условиях задымления он оснащен инфракрасной камерой, которая может устанавливаться в передней или кормовой части автомобиля. Изображение передается на установленный в кабине монитор (15").

По требованию потребителя туннельный автомобиль может быть оборудован устройством для передвижения по рельсам -это значительно расширяет его функциональные возможности.

К числу туннельных автомобилей, созданных фирмой Magirus на полноприводных шасси, следует отнести челночные автомобили с передней и задней кабинами. Эти ПА, получившие название "двуголовых", служат для эвакуации пострадавших при инцидентах в туннелях.

Целевой ряд туннельных автомобилей включает также вентиляторные автомобили большой производительности (213 000 м3/ч). Эти автомобили, которые выпускает участвовавшая в выставке франко-германская фирма Gimaex-Schmitz, служат для нормализации газовой среды в тоннелях. Монтируется вентиляторная установка или на автомобильном шасси в виде съемной надстройки, или на базе прицепа.

Пожарные автомобили для аэропортов

ICAO (Международная организация гражданской авиации) представляет исключительно высокие требования к величине удельной мощности, скоростным параметрам, проходимости, количеству вывозимых средств тушения, эргономическим показателям пожарных автомобилей для аэропортов (аэродромным ПА). Обеспечить соответствие этим требованиям, используя обычные коммерческие шасси, практически невозможно.

Именно по этой причине ведущие мировые производители аэродромных ПА используют для их создания специальные шасси.

Первую такую российскую разработку представило на московской выставке-салоне отечественное предприятие - ОАО "Пожтехника" (г. Торжок). Этот ПА создан по "кооперативной" технологии, с использованием компонентов ведущих мировых производителей соответствующего оборудования.

Аэродромный автомобиль АА 13,5/100-100/3 изготовлен на базе белорусского специального шасси МЗКТ-6902 (6х6) с дизелем Caterpillar мощностью 715 л.с. (удельная мощность 21,7 л.с./т). Шасси с задним расположением двигателя оборудовано автоматической коробкой передач Allisson и коробкой отбора мощности на привод насоса (центробежный насос с подачей 100 л/с при напоре 100 м вод. ст.), работающей во время движения автомобиля без отключения трансмиссии (рис. 4).

Насос, оборудованный автоматической системой пеносмешения и дистанционным управлением запорными элементами, установлен в салоне боевого расчета (5 человек), что обеспечивает его оптимальный тепловой режим и возможность контроля за боевой работой насосной установки.

Автомобиль соответствует основным требованиям ICAO: при полной массе 33 т он разгоняется до скорости 80 км/ч за время не более 30 с, имеет максимальную скорость свыше 110 км/ч. Общий запас вывозимых огнетушащих средств - 13,5 т (вода -12 600 л, пенообразователь - 800 л, углекислота - 100 кг). Комплектация автомобиля отвечает требованиям службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации РФ.

Современную версию аэродромного ПА модели Super Dragon ARFF 14000 представила на выставке фирма Magirus (Германия). Этот автомобиль, помимо традиционных компонентов (насосная установка, средства тушения, мониторы), оснащен выдвижной телескопической мачтой высотой 15,25 м (боковой вылет 10,5 м от центральной линии надстройки), используемой для установки водопенного ствола и ствола-пробойника (рис. 5).

Дополнительный ствол с пробивающим высокопрочным наконечником устанавливается на телескопическую стрелу для подачи воды или пены (до 950 л/мин) под высоким давлением. Установленный на мачте автоматический лафетный ствол обеспечивает подачу воды (от 950 до 3785 л/мин) или водопенного раствора, в том числе в виде распыленной струи для тушения проливов топлива.

На мачте установлены также прожектор и инфракрасная камера, обеспечивающие обзор в условиях плохой видимости или зады мленности.

Данные технические решения могут быть актуальны и для некоторых объектовых ПА.

Инновационные проекты

На выставке-салоне "Комплексная безо-пасность-2009" ряд фирм представили свои инновационные разработки пожарных автомобилей и их компонентов. В числе таких фирм, помимо уже упомянутых, значится европейская компания Gimaex-Schmitz (далее - фирма Gimaex), впервые участвовавшая в работе московского салона.

В рамках состоявшейся презентации фирма представила специалистам целевые ряды своей продукции - ПА различного назначения: для тушения пожаров, аварийно-спасательных работ, а также для проведения спасательных операций на высоте. Особо следует отметить новую целевую группу экологических ПА (ЭкоПА), включающую в себя автомобили для ликвидации последствий ЧС, радиационно-химической защиты, ведения разведки в зоне ЧС, ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов, а также контейнерное оборудование для санитарной обработки моделей и обеззараживания машин, сооружений, территорий.

Интерес специалистов вызвали транспортные средства, реализующие новую технологию тушения с использованием воздухонаполненной пены (технология ONE SEVEN).

В установке ONE SEVEN (OS), включающей пожарный насос, компрессор и пенный дозатор (пеносмеситель), используется известная (по заявлению фирмы) с 30-х годов прошлого века насосно-компрессор-ная система. Отличительная особенность разработки фирмы Gimaex заключается в том, что в ней применяется специальный пленкообразующий пенообразователь, обеспечивающий получение высокоэффективной огнетушащей струи при концентрации пенообразователя около 0,5% (в других подобных системах - до 3%).

На симпозиуме, состоявшемся в ходе презентации, специалисты фирмы сообщили, что технология ONE SEVEN прошла апробацию в США, по результатам которой было заявлено, что фирмой Gimaex создана принципиально новая технология пожаротушения.

Установка ONE SEVEN применяется фирмой на различных транспортных средствах: квадроциклах, прицепах, автомобильных шасси. В настоящее время фирмой уже выпущено более 700 подобных автомобилей.

Их целевое назначение многообразно: они используются для защиты промышленных объектов, аэропортов, туннелей, для тушения лесных пожаров, высотных объектов и жилых домов (рис. 6).

Установки ОS исполняются в виде модулей, спроектированных для соответствующей сферы применения. Модули могут:

  • монтироваться на новые ПА при их производстве;
  • устанавливаться на ПА, уже находящиеся в эксплуатации (независимо от производителя этого ПА);
  • эксплуатироваться автономно, в том числе в виде стационарной системы (например, в туннелях).

Фирма Gimaex считает, что огнетушащая эффективность обычной пожарной автоцистерны после установления на ней модуля ОS увеличивается в 2 раза; при этом она исходит из результатов проведенных огневых испытаний.

На симпозиуме специалистам был показан видеофильм по тушению 2300 л авиационного керосина с площадью очага горения 240 м2. Время свободного горения топлива составило 120 с. Тушение осуществлялось 3 ручными стволами, работающими от установки ОS 3100. Полностью горение было ликвидировано за 62 с, при этом израсходовано на тушение было 440 л воды и 2,5 л пенообразователя класса В (AFFF) (!)

Компания Gimaex является также разработчиком инновационной технологии deFcon, которая может использоваться на месте ЧС как для санитарной обработки личного состава и населения, так и для специальной обработки техники при радиактивном, химическом и бактериалогическом заражении.

Обработка людей и техники производится специальной обеззараживающей микропористой пеной с оптимальной вязкостью. Формируется пена специальным генератором с использованием химических составов для различных видов заражения (концентрация 1-5 %).

Система deFcon изготавливается в виде съемного модуля и может устанавливаться как на специальном ЭкоПА, так и на других типах аварийно-спасательных машин. Ее пропускная способность - 20 человек в час, при этом потребуется всего около 200 л воды, которая после использования собирается в специальный резервуар для утилизации. Управление модулем производится с панели управления со встроенным программируемым логическим контроллером (ПЛК).

Международное сотрудничество

В разные годы в СССР, а в последние годы в России предпринимались попытки организовать совместное производство новых пожарных машин с участием ведущих европейских фирм из Австрии, Германии, Италии, Франции, Финляндии. Нельзя назвать эти попытки провальными: создавались образцы (а иногда даже партии) ПА с высоким уровнем инновационных решений, однако до серийного производства совместно созданных моделей дело не доходило.

Поэтому с большим интересом специалисты встретили участие в работе выставки-салона нового российско-австрийского предприятия по производству ПА последнего поколения - ЗАО ПО "Спецтехника пожаротушения", которое базируется на производственных площадях одного из московских предприятий.

ЗАО ПО "Спецтехника пожаротушения" представило на выставке сразу 4 модели автоцистерн: 2 модели - на базе шасси ЗИЛ (4х2) и две модели на шасси КамАЗ (4х2 и 6х6). Надстройки этих автоцистерн, изготовленные фирмой Rosenbauer с высоким уровнем производственного исполнения, выполнены по алюминиевой технологии и оснащены комбинированными насосами NH 30 нового поколения (подача до 50 л/с при напоре 100 м вод. ст. и до 6,7 л/с при напоре 400 м/с). Автоцистерна на шасси КамАЗ (6х6) оборудована насосом нормального давления NH 30 (50 л/с).


Все насосные установки имеют систему сенсорного управления, облегчающую их оперативное использование; однако это вызывает проблемы при подготовке операторов, управляющих насосом, а также при организации сервисного обслуживания насосной установки в технических подразделениях пожарной охраны.

Шасси ЗИЛ (4331МЧ), на базе которого изготовлена одна из автоцистерн, подверглось коренной реконструкции: на нем установлены германский дизель DEUTZ мощностью 215 л.с., автоматическая трансмиссия Allison, двойная кабина фирмы MAN для боевого расчета 1+5. Это новая для нашей страны тенденция - создавать специальное шасси для ПА (рис. 7) с использованием компонентов ведущих зарубежных фирм (так называемая "кооперативная технология").

Следует отметить, что габаритная высота всех этих автоцистерн существенно завышена: до 3445 мм против 3100 мм на аналогичных отечественных моделях - за счет размещения надстройки на крыше (лестницы, всасывающие рукава) в одном блоке. Хотя съем этого оборудования облегчен благодаря применению электрического привода с дистанционным управлением; в случае его отказа могут возникнуть проблемы.

Перспективы далекие и близкие...

В выставке-салоне участвовали практически все ведущие отечественные производители ПА, хотя представлены были экспонаты, уже участвовавшие в предыдущих выставках. Это свидетельствует скорее о познавательно-коммерческой, чем об инновационной направленности выставки. Однако в программах производства участников выставки (как отечественных, так и зарубежных) целевые ПА занимают все большее место, причем их модельные ряды имеют тенденцию к расширению. Учитывая, что условия тушения пожаров как у нас в стране, так и за рубежом постоянно усложняются, следует ожидать инновационных решений в создании новых типов и моделей целевых ПА и их компонентов, максимально адаптированных к быстро меняющимся условиям оперативного использования.

Традиционно фирмы-изготовители ПА демонстрируют свои новые разработки на международной выставке инноваций "Ин-тершутц - Красный петух", которая проводится в Германии один раз в 5 лет. Именно эта выставка, в которой в последнее время участвуют и российские предприятия, определяет основные направления развития и формирует тенденции создания пожарной техники на ближайшую и отдаленную перспективу.

Предположительно очередная такая выставка должна состояться в 2010 году, если мировой кризис не внесет свои коррективы.

Что касается прошедшей в Москве выставки "Технологии безопасности-2009", то к числу положительных моментов в ее работе следует отнести демонстрацию семейства ПА нового поколения, созданных ЗАО ПО "Спецтехника пожаротушения" совместно с зарубежным партнером -фирмой Rosenbauer с использованием специального шасси, изготовленного по прогрессивной "кооперативной" технологии.

Какие перспективы у этого нового российско-австрийского проекта, положит ли он начало серии подобных проектов - покажет ближайшее будущее.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2010
Посещений: 12975


  Автор
Яковенко Ю. Ф.

Яковенко Ю. Ф.

Ведущий научный сотрудник ФГУ ВНИИПО МЧС России, академик НАНПБ

Всего статей:  6

В рубрику "Пожарные, аварийно-спасательные автомобили и другая техника" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций