Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О необходимости единого подхода к процедуре подтверждения соответствия при сертификации продукции

В рубрику "Практика и перспективы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О необходимости единого подхода к процедуре подтверждения соответствия при сертификации продукции

До введения в действие системы подтверждения, основанной на законе о техническом регулировании и технических регламентах, номенклатура конкретных показателей, которые требовалось подтверждать для каждого вида продукции, регулировалась специальными документами


В. В. Яшин

Заместитель начальника ФГУ ВНИИПО МЧС России,
начальник центра технического регулирования

К таким документам относились, например, "Номенклатура продукции и услуг (работ), в тношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация", "Номенклатура продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии" (для системы ГОСТ Р), "Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности" (для ССПБ) и т.п. Общая cтруктура этих документов предусматривала привязку конкретной продукции, определяемой в соответствии с государственными классификаторами (наименование и коды в соответствии с классификаторами по областям применения), к нормативным документам, содержащим требования к ней, с указанием конкретных разделов (пунктов) (см. табл. 1, 2).

В некоторых случаях номенклатура показателей для обязательного подтверждения соответствия устанавливалась непосредственно в нормативном документе. Например, в ГОСТ Р 51043–2002 "Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Оросители. Общие технические требования. Методы испытаний": "...п. 1 Область применения.

...Требования 5.1.1.3; 5.1.1.6; 5.1.1.8–5.1.1.10; 5.1.3.2; 5.1.3.5; 5.1.3.6; 5.1.4.1; 5.1.4.3–5.1.4.8; 5.2.3; 5.3.1–5.3.3; 6.1; 6.2 являются обязательными, остальные – рекомендуемыми.

...п. 7.2 Номенклатура приемосдаточных и периодических испытаний должна соответствовать таблице 5".

Подтверждение соответствия и Технический регламент

Согласно закону о техническом регулировании, после введения в действие Технического регламента (ТР) о требованиях пожарной безопасности прежняя система подтверждения соответствия теряет силу и не может применяться. Изложенные в ТР требования, обязательные для подтверждения соответствия, в силу определенного характера этого документа довольно расплывчаты и не могут применяться напрямую (без их конкретизации в других нормативных документах (НД).

Конкретизация требований ТР применительно к объектам является нетривиальной задачей и требует системного решения. Одной из составляющих этого решения является использование требований стандартов и других документов в области пожарной безопасности. Однако при этом следует учитывать, что цели разработки технических регламентов отличны от целей разработки стандартов и других НД, призванных наряду с безопасностью обеспечить наиболее высокий возможный научно-технический уровень регулируемых ими объектов, конкурентоспособность, взаимозаменяемость, совместимость, качество, рациональное использование ресурсов, техническую и информационную совместимость, сопоставимость результатов исследований, технических и экономико-статистических данных и др. В соответствии с законом о техническом регулировании, целью разработки технических регламентов является обеспечение безопасности людей, имущества, окружающей среды. Причем в законе прямо указано на недопустимость избыточности требований сверх целей, установленных в нем. Из этого следует, что часть требований стандартов и других НД такого же уровня является избыточной для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов.


Таким образом, для практической реализации обеспечения подтверждения требований ТР путем выполнения требований стандартов и других НД необходимо официально установить минимально необходимые требования стандартов и других НД, выполнение которых обеспечивает соответствие требованиям ТР.

Одним из этапов этой работы явилась разработка и принятие "Перечня национальных стандартов и сводов правил", в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 апреля 2009 г. № 1573). Однако в силу ряда причин (разработка стандартов в ускоренном режиме, недостаток практики применения ТР, необходимость оперативного реагирования на текущие изменения в регулируемой сфере и т.п.) вышеупомянутого документа недостаточно.

Так, в статье 102 ТР к огнетушащим веществам установлены требования по обеспечению тушения пожара с характеристиками подачи огнетушащих веществ в соответствии с тактикой тушения пожара, по сохранению свойств в процессе транспортировки и хранения, защиты от воздействия, опасного для человека и окружающей среды, и дополнительно в статье 101 к пожарной технике (в которую по классификации ТР включены пенообразователи) установлены требования к обеспечению безопасности при транспортировке, хранении, эксплуатации и утилизации, требования к маркировке и содержанию технической документации.

В то же время в ГОСТ Р 50588-93 "Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний" установлено избыточное для этих условий требование к плотности составов, которое не согласуется ни с одним из перечисленных требований.

Аналогичная ситуация сложилась при сертификации самоспасателей.

В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 апреля 2009 г. № 1573 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", подтверждение соответствия самоспасателей требованиям ТР обеспечивается выполнением ГОСТ Р 53260-2009 в целом.

По мнению же ВНИИПО, этот вид продукции требует выборочных, а не полных испытаний самоспасателей, указанных в стандарте.

Следует остановиться на испытаниях по надежности, для которых, согласно п. 8.13.1 ГОСТ Р 53260-2009, необходимо 80 самоспасателей. Такие испытания никогда не включают в сертификационные, их проводит изготовитель в процессе постановки продукции на производство и освоения производства. Ответственность за этот показатель, согласно Закону Российской Федерации "О защите прав потребителя", несет производитель. А проверка при сертификации существенно и неоправданно удлинит и удорожит процедуру подтверждения соответствия.

В НПБ на различные средства защиты органов дыхания, действовавших в целях проведения обязательной сертификации до введения в действие ТР, объем сертификационных испытаний устанавливался в специальной таблице. Легко убедиться, что испытания на надежность никогда не включались в сертификационные. Проверка климатического исполнения п. 5.3.1, как следует из ГОСТ Р 53260–2009, осуществляется согласно положениям раздела 8.1 этого ГОСТ, а именно посредством рассмотрения нормативнотехнической документации, а не путем испытаний.

Для процедуры декларирования (например, пожарных автомобилей) отсутствие документа, регулирующего сопоставление конкретной продукции с нормативным документом, содержащим требования к ней с указанием его конкретных разделов (пунктов), также является очень актуальным.

Хотелось бы остановиться еще на одной проблеме. Отдельные органы по сертификации в качестве доказательных материалов используют сертификаты СМК, выданные не аккредитованными в России организациями. Не секрет, что даже наличие таких сертификатов не гарантирует 100%-ной прослеживаемости происхождения сертифицируемой продукции. Возникает вопрос о правомерности применения схемы 5с и 3д.

Особое внимание необходимо, по нашему мнению, обратить и на единообразный подход к оформлению сертификатов соответствия (наличие приложений, место указания характеристик продукции, обязательность ссылки на приложение в самом сертификате и т.п.).

Опубликовано: Каталог "ОПС. Охранная и охранно-пожарная сигнализация. Периметральные системы"-2010
Посещений: 22627

  Автор

Яшин В. В.

Яшин В. В.

Заместитель начальника ФГУ ВНИИПО МЧС России, начальник центра технического регулирования

Всего статей:  4

В рубрику "Практика и перспективы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций