Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Безопасная Москва 2012–2018. О результатах внедрения и дальнейшем развитии

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Безопасная Москва 2012–2018О результатах внедрения и дальнейшем развитии

В рамках Государственной программы города Москвы "Безопасный город" на 2012– 2018 гг. реализована часть мероприятий, направленных на комплексное обеспечение безопасности населения и объектов столицы, снижение рисков чрезвычайных ситуаций, усиление защиты горожан и территорий от угроз природного и техногенного характера, повышение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Одним из главных достижений Программы стало увеличение раскрываемости преступлений благодаря использованию камер видеонаблюдения. В 2015 г. объем финансового обеспечения этой программы за счет средств городского бюджета составит 18,8 млрд руб., в 2016 г. – 19,4 млрд руб. и в 2017 г. – свыше 19,7 млрд руб. О положительных результатах реализации Программы, внедрении технических средств и дальнейших планах развития – в интервью Алексея Майорова, руководителя Департамента безопасности и противодействия коррупции города Москвы
Алексей Майоров
Руководитель Департамента региональной безопасности
и противодействия коррупции города Москвы

– Какие ключевые этапы реализуемой программы "Безопасный город" вы можете выделить? Какова стратегия программы? Чему уделяется повышенное внимание?
– Государственная программа Москвы "Безопасный город" на 2012–2018 гг. реализуется в 7 этапов. За каждый этап принимается один год. Реализация программных мероприятий предусматривает стабилизацию криминогенной обстановки в Москве, нейтрализацию роста преступности и других негативных явлений по отдельным направлениям и тем самым – создание условий для повышения реального уровня безопасности жизни москвичей и обеспечения защищенности критически важной инфраструктуры города.

При определении стратегии Программы намечены приоритетные цели и задачи на основе оценки криминальных, террористических, наркотических и других угроз в тесном взаимодействии с прокуратурой города, УФСБ по Москве и Московской области, ГУ МВД, УФМС, УФСКН, УФСИН России по Москве и другими заинтересованными структурами.

Главная цель Программы – комплексное обеспечение безопасности населения и объектов на территории Москвы.

Для ее достижения Программа подразделяется на четыре подпрограммы:

  1. "Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений".
  2. "Предупреждение чрезвычайных ситуаций, развитие гражданской обороны, защита населения и территорий города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".
  3. "Мобилизационная подготовка экономики города Москвы".
  4. "Предупреждение и пресечение нарушений в сфере миграционного законодательства".

– Какие первые положительные результаты программы "Безопасный город" вы видите? Какие результаты вселяют положительные эмоции в руководителей и сотрудников, реализующих программу?
– За время реализации мероприятий программы с 2012 г. достигнуты определенные позитивные результаты. Приведу статистику.

Отмечается положительная динамика в сферах борьбы с преступностью, безопасности дорожного движения, уменьшения количества пожаров, минимизации нарушений миграционного законодательства.

В 2014 г. по сравнению с 2012 г. сохраняется тенденция снижения следующих видов преступлений:

  • на 15,2% сократилось количество убийств и покушений на убийства (2012 г. – 447, 2014 г. – 379);
  • на 30,5% сократилось количество грабежей (2012 г. – 13 277, 2014 г. – 9232);
  • на 30,1% сократилось количество разбойных нападений (2012 г. – 2880, 2014 г. – 2013);
  • на 27,2% сократилось хулиганство (2012 г. – 805, 2014 г. – 578);
  • на 23,3% сократились кражи из квартир (2012 г. – 6958, 2014 г. – 5335);
  • на 21,4% снизилось число зарегистрированных фактов угонов и краж автотранспорта (2012 г. – 11 177, 2014 г. – 8786);
  • на 3,3% сократилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними (2012 г. – 970, 2014 г. – 938).

В результате проводимых мероприятий уровень преступности в городе (на 100 тыс. населения в абсолютных цифрах) сократился на 2,7% (2012 г. – 1552,1, 2014 г. – 1510,3).

Активно проводятся мероприятия по снижению уровня незаконной миграции. По сравнению с 2013 г. отмечается сокращение на 14,6% количества преступлений, совершенных на территории Москвы иностранными гражданами и лицами без гражданства (2013 г. – 11 486, 2014 г. – 9806). Кроме того:

  • составлено административных протоколов за нарушение миграционного законодательства: 2012 г. – 194 312, 2014 г. – 276 090;
  • принято решений о закрытии въезда на территорию Российской Федерации в отношении иностранных граждан: 2012 г. – 15 168, 2014 г. – 139 052;
  • вынесено решений о выдворении за пределы Российской Федерации: 2012 г. – 10 365, 2014 г. – 41 654.

Большая доля внимания уделяется развитию видеонаблюдения в городе.

По сравнению с 2012 г. система общегородского видеонаблюдения по объемам предоставляемых услуг превышает ранее существовавшую систему обеспечения безопасности города на 46,7%, в части подъездного видеонаблюдения – на 36,7%.

В результате мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения при ежегодном увеличении количества автотранспорта в Москве и расширении территории города наблюдается снижение количества ДТП на 7,1% (2012 г. – 12 183, 2014 г. – 11 312).

В результате принимаемых мер удалось добиться снижения на 9,9% количества пожаров (2012 г. – 7568, 2014 г. – 6848), при этом снижается количество погибших при пожарах (2012 г. – 216, 2014 г. – 152).

Благодаря проводимой работе по оборудованию мест купания на водоемах Москвы и организации дежурства спасательной службы на них увеличилось количество спасенных на водных объектах (в 2012 г. было спасено 150 человек, в 2014 г. – 187 человек).

– Какие задачи реализуемой программы "Безопасный город" предполагают использование технических решений?
– Для решения задач по комплексному обеспечению безопасности населения и объектов на территории Москвы широко используются технические решения. Принимаются системные меры по технической оснащенности особо важных городских объектов, в том числе социальной сферы, образования, культуры, спорта, жилого сектора, а также на улицах и в общественных местах.

На базе государственной информационной системы "Единый центр хранения и обработки данных" (далее – ЕЦХД) в городе создана и функционирует система городского видеонаблюдения.

По состоянию на 1 января 2015 г. в Москве введены в эксплуатацию 127 633 камеры, из них:

  • в местах массового нахождения граждан – 2457;
  • дворового наблюдения – 20 145;
  • подъездного видеонаблюдения – 97 465;
  • в образовательных учреждениях – 6112;
  • в дошкольных учебных заведениях – 200;
  • на объектах строительного комплекса – 351;
  • на объектах торговли – 933.

Проводится также работа по пилотному подключению к ЕЦХД камер коммерческих организаций. Данная область пока не регулируется на законодательном уровне и требует дополнительных финансовых затрат от компаний. К означенному проекту имеют интерес и некоторые организации, такие как "Сбербанк", "Банк Москвы", X-5 Retail Group, которые подключают камеры в общегородскую систему. В итоге выигрывают все, так как контролировать правопорядок и благоустройство намного эффективнее, имея онлайн-доступ к максимальному количеству средств фиксации в одном месте, в данном случае это портал ЕЦХД.

Продолжается активное развитие интеллектуальной транспортной системы.

Например, в 2014 г. установленными на улично-дорожной сети города 884 стационарными комплексами специальных технических средств, имеющими функции фото- и видеозаписи и работающими в автоматическом режиме, выявлено и задокументировано 6 700 042 административных правонарушения в области дорожного движения, назначено штрафов на сумму более 7 млрд руб.

Кроме того, с использованием имеющихся технических средств, в том числе автоматизированных баз данных, сотрудниками подразделений ГИБДД задержано 1161 лицо, находящееся в розыске.

В рамках развития интеллектуальной транспортной системы Москвы в 2014–2015 гг. запланировано увеличить и ввести в эксплуатацию 1200 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ.

Департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы и Департаментом информационных технологий города Москвы разработана Информационно-аналитическая система мониторинга криминогенной обстановки и общественной безопасности в Москве.

Система предназначена для автоматизации информационного обеспечения процессов мониторинга криминогенной обстановки и общественной безопасности на основе данных правоохранительных органов и других государственных исполнительных органов, систематизации полученной информации и принятия решений по совершенствованию городской инфраструктуры, снижению уровня криминализации и повышению общественной безопасности в городе.

В 2015 г. будут решены технические вопросы предоставления доступа подразделениям ГУ МВД России по городу Москве к данной системе для повышения эффективности работы по обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью.

Применяемые технические и программные средства позволяют повысить эффективность распределения сил и средств полиции для обеспечения общественной безопасности на территории Москвы.

– Какие передовые технологии безопасности и видеонаблюдения, на ваш взгляд, являются наиболее эффективными на сегодня?
– После перевода системы видеонаблюдения на сервисную модель была полностью обновлена техническая архитектура и повышено качество обрабатываемых видеоизображений. Одновременно расширились цели использования системы: повышение эффективности управления городским хозяйством, уровня обеспечения безопасности жителей, комфорта и удобства повседневной жизни граждан.

Суть сервисного подхода заключается в том, что город заказывает у подрядчиков комплексную услугу видеонаблюдения "под ключ", а не проектирование, строительство и обслуживание инфраструктуры, как при стандартном подходе. Места размещения камер, сцены обзора, качество и прочие характеристики видеоизображения определяются рабочей группой, в состав которой входят представители органов исполнительной власти Москвы и правоохранительных органов. Оплата исполнителям государственных контрактов идет только за факт надлежащего предоставления видеоизображения в EЦХД. Таким образом, каждый из участников процесса решает только профильные задачи. Исполнители (операторы связи) занимаются построением и содержанием всей сетевой инфраструктуры, следят за исправностью, сохранностью камер, а также за остальными обширными технологическими параметрами услуг. Органы власти, в свою очередь, используют изображение с камер в разнообразных направлениях: как для обеспечения безопасности, так и в рамках управления городом, например для контроля уборки территорий, вывоза мусора, плановых ремонтных работ и др.

Пользователями системы на сегодня являются более 3 тыс. сотрудников правоохранительных органов и более 10 тыс. служащих органов исполнительной власти. Они имеют доступ к порталу ЕЦХД непосредственно со своих рабочих мест либо по выделенным защищенным каналам связи, либо через корпоративную сеть Правительства Москвы. Учетные записи предоставляются под личную подпись пользователей. Ядро системы находится в защищенном центе обработки данных, каналы связи к которому проложены в двух независимых и географически разнесенных вводах с резервированием.

– Какие задачи в области ИТ-инфраструктуры (каналов связи) потребовалось решать при реализации программы "Безопасный город"? Какие технологии оказались эффективными?
– При реализации Программы для организации видеонаблюдения, удовлетворения потребностей органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений в услугах связи используется сервисная модель, которая стимулирует операторов связи на модернизацию своих транспортных сетей при абонентских подключениях. Таким образом, новые высокоскоростные телекоммуникационные услуги становятся для жителей города дешевле и доступнее.

– Каковы планы по дальнейшим мероприятиям программы "Безопасный город"?
– Снижение уровня преступности до среднего показателя по Центральному федеральному округу; сокращение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение защиты населения и территорий Москвы от угроз природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; повышение готовности органов исполнительной власти города Москвы по вопросам мобилизационной подготовки экономики; минимизация нарушений миграционного законодательства.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2015
Посещений: 15069

  Автор

Алексей Майоров

Алексей Майоров

Руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы

Всего статей:  3

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций