Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Безопасные пассажирские перевозки: новации законодательства и практический опыт

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Безопасные пассажирские перевозки: новации законодательства и практический опыт

Событиями 2013 и 2014 гг. в области обеспечения безопасности пассажирских перевозок стали вступление в силу приказа Минтранса России № 243 от 1 декабря 2013 г. "Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных" и принятие Федерального закона от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности", скорректировавшего и дополнившего Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и реализация пилотного проекта по оснащению пассажирского поезда Казань – Москва – Адлер инженерно-техническим средствами обеспечения транспортной безопасности. Какие положительные последствия эти события могут иметь для дальнейшего повышения уровня безопасности на железнодорожном транспорте рассказывает Леонид Анатольевич Иванов, начальник Управления транспортной безопасности ОАО "Федеральная пассажирская компания" – ОАО "РЖД"
Леонид Иванов
Начальник Управления транспортной безопасности ОАО "ФПК"

– Какие основные изменения были внесены в законодательство о транспортной безопасности в конце 2013 – начале 2014 гг. в части пассажирских перевозок в поездах дальнего следования?
– Был издан приказ Минтранса России № 243 от 1 декабря 2013 г. "Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных". В соответствии с ним в автоматизированные централизованные базы персональных данных (АЦБПД) передается информация о пассажирах в необходимом объеме. Теперь эта информация включает в себя: персональные данные пассажиров, номер паспорта, ФИО, а также дату рождения, пол и гражданство.

Существенные коррективы в нашу работу также внес Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности", конкретизировавший в том числе отдельные положения Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности". В новой редакции закона к объектам транспортной инфраструктуры отнесены только железнодорожные вокзалы и станции, исключая пассажирские вагонные депо и участки, где производится подготовка пассажирских вагонов к рейсу. Подобных нюансов не возникает, например, в сфере воздушного транспорта, где аэропорт является единой закрытой территорией, на которой полностью производится подготовка воздушного судна и которую всесторонне контролирует служба авиационной безопасности.

На сегодня в процессе реформирования железнодорожной отрасли из ОАО "РЖД" выделены несколько дочерних структур, в том числе Федеральная пассажирская компания. И законодательные изменения в области транспортной безопасности ставят перед нами целый ряд вопросов, включая необходимость внесения наших объектов в перечень, устанавливаемых Законом "О транспортной безопасности" через постановление Правительства РФ.

– Чем обусловлены эти изменения в законе о транспортной безопасности?
– Целый ряд субъектов транспортной инфраструктуры обратился с предложением о внесении изменений в законодательство о транспортной безопасности, поскольку закон, вступивший в силу в 2007 г., уже не отвечал новым вызовам времени, реальным возможностям транспортных предприятий и не позволял проводить всего комплекса необходимых мероприятий.

– Какие новации предусмотрены в целях повышения эффективности проведения оценки уязвимости железнодорожной инфраструктуры и транспорта?
– Ожидается принятие новых постановлений Правительства РФ, которые регламентируют работу железнодорожного транспорта с учетом современных реалий, в том числе по вопросам обеспечения транспортной безопасности. Скажем, сегодня Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) уже изменены требования к проведению оценки уязвимости. Отныне расчет ущерба производится на основе математического моделирования возможных угроз.

Кроме того, законом разрешено субъектам транспортной инфраструктуры проводить оценку уязвимости транспортных средств самостоятельно, что позволить уменьшить финансовые затраты на выполнение этих мероприятий и сократить сроки их реализации.

– Расскажите, пожалуйста, об опыте оснащения объектов пассажирского железнодорожного транспорта средствами обеспечения транспортной безопасности.
– Важную роль при поиске путей решения поставленных задач сыграла реализация Федеральной пассажирской компании пилотного проекта по оснащению пассажирского поезда техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 08 февраля 2011 г. №43 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта".

В 2012 г., проанализировав все актуальные на тот период времени требования по обеспечению транспортной безопасности, ОАО "ФПК" совместно с Федеральным агентством железнодорожного транспорта предложило реализовать указанный проект. Целью пилотного проекта была выработка обоснованных предложений по снижению требований по оснащению подвижного состава инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и, как следствие, минимизации затрат на оборудование пассажирских вагонов системами безопасности и определении возможности распространения новых технических решений на весь подвижной состав ОАО "ФПК".


Следует отметить, что аналогичные проекты по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности реализовывались и ранее, они до сих пор реализуются и на объектах транспортной инфраструктуры, в частности, на Казанском вокзале. Была проведена последовательная подготовительная работа. В преддверии Зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи принято решение об оснащении пассажирского поезда сообщением Казань – Москва – Адлер, отобрано 20 пассажирских вагонов, построенных не позднее 2008 г.

В ходе реализации проекта в пассажирском поезде была создана система обеспечения транспортной безопасности, в которую были включены такие подсистемы видеонаблюдения, охранно-тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, передачи данных, технологической и спутниковой связи, навигации.

Система безопасности пассажирского поезда позволяет в режиме реального времени отслеживать и отображать информацию о местоположении поезда в ситуационном центре ОАО "ФПК", вести видеоконтроль внутреннего пространства пассажирских вагонов, обеспечивать проход пассажиров в купе по выдаваемым при посадке индивидуальным карточкам. Здесь также предусмотрено автоматическое ведение журнала регистрации событий – штатных и нештатных – и своевременно обеспечивать передачу таких данных в ситуационный центр в автоматическом режиме.

– С какими техническими нюансами пришлось столкнуться в процессе реализации данного проекта?
– Возникла неординарная задача, как увязать между собой оборудование пассажирских вагонов в единую систему. Существующие системы отличаются годами выпуска и своей модификацией, включая средства видеонаблюдения и видеозаписи. Приходилось заменять некоторые технические элементы.

– Какие выводы позволила сделать реализация пилотного проекта по оснащению техническими средствами безопасности пассажирского поезда Казань – Москва – Адлер?
– Для оценки результатов выполнения данного пилотного проекта была создана межведомственная рабочая группа. В нее вошли уполномоченные представители Минтранса России, Росжелдора, ФСБ России и ГУТ МВД России, то есть всех федеральных органов власти, которые вырабатывают политику в области транспортной безопасности и реализуют ее.

Члены рабочей группы имели возможность оценить наработанный нами опыт и проанализировать результаты проведенных мероприятий. По итогам пилотного проекта можно сделать вывод, что для оснащения существующих транспортных средств Федеральной пассажирской компании, а это более 22 тыс. пассажирских вагонов, понадобится не менее 20 лет, а затраты по нынешним расценкам составят около 15 млрд рублей.

Другая проблема обусловлена еще и тем, что на территории Российской Федерации не существует предприятий, имеющих достаточные производственные мощности и способных оснастить все пассажирские вагоны в срок, который был бы короче прогнозируемого.

И третий существенный момент – транспортный парк неумолимо устаревает. Инвестировать огромные финансовые средства в подвижной состав, который через 15 лет устареет на 70% и будет списан, нет смысла. Федеральная пассажирская компания содержит парк только пассажирских вагонов и обслуживает лишь дальние перевозки протяженностью маршрута более 250 км.

В соответствии с решением межведомственной рабочей группы по итогам реализации пилотного проекта в Минтранс России были направлены предложения о необходимости создания единой комплексной системы обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте, включающей в себя подготовку пассажирских поездов перед рейсом, подачу осмотренных (чистых) поездов под посадку пассажирам, обеспечение посадки пассажиров в зонах транспортной безопасности, исключающих доступ к поездам посторонних лиц кроме пассажиров с проездными документами, саму перевозку пассажиров и уборку подвижного состава со станции назначения в пассажирские депо.

Предложено также оснащать пассажирский подвижной состав техническими средствами безопасности при производстве новых вагонов, чтобы иметь возможность взаимозаменяемости вагонов при формировании пассажирских поездов без ущерба единой системы безопасности. Работа в этом направлении продолжается.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #6, 2014
Посещений: 9074

  Автор

Леонид Иванов

Леонид Иванов

Начальник Управления транспортной безопасности ОАО "ФПК"

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций