Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Биометрия лица как инструмент профилактики мошенничества в отделениях банка

Биометрия лица как инструмент профилактики мошенничества в отделениях банка

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Биометрия лица как инструмент профилактики мошенничества в отделениях банка

Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать.
Екатерина II
В практике финансовой организации особую роль играет борьба с мошенничеством. При этом данное направление деятельности не должно приводить к ухудшению для клиента самого продукта, под которым понимается совокупность характеристик: процент, срок, льготный период и т.д., а также связанные сервисы: доступность, обратная связь, легкость оформления и другие
Игорь Ермак
Руководитель службы противодействия мошенничеству ПАО "МТС-Банк"

Под мошенничеством подразумеваются приносящие ущерб умышленные действия как третьих лиц, так и клиентов или сотрудников организации. Мошенничество классифицируется по трем основным категориям:

  1. внешнее;
  2. внутреннее;
  3. клиентское.

Опасность разных видов мошенничества

Bнутреннее мошенничество – это действия или бездействие сотрудника с умыслом, которые приводят к финансовым потерям. Например, сотрудник, понимая особенности процедуры оформления кредита в банке, имитирует реального клиента или помогает реальному клиенту указать "нужные" параметры в заявке.

Внешнее мошенничество – это злонамеренная атака со стороны мошенников, не аффилированных с сотрудниками организации. Это могут быть как организованные группы лиц, так и отдельные личности (например, злоумышленник украл паспорт и пытается оформить кредит с чужими документами).


Клиентское мошенничество – клиент указывает заведомо ложные данные о доходе, месте работы и непрерывности стажа, что в итоге приводит к невозможности правильной оценки банком его платежеспособности.

Особой опасностью обладает сочетание внешнего и внутреннего мошенничества. Только представьте, что в одном или нескольких регионах в течение нескольких месяцев сотрудники осознанно закрывают глаза на активность мошенников. Особенностью такого поведения являются резкий всплеск продаж и изменение – чаще резкое ухудшение – клиентопотока. Невнимание к данным изменениям и отсутствие эффективных оперативных процедур реагирования в сети организаций или партнеров приводят к катастрофическим последствиям.

По указанным выше причинам МТС Банк особое внимание уделяет следующим моментам:

  • построению эффективных договорных отношений с партнерами для честных продаж;
  • развитию ежедневной, еженедельной процедуры мониторинга аномалий основных бизнес-показателей;
  • разработке эффективных обучающих материалов, процедуры обучения и контроля знаний;
  • прочим мерам профилактики и предотвращения мошенничества.

Биометрия приходит на помощь

Одной из особенностей Мтс Банка в части процедур профилактики, раннего выявления и предотвращения внешнего мошенничества является применение биометрических технологий. Банк использует биометрический слепок, например, лица, в качестве параметра для идентификации в базе лиц, не связанных с заявленными анкетными данными клиента, либо верификации с предыдущими данными клиента. В этом случае достаточно нескольких зафиксированных фактов мошенничества, чтобы причастное лицо было включено в специальную поисковую часть системы и о каждом новом входе мошенника в отделение банка в итоге оповещалась полиция.

Таким образом, МТС Банк получил возможность в режиме реального времени фиксировать факты посещения мошенниками своих офисов и отделений компаний-партнеров. В момент, когда в отделении банка или в партнерских точках продаж появляется лицо, похожее на нарушителя из базы мошенников, срабатывает система биометрии, которая дает сигнал на отправку электронного сообщения специальному сотруднику банка.

Ошибка исключена

В будущем с развитием технологий машинное зрение полностью заменит человека, но пока требуется дополнительная проверка. Когда система биометрии подает сигнал сотруднику банка, он сверяет лицо вошедшего с лицом из базы злоумышленников. Так, сотрудник видит в цифрах, какой ущерб этот человек принес банку и его партнерам.

Это и есть триггер на задержание – в зависимости от местонахождения мошенника сигнал дается службе безопасности либо банка, либо компании-партнера, которая и вызывает полицию. Никакого самоуправства сотрудники службы безопасности не допускают, проверку документов и задержание мошенника осуществляют исключительно правоохранительные органы. Ложные срабатывания исключаются, так как сопоставление подозрительного лица производится с базой мошенников, у которых зафиксировано более 20 фактов обращения в кредитную организацию с чужими или поддельными документами.

Мошенник должен осознать два факта:

  1. МТС Банк сотрудничает с полицией на регулярной основе.
  2. Придя в офис МТС Банка или наших партнеров из ритейла, злоумышленник окажется в полиции.

Кооперация людей и технологий

Необходимо отметить важность профилактики мошенничества. Зачастую внимательное, последовательное и ответственное отношение к процессу кредитования дает больший эффект, чем продвинутые технологии предотвращения. Мы ни в коем случае не противопоставляем данную практику новым технологиям, но отмечаем важность совмещения этих подходов. Такой метод работы позволяет более эффективно внедрять новые продукты, поскольку минимизируются предварительные требования на момент их запуска.

Помимо этого в августе 2018 г. МТС Банк в двух пилотных офисах Москвы открыл для физических лиц регистрацию в единой биометрической системе (еБс). Система обрабатывает два вида биометрических данных клиента: голос и лицо, причем не по отдельности, а вместе. Внедренный сервис позволил нам одним из первых выполнить требование регулятора согласно федеральному закону № 482-фЗ. ЕБС не только определяет мошенников во время удаленной идентификации, но и усиливает банковскую систему защиты от фрода. Банк планирует полностью подключить инфраструктуру к сервису до конца 2018 г., всю филиальную сеть – до конца первого полугодия 2019 г.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2018
Посещений: 568


  Автор
Игорь Ермак

Игорь Ермак

Руководитель службы противодействия мошенничеству ПАО "МТС-Банк"

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций