Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Чтобы защитить, нужно знать, как украсть

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Чтобы защитить, нужно знать, как украсть

Опытом управления безопасностью в розничной торговле, на производстве и в нефтегазовой отрасли делится Вячеслав Михайловский, руководитель службы безопасности METRO Cash & Carry в России. Специфика обеспечения безопасности для каждого вида бизнеса своя. Вячеслав это ощутил, когда пришел офицером по безопасности в компанию 3М. Помог опыт работы в нефтегазовой отрасли и в ритейле, тем более таком непростом ритейле, как DIY
Вячеслав Михайловский
Руководитель службы безопасности компании METRO Cash & Carry в России

– Вячеслав, вы управляете безопасностью предприятий различных отраслей уже около 10 лет. Это впечатляющий стаж. Вы накапливали профессиональный опыт вместе с развитием розничной торговли, производства, нефтегаза, мелкой оптовой торговли в России. Как развивалась ваша карьера? Как менялась ваша роль руководителя по безопасности в зависимости от отрасли?
– Я начал искать себя после того, как уволился по сокращению из вооруженных сил. В первую очередь, пошел в ту область, которую знал лучше всего, – арабские страны – и был приглашен работать в "Лукойл". Стал отвечать за безопасность интересных в инвестиционном плане зарубежных активов компании. Однако трудиться за границей – это не только синекура, но и очень тяжелое и не всегда приятное занятие. Когда поступило предложение возглавить службу безопасности торговой сети, я с радостью согласился. Работа была тоже связана с международными отношениями, но уже на территории России – с иностранными компаниями. Так сформировался мой профиль интересов и компетенции.

– Что дает переключение между отраслями руководителю службы безопасности в плане профессиональной компетенции?
– Такое переключение дает опыт сравнения, потому что подход к обеспечению безопасности в различных отраслях строится, естественно, на единой базе поиска возможных утечек товарно-материальных ценностей или рисков для компании. И тем не менее, специфика обеспечения безопасности для каждого вида бизнеса своя. Синергия разностороннего опыта зачастую оказывает помощь при старте работы в совершенно новых отраслях. Я ощутил это, став офицером по безопасности в 3М. Компания разноплановая, но мне сильно помог опыт работы в нефтегазовой отрасли и ритейле, тем более таком непростом ритейле, как DIY .


– Какие приемы или подходы, типичные для обеспечения безопасности производственных предприятий или нефтегаза, пригодились вам в сфере торговли?
– Подходы совершенно разные, поскольку нефтегазовая отрасль все-таки имеет свои особенности. Но когда я начал глубже погружаться в специфику торговли и анализировать, то понял, что особых проблем нет, есть только разница в объеме или виде товарно-материальных ценностей и в разноплановости рисков. Угрозы в ритейле делятся на потери при перемещении товарных ценностей, заключении договоров с контрагентами и взаимодействии непосредственно с клиентами. В нефтегазовой отрасли работа с большой численностью клиентов встречается исключительно на уровне мелких магазинчиков на заправках, это не столь важное направление работы. Тем более, уровень контроля в нефтегазовой отрасли выше, чем в ритейле. Если нефтегазовая отрасль большое внимание уделяет безопасности движения товарно-материальных средств, то в розничной торговле излишняя экономия и диктат операционных процессов иногда влекут за собой низкий уровень контроля. В ритейле руководитель службы безопасности должен выстроить баланс между операционным требованием сокращения расходов и потребностями в обеспечении безопасности.

– В современных условиях большинство департаментов предприятий торговли так или иначе ориентируются на содействие коммерческому успеху своих компаний. Где, на ваш взгляд, проходит грань между защищенностью объекта торговли и его привлекательностью для посетителей?
– Вот здесь как раз вопрос соблюдения этого баланса. Да, конечно, можно окружить магазин цепью из охранников или глухой броней неприступности, но захотят ли люди приходить в магазин, находящийся все время под свирепым взглядом неусыпных контролеров? С другой стороны, если торговая точка будет слабо защищена, то профессиональные преступники узнают об этом уже в течение 2–3 недель.


– Какие организационные подходы и технологии при этом наиболее эффективны?
– В первую очередь, это правильное сочетание численности техники и охраны на защите торгового центра. Но без знания операционных процессов служба безопасности фактически является полным нулем. Когда я приступил к работе в "Лукойле", пришлось изучать процесс производства, начиная от термического крекинга нефти и заканчивая процессами перекачки или подготовки нефти на станциях перекачки. Чтобы защитить, нужно знать, где и как возможно украсть. Это основной принцип построения защиты от организованной преступности, от коррупционеров внутри компании и от случайных мелких воришек. Дальше следует обеспечить перекрытие вероятных каналов хищения – от активов до товарно-материальных средств и информации. Это включает в себя широкий спектр мер – от организационных препон до выставления необходимого количества охранников. И плюс, естественно, технические системы безопасности: охранная сигнализация, видеонаблюдение, антикражные устройства, антенны. Все средства должны быть интегрированы между собой и давать четкую, ясную обратную связь и тревожный сигнал.

– Можете ли вы вспомнить какие-то интересные случаи из практики?
– Интересные случаи – это вся практика. Было время, когда я в шутку говорил, что в ритейле еще только метеорит на магазин не падал. Но вот однажды в 7:30 утра в феврале мне позвонил дежурный и доложил, что над нашим магазином в Челябинске то ли самолет взорвался, то ли метеорит. Я, уже холодея, спросил, сколько жертв, а он говорит: "Ничего не знаю, там связь отключилась". И вот я представил себе, как руководитель службы безопасности докладывает о падении метеорита. Было страшно.

– Какие задачи в области борьбы с внутренними потерями и предотвращения внешних потерь, управления рисками, непрерывности бизнеса, восстановления после аварий, информационной безопасности кажутся сегодня наиболее интересными в профессиональном плане?
– Фактически все эти задачи интересны. Они неразрывно связаны друг с другом и представляют собой весь процесс обеспечения безопасности. Интересно заниматься управлением рисками, то есть предотвращением возможных потерь. Здесь уже идет анализ заключаемых договоров, новых контрагентов, анализ обеспечения кадровой безопасности, информационная безопасность компании и, естественно, организация непрерывности бизнеса, то есть ликвидация и минимизация последствий различного рода чрезвычайных ситуаций. Можно сказать, что у нас есть свои миниверсии МЧС, полиции и ФСБ. Плюс ко всему мне приходится быть ответственным за охрану труда. Почти все эти задачи интересны, но последнее время одна из них часто выходит на передний план – обеспечение непрерывности бизнеса. Нужно быть готовым ко всему. А что делать, если торговый центр будет закрыт и не сможет работать, как в случае с тем же падением метеорита в Челябинске? Мы были вынуждены на 3–4 дня приостановить работу для восстановления окон и некоторых дверей, выдавленных ударной волной. Как и куда перемещать свежие фрукты и овощи? Подобные ситуации вовлекают руководителя службы безопасности в более тонкое изучение особенностей операционной деятельности.

– У вас очень широкий круг обязанностей. Какие из перечисленных задач требуют нестандартных подходов и почему?
– Борьба с внутренними потерями требует нестандартных подходов, потому что влияние службы безопасности не настолько четко прописано, как, например, закон о полиции. Нельзя прийти и задержать какого-либо из сотрудников и предъявить ему обвинение, скажем, во взяточничестве. Случай нужно отрабатывать вместе с правоохранительными органами, а чтобы обратиться в полицию, следует располагать информацией и доказательствами. Зачастую руководитель службы безопасности выступает и в роли полиции, и в роли дипломата, стоящего между интересами компании и правилом "не навреди". Чтобы начать работу по разоблачению злоумышленника или коррупционера, нужно, в первую очередь, доказать самому себе, что человек действительно ворует. Особенность в том, что необходимо действовать более тонко, чем правоохранительные органы, потому что позиция службы безопасности, к сожалению, не всегда является настолько приоритетной.

К нестандартным подходам еще следует отнести работу с государственными органами. Не хочу сказать, что уровень коррупции высок, но он, к сожалению, есть. В отдельных регионах России некоторые сотрудники из правоохранительных или контролирующих органов удивляются: как это так, торговля – и вдруг не дают взяток. Приходится противостоять излишне высокому давлению со стороны этих удивленных товарищей. С одной стороны, необходимо выполнять требования законодательства, а с другой, законы в России такие, что на 100% их не исполнишь.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2015
Посещений: 8202

  Автор

Вячеслав Михайловский

Вячеслав Михайловский

Руководитель службы безопасности компании METRO Cash & Carry в России

Всего статей:  3

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций