Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Обеспечение безопасности при проведении матчей чемпионата России по футболу

Обеспечение безопасности при проведении матчей чемпионата России по футболу

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Обеспечение безопасности при проведении матчей чемпионата России по футболу

Футбол является самым популярным спортом в мире, и наша страна не исключение. По итогам чемпионата России по футболу 2017–2018 гг. среди команд Премьер-Лиги на матчах побывало 3 353 024 человека, что на 616 508 человек больше, чем в прошлом сезоне.
Обеспечение безопасности людей и создание для них комфортных условий является ключевой задачей Российской футбольной Премьер-Лиги. Ни один матч не может быть проведен в случае угрозы жизни и здоровью зрителей
Александр Мейтин
Директор по безопасности и работе с болельщиками
Российской футбольной Премьер-Лиги (РФПЛ)

В вопросах обеспечения безопасности был сделан огромный скачок, и в этом направлении Россия – одна из ведущих стран мира. Прогресс стал возможным благодаря чемпионату мира 2018 г.

Распределение ответственности за безопасность на стадионе

Если совсем недавно вопросы безопасности решались исключительно силами полиции, то сейчас на стадионе безопасность обеспечивается его собственником и организатором матча, а полиция оказывает им содействие. Лишь на входных зонах сотрудники МВД совместно с КРС осуществляют осмотр зрителей, хотя на практике этим занимаются контролеры-распорядители в присутствии полиции. Более 95% матчей проводятся без полиции в чаше стадиона. Зоной ответственности полиции и приданных ей подразделений национальной гвардии стала территория за периметром стадиона.


Для зрителя было обычной картиной, когда для обеспечения безопасности во время футбольных матчей привлекались от 1500 до 5000 сотрудников правоохранительных органов, шеренги солдат, экипированных для ведения уличных боев, стена милиции по периметру футбольного поля. Офицеры по безопасности клубов не обладали серьезными полномочиями и в большей степени напоминали статистов.

Сейчас руководитель по безопасности стал одной из основных фигур, ответственных за эту работу. Работа клуба невозможна без такого сотрудника. Он обязан отвечать определенным стандартам и иметь сертификат соответствия, выданный РФС.

Новый уровень технического оснащения

Серьезные сдвиги произошли в техническом оснащении стадионов Премьер-Лиги. К камерам видеонаблюдения, системам контроля доступа, стационарным и ручным металлодетекторам добавились досмотровая рентгеновская техника, дозиметрическая аппаратура, детекторы обнаружения взрывчатых веществ, автоматические системы осмотра днища машин и многое другое. Наличие такого оборудования предусмотрено приказом МВД России № 1092 от 17 ноября 2015 г., устанавливающим требования к техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и безопасности. Российская футбольная Премьер-Лига готова к введению обязательной системы идентификации зрителей в соответствии с п. 2.1. ст. 20 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Все билетные системы и системы контроля управления доступом стадионов, где выступают команды РФПЛ, интегрированы с единой базой нарушителей Премьер-Лиги.

Появление современных футбольных стадионов, изначально спроектированных с учетом современных требований, положительно сказывается на обеспечении безопасности

Четыре этапа организации безопасного матча

Работа по обеспечению безопасности начинается задолго до конкретного матча, и ее можно разделить на четыре этапа.

Первый этап – за 45 дней до начала чемпионата


В этот период руководитель безопасности клуба обязан:

  • провести комиссионное обследование стадиона, принять меры к устранению выявленных недостатков, утвердить акт готовности к проведению соревнования;
  • принять участие в установлении требований к продаже билетов, абонементов и сезонных аккредитаций.

Второй этап – за 10 дней до начала конкретного матча

Обязанности руководителя безопасности клуба в это время:

  • выяснить предполагаемое количество болельщиков, гостей команды, способы их прибытия, используемые транспортные средства, проанализировать оперативные сводки с ранее состоявшихся матчей с участием обеих команд, историю взаимоотношений;
  • разработать и согласовать с территориальным органом МВД план подготовки и проведения матча, порядок содействия полиции в обеспечении безопасности;
  • в случае проведения матча повышенной сложности организовать рабочую встречу с полицией и руководителями подразделений, участвующих в обеспечении общественного порядка, обменяться с ними имеющейся информацией, вычленить проблемные вопросы и наметить пути их решения;
  • совместно с коммерческой службой утвердить билетную программу;
  • согласовать места размещения средств поддержки объединений зрителей;
  • организовать мероприятия по обеспечению безопасности клуба-гостя и официальных лиц, прибывающих на матч, при их передвижении и в месте их проживания;
  • за день до матча совместно с делегатом проверить готовность стадиона и принять меры к устранению недостатков;
  • определить состав координационного штаба для работы на матче.

Третий этап – день матча

В ходе это основного этапа реализации руководитель по безопасности обязан:

  • участвовать в предматчевом совещании и доложить делегату о готовности подчиненных ему служб к проведению матча, алгоритме действий в случае чрезвычайных происшествий и при нарушениях зрителями правил поведения;
  • провести инструктаж охранников и контролеров-распорядителей, задействованных на матче;
  • возглавить координационный штаб и осуществлять руководство обеспечением безопасности на матче;
  • в случае массовых нарушений общественного порядка, угрожающих жизни и здоровью зрителей и спортсменов, по согласованию с членами штаба принимать решение о передаче полномочий представителю правоохранительных органов для проведения полицейской операции.


Четвертый этап – выход зрителей со стадиона, отъезд команд и официальных лиц

Это последний и очень важный этап, связанный с одновременным перемещением большого количества зрителей. Зачастую огромная работа по обеспечению безопасности идет в минус из-за ошибок, допущенных во время выхода. Успех этого этапа зависит от правильного взаимодействия всех служб, обеспечивающих порядок как на стадионе, так и на прилегающей территории. Отсутствие координации и не совсем верные управленческие решения могут привести к длительной задержке выпуска зрителей и столпотворению с возможными нежелательными последствиями. Поэтому мы уделяем этому моменту особое внимание, прорабатывая алгоритм выхода задолго до матча.

Улучшение статистических показателей

Представленная организация работы по обеспечению безопасности, а также использование технических средств позволили в сезоне 2017–2018 гг. снизить уровень напряженности на трибунах, не допустить массовых нарушений общественного порядка, избежать травм и жертв среди зрителей.

Об этом убедительно свидетельствует статистика ЧР по футболу 2017–2018 гг. По сравнению с аналогичным периодом прошлого сезона на 47% снизилось количество использованной пиротехники, на 9% меньше стало оскорбительных и нецензурных скандирований, на 98% уменьшился материальный ущерб, причиненный стадионам. Улучшились и другие показатели – стало меньше выбеганий на поле и выбрасываний различных предметов.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2018
Посещений: 767


  Автор
Александр Мейтин

Александр Мейтин

Директор по безопасности и работе с болельщиками Российской футбольной Премьер-Лиги (РФПЛ)

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций