О журнале | Читать онлайн | Публикации | Электронная газета | Подписка | Мероприятия

Журналы в формате iMag

Форум

Публикации

Архив


Новости проекта

Системная интеграция

Отраслевые

Новости CCTV

Новости СКУД

Новости ОПС

Новости ПБ

Электронная газета "Системы безопасности"


Журнал "Системы безопасности"

Каталог "Системы безопасности"

Каталог "Пожарная безопасность"

Рекламодателям


Video & Vision

СКУД. Антитерроризм


Подписка

Платная подписка

Исторический календарь

Контакты

Ссылки

Мероприятия

English

Опыт СНГ в обеспечении безопасности спортивно-массовых мероприятий

Реклама на сайте

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Опыт СНГв обеспечении безопасности спортивно-массовых мероприятий

Авторитет любого государства в значительной мере зависит от его способности подготовить, организовать и провести на должном уровне крупные международные мероприятия, к которым относятся важные политические форумы и спортивные соревнования международного уровня, такие как Олимпийские игры, Универсиады, чемпионаты мира по популярным видам спорта, гонки "Формула-1" и др. Достойное проведение подобных массовых общественно-политических и спортивных событий поднимает престиж страны на международной арене, свидетельствует о ее способности мобилизовать все имеющиеся ресурсы для эффективного решения поставленных задач
Владимир Григорьев
Начальник отдела АТЦ СНГ

На спортивные и связанные с ними иные мероприятия прибывают не только спортсмены и сопровождающие лица, но и большое количество болельщиков, официальных делегаций, а на церемониях открытия и закрытия соревнований возможно присутствие первых лиц государств. Все это требует осуществления масштабных мер по организации защищенности основных объектов, а также задействованной транспортно-логистической инфраструктуры.

Успешно проведенные мероприятия

За последние годы в государствах Содружества Независимых Государств прошли такие международные спортивные мероприятия, как:

  • VII зимние Азиатские игры (2011 г., Республика Казахстан);
  • финальная часть чемпионата Европы по футболу (2012 г. , Украина, организован совместно с Республикой Польша);
  • XXII зимние Олимпийские игры (2014 г., Российская Федерация);
  • XI зимние Паралимпийские игры (2014 г., Российская Федерация);
  • чемпионат мира по хоккею с шайбой (2014 г., Республика Беларусь);
  • I Европейские игры (2015 г., Азербайджанская Республика).

Государствами – участниками СНГ накоплен значительный опыт по проведению комплекса организационно-оперативных мер, направленных на создание механизмов общей координации деятельности национальных структур по обеспечению безопасности спортивно-массовых мероприятий международного уровня, а также непосредственному решению вопросов антитеррористической защищенности объектов и инфраструктуры, на которых они проводятся.


Из этого опыта можно вывести основные моменты, определяющие алгоритм действий.

Три фундаментальных принципа безопасных событий

Принципами обеспечения безопасности и правопорядка во время подготовки и проведения спортивно-массовых мероприятий являются:

  1. Превентивность.
  2. Адекватность.
  3. Практичность принимаемых мер, к которым, прежде всего, относятся:
    • создание руководящего органа по координации деятельности государственных органов и межведомственных экспертных групп;
    • определение зоны ответственности участвующих структур;
    • разработка концепции обеспечения безопасности и межведомственного плана мероприятий по обеспечению правопорядка и безопасности.

Анализ и прогнозирование обстановки

Для выработки эффективной системы безопасности экспертными структурами должен быть проведен анализ оперативной обстановки в стране и сопредельных государствах. На его основе необходимо выделить угрозы и риски, способные негативно влиять на обеспечение защищенности соревнований.

Политические и социально-экономические риски

Повышенного внимания заслуживает наличие в стране и соседних государствах очагов террористической, экстремистской, а также этнической и религиозной напряженности.

В политическом плане необходимо учитывать имеющиеся разногласия по отдельным вопросам между государствами-участниками, которые могут спровоцировать нежелательные инциденты и столкновения между отдельными группами болельщиков. На внутреннем контуре потенциальную опасность представляют недостаточно контролируемые миграционные процессы, социально-экономические проблемы и наличие протестного потенциала у отдельных категорий граждан.

Успешность проведения мероприятий определяется в том числе:

  • принятием соответствующими службами исчерпывающих мер по проведению непрерывного контроля за объектами заинтересованности и их связями, вынашивающими намерения по организации террористических, насильственных и иных экстремистских акций;
  • усилением оперативного поиска в среде иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших из неблагополучных регионов с повышенным уровнем террористической опасности, сезонных рабочих, вынужденных переселенцев, беженцев, членов религиозных общин и групп, придерживающихся радикальных и экстремистских взглядов, представителей криминогенной среды, особенно организованной ее части.

Осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению устремлений зарубежных террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, изготовление и сбыт огнестрельного оружия, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ и организация взаимодействия с зарубежными партнерами должны быть в центре внимания оперативного штаба и компетентных органов.

Прогнозирование угроз безопасности объектов, подлежащих антитеррористической защите, и обеспечение контроля за обстановкой на их территории следует проводить в тесном взаимодействии с руководством и персоналом данных объектов. Предварительно должен быть проведен комплекс проверочных мероприятий, направленных на определение уязвимости систем их безопасности к возможным террористическим атакам.

Внутренние угрозы

Помимо внешних угроз безопасности мероприятий, существуют и внутренние, менее очевидные. Концентрация людей на ограниченном пространстве всегда таит в себе потенциальную опасность: возрастает вероятность конфликтных ситуаций, любое, даже небольшое, чрезвычайное происшествие может привести к панике и жертвам. Аудитория, в которой возобладал инстинкт выживания, превращается в толпу и выходит из-под контроля, причиняя еще больший вред, чем сам источник паники. Вышеперечисленные факторы могут намеренно использоваться деструктивными элементами при планировании проведения акций террора.

Чемпионат мира по хоккею в Минске в 2014 г.

В качестве положительного примера обеспечения безопасности спортивно-массовых мероприятий на пространстве СНГ можно назвать проведение чемпионата мира по хоккею в Минске в 2014 г.

Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь был спланирован и выполнялся ряд организационных, специальных, информационных и технических мероприятий.

Создание оперативного штаба

Общая координация деятельности осуществлялась созданным приказом председателя КГБ республики оперативным штабом по обеспечению безопасности проведения чемпионата мира. В рамках реализации плана мероприятий на системной основе было организовано изучение и прогнозирование изменений оперативной обстановки в период подготовки к предстоящему спортивному форуму, налажено тесное взаимодействие с государственными органами и иными организациями Республики Беларусь, органами безопасности и специальными службами иностранных государств, международными организациями.

Контроль въезда и выезда из страны

С учетом принятого решения о безвизовом въезде в страну участников и гостей спортивного форума особое внимание было уделено вопросу оперативного контроля обстановки на канале въезда/выезда. С целью недопущения проникновения в страну деструктивных сил правоохранительными органами был уточнен список лиц, въезд которых в республику запрещен или нежелателен. Данный документ формировался на основе материалов силовых структур Республики Беларусь и органов безопасности государств – участников СНГ.

Антитеррористическая защита

Прогнозирование угроз безопасности объектов, подлежащих антитеррористической защите, и обеспечение контроля за обстановкой на их территории осуществлялись в тесном взаимодействии с руководством и персоналом данных субъектов хозяйствования. Проводился комплекс проверочных мероприятий, направленных на определение уязвимости их систем безопасности к возможным террористическим атакам. Выявление и пресечение террористической деятельности проходило с помощью решения ряда задач в соответствии с компетенцией КГБ Республики Беларусь во взаимодействии с иными государственными органами страны, а также представителями партнерских специальных служб иностранных государств.

Осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению устремлений зарубежных террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, изготовление и сбыт огнестрельного оружия, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ и организация взаимодействия с зарубежными партнерами должны быть в центре внимания оперативного штаба и компетентных органов

С учетом особенностей оперативной обстановки в республике в период подготовки к проведению чемпионата мира по линии антитеррористической защиты органами госбезопасности было акцентировано внимание на своевременном получении и проверке информации о подготовке и совершении актов терроризма, осуществлении иной экстремистской деятельности, причастных к ней лицах, а также недопущении их въезда на территорию республики.

В целях выявления террористических угроз безопасности спортивных объектов чемпионата, а также участников и гостей, в том числе охраняемых лиц, в указанных местах органами государственной безопасности организовывалось несение службы оперативными нарядами. Аналогичная работа проводилась в пунктах пропуска через государственную границу по маршрутам следования участников чемпионата и зрителей и в местах их компактного проживания.

Межведомственные учения и тренировки

Готовность подразделений КГБ республики и иных государственных органов к пресечению актов терроризма в период проведения спортивных соревнований проверялась посредством целенаправленного проведения совместных командно-штабных учений (тренировок) и тактико-специальных занятий. В период подготовки к проведению чемпионата мира было организовано участие в нескольких межведомственных учениях, тренировках и занятиях, на которых отрабатывались вопросы государственного реагирования на акты терроризма, совершаемые на спортивных объектах и в местах массового пребывания граждан (спортивные комплексы "Минск-Арена", "Чижовка Арена", станции метрополитена, инфраструктурные объекты зон гостеприимства и др.).

Информирование населения

К участию в реализации мер по предупреждению терроризма активно привлекалось население путем его информирования о признаках возможной террористической активности. Через средства массовой информации до сведения граждан также доводились рекомендации по порядку действий в кризисных ситуациях. Информация распространялась в местах массового скопления граждан, по телевизионным каналам и сети Интернет. При этом для недопущения возникновения ложных панических настроений в обществе одновременно публиковались материалы об эффективной реализации государственными органами мер по обеспечению безопасности участников и гостей чемпионата, а также о защите объектов проведения спортивных мероприятий от актов терроризма и иных противоправных действий.

Таким образом, для минимизации негативного влияния выявленных и потенциальных угроз безопасности проведения чемпионата мира по хоккею 2014 г. была реализована система соответствующих организационных, специальных, информационных и технических мер, предусматривающая проведение комплекса согласованных мероприятий как на стадии подготовки, так и непосредственно при проведении спортивного мероприятия.

Для минимизации негативного влияния выявленных и потенциальных угроз безопасности проведения чемпионата мира по хоккею 2014 г. была реализована система соответствующих организационных специальных, информационных и технических мер, предусматривающая проведение комплекса согласованных мероприятий как на стадии подготовки, так и непосредственно при проведении спортивного мероприятия

Надежная матрица безопасности

Опыт организации и проведения массовых спортивных событий показывает необходимость серьезного внимания к разработке и планированию мер безопасности. Это сложный и длительный процесс. При составлении планов необходимо придерживаться определенной методики, которая должна быть успешно опробована в ходе подготовки и проведения предыдущих мероприятий, а планы должны быть разработаны на основании тщательного анализа возможных рисков. Только создание надежной матрицы безопасности и применения в ней не только апробированных временем решений по защите людей и объектов, но и целого ряда управленческих, информационных, организационных и правовых технологий, обладающих новизной и нетривиальностью, может гарантировать качественное решение задач по обеспечению безопасности международных спортивных и сопутствующих им массовых мероприятий.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2018
Посещений: 591


  Автор
Владимир Григорьев

Владимир Григорьев

Начальник отдела АТЦ СНГ

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций



Реклама на сайте

Добавить комментарий

Автор:
Компания:
E-mail:
Уведомлять о новых сообщениях в этой теме да
нет
Текст сообщения:
Введите код:









Реклама на сайте

ПОИСК

РАССЫЛКА

Подписка на новости сайта
Введите ваш e-mail


Реклама на сайте

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН



Свежий номер журнала "Системы безопасности"

Вызов консультанта

ПУБЛИКАЦИИ
Видеонаблюдение
Охранно-пожарная сигнализация
Security and IT Management
Системы контроля и управления доступом
Комплексная безопасность, периметровые системы
В центре внимания. Тесты
ОПС, пожарная безопасность





Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


Реклама на сайте | Правила перепечатки материалов | Медиакиты проектов | Авторский договор

Copyright © 2007-2018, ООО "Гротек" | Связаться с нами