В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
От безопасных городов к умным
МЧС России, являющееся координатором программы "Безопасный город", получило задание от заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина дополнить концепцию элементами умного города. Современная концепция "Безопасный город" уже содержит в себе большую часть того, что называют умным городом с точки зрения автоматизации управления городским хозяйством. Теперь речь идет о том, чтобы развить концепцию в направлении предоставления услуг на базе созданной и создаваемой инфраструктуры для населения
Александр Чуприян
Заместитель министра Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
Как неоднократно говорил Дмитрий Олегович Рогозин, построив безопасный город, то есть выполнив первичную задачу по обеспечению безопасности населения, мы можем перейти к строительству умного города. Самый главный шаг на данном этапе – прийти к единому пониманию, что есть умный город.
Что такое умный город
Очевидно, что в общем и целом понятие "умный город" подразумевает под собой использование информационно-коммуникационных технологий для увеличения производительности и повышения качества работы городских служб, снижения расходов и потребления ресурсов. Целью построения умного города является повышение качества и эффективности работы городских служб, уменьшения затрат бюджета и потребления ресурсов, а также более активное и продуктивное взаимодействие служб и ведомств с гражданами на основе комплексной информатизации процессов муниципального управления.
Практическая задача безопасного города – сделать так, чтобы в случае возникновения той или иной необходимости житель не звонил в десятки разных служб, а использовал единый номер. Жителю должно быть неважно, каким образом организовано реагирование на любое происшествие: от ЖКХ до крупных ЧС
Условия функционирования
АПК "Безопасный город" включает в себя сегменты, непосредственно обеспечивающие общественную безопасность, правопорядок и безопасность среды обитания. Вместе с тем АПК "Безопасный город" также должен взаимодействовать с различными сегментами умного города, из которых в АПК "Безопасный город" будет поступать информация об объектах защиты (промышленных, транспортных, социальных и др.), формируемая в этих сегментах для обеспечения повседневного управления городским хозяйством, и об угрозах их безопасности.
Учитывая необходимость обеспечения функционирования АПК "Безопасный город" в условиях негативного воздействия этих угроз, к АПК "Безопасный город" предъявляются более жесткие требования по оперативности, непрерывности, надежности и устойчивости его работы в сравнении с умным городом. Таким образом, информационно-коммуникационная инфраструктура АПК "Безопасный город" при ее масштабировании способна обеспечить и функционирование умного города.
В 2016 г. спланированы и будут завершены научно-исследовательские работы по разработке единого стека открытых протоколов для обеспечения сопряжения подсистем АПК "Безопасный город" и по разработке типовой проектной документации в рамках создания и развития АПК "Безопасный город", а также работы по созданию стенда, позволяющего тестировать соответствующие решения производителей
Если раньше акцент в АПК "Безопасный город" делался на фотовидео-фиксации и видеонаблюдении, то в составе комплекса умного города это одна из множества систем. Записи с камер наблюдения – лишь один из источников получения информации наряду с другими датчиками. Например, c помощью меток на школьных ранцах можно отслеживать местонахождение детей. Это инфраструктура безопасного города, а услуга – умного города
11 шагов к умному городу
Дальнейшее развитие концепции построения и развития АПК "Безопасный город" в части умного города должно включать в себя 11 основных шагов.
- Использование мобильных сервисов и приложений в целях вовлечения населения в предупреждение и профилактику правонарушений и обеспечение безопасности среды обитания.
- Стимулирование развития частных разработок мобильных сервисов и приложений, интеграция результатов в единую информационную среду.
- Развитие систем управления и оптимизации логистики общественного и частного транспорта (умные машины).
- Развитие на базе АПК "Безопасный город" функциональных возможностей по предоставлению социальных услуг населению.
- Наращивание применения энергосберегающих технологий в решениях по обеспечению безопасности коммунальной инфраструктуры.
- Создание единого информационного пространства для всех входящих в городскую среду объектов (интеграция умных домов, умных остановок, умной инфраструктуры).
- Использование результатов построения и развития АПК "Безопасный город" (создаваемой телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры) в качестве платформы для построения умного города.
- Развитие систем поддержки принятия решения в области социально-экономического развития и перспективного планирования городского пространства.
- Развитие систем мониторинга безопасности в направлении обеспечения технико-экономической эффективности объектов городской инфраструктуры.
- Интеграция решений по информатизации здравоохранения и образования в единое городское информационное пространство.
- Комплексное развитие территорий муниципальных образований с учетом аспектов безопасности населения и территорий.
МЧС России во многом самостоятельно в инициативном порядке, всячески подталкивая коллег из органов исполнительной власти различных уровней, ведет колоссальную работу по разработке всей нормативной и правовой базы, решению задач по финансированию АПК "Безопасный город", оказанию методической помощи субъектам Российской Федерации
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2016
Посещений: 5842
Автор
| Александр ЧуприянЗаместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийВсего статей: 2 |
|
|
|
В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций