Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

От олимпийского Сочи к "умным городам" будущего

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

От олимпийского Сочи к "умным городам" будущего

Для большинства специалистов, задействованных в подготовке Сочи к зимним Олимпийским играм 2014 – эта глобальная стройка была первым опытом такого масштаба. Кто-то участвовал в подготовке к Олимпиаде-80, но то была другая страна и летние соревнования. И если в Москве возводились отдельные объекты, то в Сочи вся инфраструктура фактически автономного города была построена с нуля. Для Владимира Шелепова, директора департамента комплексной безопасности группы "Астерос", этот проект был одним из самых сложных и интересных в его карьере. Накопленный опыт он называет бесценным
Владимир Шелепов
Директор департамента комплексной безопасности группы "Астерос"

– Можно ли сказать, что, работая над проектами в ходе подготовки к зимней Олимпиаде 2014 в Сочи, компания "Астерос" приобрела особенный опыт?
– Однозначно можно и нужно. Такое глобальное мероприятие, которое еще и сопровождается строительством уникальной инфраструктуры, не может не обогатить экспертизу компании, участвующей в этом проекте и занимающейся ключевыми объектами. Это колоссальный опыт для всех "сочинских" команд "Астерос" – и по безопасности, и по проектированию и реализации инфраструктуры аэропорта, и по строительству Олимпийской деревни.

– В чем состояла уникальность работ по безопасности в Сочи?
– Я сказал бы, что после Олимпиады 1972 в Мюнхене, сочинская Олимпийская деревня стала объектом с наиболее серьезными требованиями к безопасности инфраструктуры Игр. Это высочайшая ответственность, ведь речь идет о периметре защиты Олимпийской деревни, граничащей с соревновательными аренами, на которых выступают спортсмены, составляющие золотой фонд Олимпийских игр.

Уникальность же, прежде всего, в масштабе. За всю историю зимних Олимпиад никогда ранее в мире не строился отдельный олимпийский город. По численности вовлеченных в процесс людей – это были самые масштабные зимние Игры в истории на сегодня. Сотни тысяч человек находились в одно время в одном месте, и нужно было обеспечить одинаково высокий уровень безопасности для всех – для спортсменов, посетителей, персонала, медиа, делегаций, VIP и т.д.

– Что в итоге "легло" на ваши плечи?
– Перед нами стояла задача спроектировать решение и реализовать инженерно-технические мероприятия по обеспечению комплексной безопасности и антитеррористической защиты основной Олимпийской деревни, а также зданий для размещения Олимпийской семьи и Международного Паралимпийского комитета.


При этом на все работы было отведено менее 4 месяцев. Это были самые короткие 4 месяца за всю мою карьеру, но в итоге нам удалось построить периметр безопасности основной Олимпийской деревни в прибрежном кластере. Его общая протяженность составила 3,5 км и включала пешеходные и транспортно-пешеходные контрольно-пропускные пункты, отвечающие требованиям Международного Олимпийского комитета (МОК) к пропускной способности. Так, например, не более 20 минут, согласно международным олимпийским стандартам, может потратить посетитель на очередь перед входом на любой олимпийский объект, независимо от пространственных ограничений. В результате, при проектировании входных групп досмотровые комплексы были размещены так, чтобы избежать задержек и обеспечить доступность в том числе для маломобильных групп граждан. Все КПП были оснащены техническими средствами досмотра и периметральными средствами охраны, а также специализированными комплексами для выявления диверсионно-террористических средств. Кроме того, на пешеходных КПП были установлены сканеры обуви, а на транспортно-пешеходных – специальные комплексы для досмотра днища автомобилей.

– Построенная система безопасности была централизованной?
– Безусловно. "Сердцем" проекта стал единый Командный центр безопасности объектов, где располагались оперативные штабы ФСБ, ФСО, МВД России. Ценой немалых усилий мы выполнили все требования к работе Центра представителей правоохранительных органов и успешно сдали этот важнейший объект в эксплуатацию. Именно здесь в ходе Олимпийских игр консолидировались и обрабатывались оперативные данные, поступающие со всех стационарных и поворотных камер с высоким качеством передаваемого изображения. Всего на территории ООД было установлено около 600 камер.

– В чем заключались основные сложности при реализации проекта по созданию периметра безопасности в Сочи?
– Самой проблемной частью были, без сомнения, крайне сжатые сроки. Как я уже упоминал, проект был реализован фактически в течение трех с половиной месяцев, включая поставку оборудования, монтаж, сборку, настройку и сдачу в эксплуатацию. Работа в таких жестких сроках – это крайне жесткий тест и сама по себе серьезная компетенция. Значительной части команды "Астерос", задействованной в проектных работах, пришлось на время переехать в Сочи – весь январь и большую часть февраля они работали там по 18 часов в сутки без выходных.

Непростым был и сам регламент по реализации проектов в области безопасности "Общие технические требования", и в частности по разработке раздела документации "Инженерно-технические мероприятия по обеспечению безопасности с контролем территорий", сформированный специально для Сочи. Проект предполагал взаимоувязку требований ФСБ, МВД, ФСО и МЧС России, и с каждым из них необходимо было пройти процедуру согласования, причем не последовательно, а параллельно.

Ну и третье – природная стихия. Она проявила себя практически перед сдачей проекта. За 10 дней до Игр на Сочи неожиданно напал шторм в 6 баллов, и поскольку граница Олимпийской деревни и периметра ее безопасности проходила почти по береговой линии, то часть забора была разрушена, а вместе с ней – элементы инфраструктуры. Пришлось в экстренном режиме ее восстанавливать и укреплять вместе с коллегами-строителями. Январь вообще залил дождями, что крайне неудачно с точки зрения электромонтажных работ. Словом, погодных сюрпризов было немало, но сроков никто не отменял.

– Как сработала построенная система безопасности в "боевых" условиях проведения Олимпиады?
– Теперь уже можно с уверенностью утверждать, что в ходе проведения Олимпийских игр в Сочи безопасность была обеспечена на пять с плюсом. Это стало результатом слаженной и конструктивной работы всех силовых органов, а также всех компаний, задействованных в работе над проектами по безопасности олимпийской столицы. Все системы отработали в штатном режиме – телевизионное наблюдение, охранное освещение, тревожные системы и др.

Криминальных инцидентов как таковых не было, в том числе благодаря проактивному реагированию. В частности, член делегации одной страны перепутал жилой блок и попал в похожий номер другого жилого блока. Фактически ирония судьбы, или с легким паром! Человек перепутал, а ситуация могла перерасти в серьезный конфликт. Но полиция вовремя получила необходимые доказательные видеоматериалы о том, что произошло на самом деле, и вопрос был закрыт. В целом обстановка была очень замечательная и доброжелательная. Никто не хотел портить ауру события, люди старались получить удовольствие. На Паралимпиаде уже никто не переживал, все было спокойно. Получая ежедневные доклады – как ведет себя система, какова ситуация, – я выдохнул к концу первой недели. Все шло хорошо. И когда приехал – увидел вживую, что там происходит, наконец, почувствовал как спорт объединят, насколько сильна позитивная атмосфера Олимпиады.

Все действительно прошло на высшем уровне. А мы в результате даже получили благодарственное письмо от Министерства внутренних дел Российской Федерации за реализацию проекта по созданию периметра безопасности Олимпийской деревни прибрежного кластера в ходе подготовки к проведению ХХII Олимпийских игр в Сочи.

– Какие новейшие технические подходы были использованы при построении системы защиты периметра основной Олимпийской деревни?
– В отношении новейших или даже инновационных технологий мой ответ простой: Олимпиада – крайне консервативное событие, МОК очень не любит сюрпризы. Задача – обеспечить непрерывность соревнований и телевизионных трансляций, чтобы телевизионный продукт, за который телекомпании платят значительные суммы, был красиво и правильно упакован. Поэтому предпочтение отдается проверенным технологиям, а не космосу. Силовики тоже не любят эксперименты, оборудование должно быть им знакомо. Поэтому если и говорить об инновациях, то ими можно считать технологии, которые не применялись в предыдущих Олимпийских играх.

– Будет ли растиражирован успешный олимпийский опыт?
– Уверен, он будет востребован при организации ближайших серьезных спортивных мероприятий, включая Чемпионат мира по футболу 2018. А чемпионат – это не только стадионы, там лишь будут сыграны футбольные матчи. Чемпионат – это почти вся страна, огромное число гостей, прибывающих из разных государств, размещающихся в разных городах России, а также перемещающихся между ними. Это совершенно другой уровень события и подхода к безопасности. Надеюсь, нас еще ждут летние Олимпийские игры в С.-Петербурге в следующем десятилетии.

– Можно ли ИТ-инфраструктуру, созданную в Сочи, считать эталонной для российских безопасных городов будущего?
– Посмотрите сериал "Подозреваемый / В поле зрения" (Person of Interest, США) на тему тотальной компьютерной слежки типа Smart City и Safe City. Крайне познавательное кино с элементами фантастики, весьма любопытное для тех, кто занимается безопасностью городов и стран.

В реальности же в России понятие "Безопасный город" сводится, как правило, к двум основным модулям – видеонаблюдению и сбору штрафов. И то и другое, безусловно, важно. Сбор штрафов – это пополнение местного бюджета, что необходимо регионам в любое время. Видеонаблюдение представляет собой один из основных источников данных. Но данные должны обрабатываться, и главный вопрос – где и кем? Далее, как они обрабатываются? В чьих интересах? Кто является пользователем системы? Какие решения принимаются по результатам обработки?


Говорить, что на сегодня в нашей стране по-настоящему развернуто ситуационное управление в тех или иных городах в интересах обеспечения безопасности людей, на мой взгляд, рано. Любой проект "Безопасный город" прежде всего предполагает систему регламентов, которая описывает, кто и как взаимодействует при возникновении того или иного инцидента. Регламенты строятся по принципу "Что, если…" – и далее рекомендации по конкретным действиям. Это реактивное управление безопасностью, по событиям. Второй вопрос заключается в персональной ответственности конкретных должностных лиц за неисполнение регламентов. Таким образом, речь идет о системе комплексного управления инцидентами.

Видеокамеры не являются единственным источником информации. Следует внедрять обработку аудиоинформации и механизмы выявления ключевых слов в речи звонящего. Это уже элементы проактивного управления, предотвращения угроз. Очень важно межведомственное взаимодействие, создание единого информационного поля и обмен информацией.

Сочи продвинулся в этом направлении, в частности в вопросе создания единого информационного поля, но любой проект требует развития. Мир меняется, и город должен адаптироваться. Тем не менее, опыт Сочи по управлению инцидентами, реактивному и проактивному реагированию на события достоин перенесения на "умные города" будущего.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2014
Посещений: 8341

  Автор

Владимир Шелепов

Владимир Шелепов

Директор департамента комплексной безопасности группы "Астерос"

Всего статей:  3

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций