Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Сертификация систем обеспечения транспортной безопасности: актуальная ситуация на рынке

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Сертификация систем обеспечения транспортной безопасности: актуальная ситуация на рынке

В связи с усилением угроз и актов со стороны международного терроризма становится все более актуальной задача защиты объектов транспортной инфраструктуры (железнодорожных и автовокзалов, аэропортов), являющихся одними из самых распространенных мест массового скопления людей. В 2018 г. в Российской Федерации будет проведен чемпионат мира по футболу FIFA. Это событие, несомненно, приведет к резкому увеличению пассажиропотока. Учитывая сложившиеся условия, особенно остро встала необходимость оснащения транспортных узлов качественными техническими средствами безопасности
Андрей Зотов
Инженер ЗАО НВП "Болид"

Правительство Российской Федерации приняло постановление № 969 от 26 сентября 2016 г., утвердившее требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и правила их обязательной сертификации.

Классификация оборудования

Согласно постановлению, средства обеспечения транспортной безопасности были скомпонованы по назначению, образовав 10 направлений:

  1. Технические системы и средства сигнализации.
  2. Технические системы и средства контроля доступа.
  3. Технические системы и средства досмотра.
  4. Технические средства видеонаблюдения.
  5. Технические системы и средства интеллектуального видеонаблюдения.
  6. Технические системы и средства видеозаписи.
  7. Технические системы и средства аудиозаписи.
  8. Технические средства связи, приема и передачи информации.
  9. Технические средства оповещения.
  10. Технические системы сбора и обработки информации.

Для каждого типа оборудования существует своя форма сертификата соответствия и должны проводиться отдельные испытания.

Уровни контроля и управления

Помимо независимых друг от друга решений, предусмотрен "верхний" уровень контроля – система сбора результатов технического мониторинга. При этом почти для каждой из систем прописаны требования обеспечения:

  • взаимодействия с системой сбора результатов технического мониторинга при получении и передаче информации по локальной сети Ethernet с использованием стека протоколов семейства TCP/IP;
  • обмена информацией с системой сбора результатов технического мониторинга с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе XML.

Таким образом, станет возможно оперативно передавать информацию о происшествиях на различных объектах в единый центр управления, что должно увеличить скорость реагирования соответствующих служб обеспечения безопасности.

Обязательная сертификция

После вступления в силу постановления № 969 любая организация, производящая технические средства безопасности для использования на объектах транспорта, обязана получить сертификат соответствия, а любые решения по безопасности объектов транспортной инфраструктуры должны реализовываться с применением только сертифицированных систем и средств. Что касается объектов транспорта с уже установленными техническими решениями безопасности, то они могут столкнуться с обязательностью процедуры проверки на соответствие требованиям постановления № 969 и получить сертификат по схеме № 4. Очевидно, что таких объектов не один и не два, а сотни.


В нашей стране существует большое количество отечественных разработок в области безопасности – от отдельных датчиков до интегрированных систем охраны, объединяющих в себе охранную сигнализацию, контроль доступа, видеонаблюдение и др. Например, в крупнейшей в России выставке по теме безопасности Securika/MIPS-2017 участвовали более 100 отечественных компаний-производителей, каждая из которых, несомненно, желает получить сертификаты соответствия своей продукции требованиям транспортной безопасности и тем самым открыть для себя новый рынок сбыта.

19 организаций – производителей охранных систем получили сертификаты соответствия на свои изделия. В числе первых были компании ООО "Транстелесофт", ЗАО "Интегра-С", ЗАО "ЮМИРС", ООО "ВЛИБОР Системс", ЗАО НВП "Болид"

Рост количества заявок

Как известно, органом по сертификации охранных систем определено ФКУ НПО "СТиС" МВД России, имеющее аккредитованную лабораторию на проведение испытаний. В связи с большим количеством ведомственных объектов на них буквально навалился огромный фронт работ: на данный момент подано 176 заявок на сертификацию. Несмотря на это, уже сегодня 19 организаций – производителей охранных систем получили сертификаты соответствия на свои изделия. В числе первых были компании ООО "Транстелесофт", ЗАО "Интегра-С", ЗАО "ЮМИРС", ООО "ВЛИБОР Системс", ЗАО НВП "Болид". По информации компании "Болид", к ним почти ежедневно поступают запросы со стороны руководителей объектов транспорта о планах по проведению сертификации, так как ее продукция либо уже установлена и эксплуатируется на многочисленных объектах транспорта различного назначения и ведомственной принадлежности, либо планируется к применению на строящихся объектах.

Две стороны одной медали

Многие производители задаются вопросом о необходимости и целесообразности вмененной сертификации. Ведь, с одной стороны, это значительная по затратам процедура, которая может повлиять на повышение стоимости продукции и, как следствие, на величину расходов по оснащению объектов. С другой стороны, сертификационные требования, как правило, не приводят к необходимости совершенствования качественных параметров серийно выпускаемых изделий, то есть их эффективность никак не изменилась. Какой будет эффект от данной кампании – покажет время.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2018
Посещений: 3592

  Автор

Андрей Зотов

Андрей Зотов

Инженер ЗАО НВП "Болид"

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций