Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Цифровая платформа как основа повышения уровня безопасности

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Цифровая платформа как основа повышения уровня безопасности

Одним из основных направлений повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сферах обеспечения безопасности населения является комплексная информатизация процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций и происшествий (антикризисного управления).
В этой статье мы опишем методику создания комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации с учетом новых нормативных и методических документов по развитию информационных технологий и опыта создания подобных систем
Сергей
Качанов
Заместитель начальника ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), заведующий кафедрой МФТИ, д.т.н., профессор
Алексей
Попов
Ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), к.т.н.

За последние годы в субъектах РФ создано множество слабо интегрированных информационных систем в сферах обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания:

  • автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС);
  • cитуационный центр (СЦ) субъекта РФ и СЦ его муниципальных образований;
  • автоматизированные системы единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) и ведомственных дежурно-диспетчерских служб (ДДС);
  • cистема обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 (система-112);
  • комплексная система экстренного оповещения населения (КСЭОН);
  • система защиты, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ);
  • общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН);
  • структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС);
  • системы фотовидеофиксации нарушения правил дорожного движения;
  • навигационно-информационные системы мониторинга и управления транспортом (НИС);
  • системы охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения и оповещения в местах массового скопления людей, на критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектах;
  • система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры (CC ТМК);
  • системы экологического мониторинга;
  • информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Типичная проблема систем такого класса – необходимость работы пользователя в нескольких приложениях одновременно и ручного переноса данных из одной системы в другую, их разрозненность, задержки в актуализации информации. Используемые приложения распределены по разным серверам и обмениваются сообщениями по принципу "каждый с каждым". Разнообразие применяемых программно-технических средств и наличие большого числа подрядчиков, осуществляющих их поддержку, в отсутствие единых технологических стандартов и регламентов приводит к тому, что любая доработка связана с продолжительными сроками и высокими затратами на ее реализацию.

Разнородность и независимость этих систем затрудняют их взаимодействие, увеличивают финансовые затраты на информационно-техническое сопряжение и эксплуатацию. Снижаются оперативность их совместного согласованного использования в процессах антикризисного управления и возможности дальнейшего развития.

Основа эффективности – комплексный подход

Цифровая трансформация систем обеспечения безопасности жизнедеятельности должна предусматривать сквозную "бесшовную" комплексную информатизацию процессов антикризисного управления на основе сопряжения взаимодействующих специализированных систем, автоматизирующих отдельные частные функции такого управления – от сбора данных до принятия управленческих решений и доведения задач до исполнителей, а также автоматического обмена необходимой информацией между ними, консолидации соответствующих информационных ресурсов и предоставления пользователям необходимых инфокоммуникационных сервисов путем обработки этих консолидированных сведений.

Такой подход позволяет существенно повысить оперативность и эффективность антикризисного управления за счет обеспечения согласованного и слаженного функционирования сопряженных систем.

Внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (далее КСОБЖН) является одной из важнейших приоритетных задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 11.01.2018 г. № 12 "Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года."


Еще в апреле 2010 г. МЧС, МВД и ФСБ России была разработана концепция комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, которую должны реализовать органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Для координации задач по информатизации антикризисного управления на муниципальном уровне была также разработана концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее – АПК-БГ), утвержденная распоряжением Правительства РФ.

Базовым уровнем построения и развития АПК-БГ является муниципальное образование, которое выполняет функции сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания.

Анализ практического опыта создания АПК-БГ в муниципальных образованиях показывает, что построение таких комплексов без учета их роли и места в КСОБЖН субъектов РФ снижает эффективность их внедрения. Таким образом, АПК "Безопасный город" рассматривается как один из инструментов для эффективной реализации КСОБЖН на местном уровне.

Информационный обмен должен быть автоматизирован

В концепции региональной информатизации, утвержденной Правительством РФ, в сфере безопасности жизнедеятельности рекомендуется реализовать автоматизированный информационный обмен между органами государственной власти субъектов РФ, территориальными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и администрациями объектов для организации комплексного мониторинга и управления уровнем угроз общественной безопасности, координации действий по предотвращению кризисных и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Создаваемая для этого региональная информационно-коммуникационная инфраструктура должна совместно использоваться и органами государственной власти, и органами местного самоуправления.


С учетом накопленного опыта создания в субъектах РФ КСОБЖН и АПК "Безопасный город" МЧС России в приказе от 02.03.2017 г. поставило задачу актуализировать концепцию КСОБЖН, а также обеспечить дальнейшее развитие этой комплексной системы с учетом создания первой очереди модернизированной автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС на период до 2030 г. (АИУС РСЧС-2030) и интеграции в КСОБЖН АПК "Безопасный город".

Обеспечение национальных интересов

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. основными целями создания и развития КСОБЖН является обеспечение следующих национальных интересов:

  • развитие человеческого потенциала в сферах безопасности жизнедеятельности;
  • обеспечение безопасности граждан и государства;
  • развитие взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • повышение эффективности государственного и муниципального антикризисного управления.

КСОБЖН предназначена для повышения оперативности, полноты и достоверности информации, предоставляемой пользователям в целях принятия решений по вопросам безопасности жизнедеятельности по принципу одного окна на основе консолидации соответствующих информационных ресурсов и аналитической обработки консолидированных данных.

Функциональные сегменты и базовые принципы системы

Основными функциональными сегментами КСОБЖН должны являться:

  • сегмент защиты от ЧС природного и техногенного характера;
  • правоохранительный сегмент;
  • сегмент безопасности среды обитания.

Базовые принципы создания КСОБЖН следующие:

  • учет полного спектра возможных угроз в сферах обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания;
  • максимальное использование существующей в субъектах РФ и муниципальных образованиях информационно-коммуникационной инфраструктуры;
  • обеспечение межведомственного и межуровневого взаимодействия и интеграции соответствующих систем в едином информационном пространстве.

Принципы создания единого информационного пространства могут быть различными. Каждый из них имеет свои минусы и плюсы. Укрупнение систем, увеличение количества и типов источников информации, вовлечение все большего числа потребителей привели к эволюции способов организации взаимодействия – от создания шлюзов по типу "каждый с каждым" через корпоративную шину данных по типу "каждый с одним" к стандартам взаимодействия на основе открытых протоколов по технологиям Web-сервисов.

Действительно, КСОБЖН со своими технологиями, архитектурами и политиками безопасности слишком велика по масштабу для первого способа и слишком разнообразна по применяемым технологиям и типам информации для второго. Таким образом, необходимо стандартизировать межуровневое и межведомственное взаимодействие и обеспечить контроль над соблюдением производителями этих стандартов.

Это отражено, в частности, в разработанных МЧС России проектах концепции и положении о КСОБЖН, где предложены требования к единому стеку открытых протоколов, которые однозначно определяют, как именно должны быть сформированы форматы, правила и регламенты взаимодействия между всеми участниками информационного обмена в рамках КСОБЖН.

Структура системы

КСОБЖН должна представлять собой интегрированную автоматизированную информационно-управляющую систему, создаваемую субъектом Федерации и включающую в себя совокупность взаимодействующих автоматизированных систем территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, решающих на территории субъекта Федерации задачи мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений по обеспечению защиты от ЧС, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также региональную информационно-коммуникационную инфраструктуру, объединяющую эти системы.

При этом центральным звеном информационно-коммуникационной инфраструктуры КСОБЖН (рис. 3) будет являться специализированный программно-технический комплекс "Региональный интеграционный центр обработки данных" (РИЦОД), обеспечивающий автоматизированное взаимодействие и консолидацию информационных ресурсов региональных автоматизированных систем, АПК "Безопасный город", а также тех муниципальных и объектовых систем, которые на местном уровне не интегрированы в АПК "Безопасный город".


Региональная цифровая платформа (РЦП) КСОБЖН, функционирующая с использованием информационно-вычислительных ресурсов РИЦОД, должна включать в себя следующие функциональные подсистемы:

  • комплексного мониторинга для сбора и первичной обработки данных мониторинга от различных объектов;
  • приема и обработки сообщений от населения;
  • поддержки принятия решений для обеспечения процессов прогнозирования и оценки обстановки, поддержки принятия решений и планирования их реализации;
  • обеспечения координации и взаимодействия для формирования единого информационного пространства для всех пользователей КСОБЖН, разработки согласованных планов действий дежурных смен, обеспечения контроля выполнения принятых решений и планов;
  • комплексного информирования и оповещения для доведения до населения информации о возникновении или угрозах кризисных ситуаций и происшествий, а также способах защиты от возможных опасностей.

Работу функциональных подсистем должны обеспечивать соответствующие технологические подсистемы цифровой платформы КСОБЖН, формируемые на основе базовых инфраструктурных платформ и "сквозных" технологий. Технологические подсистемы сопрягаются друг с другом, с прикладными подсистемами КСОБЖН и с внешними взаимодействующими системами через соответствующую интеграционную подсистему.

Унификация для оптимизации

С целью уменьшения времени создания и финансовых затрат на разработку РИЦОД целесообразно разработать унифицированное типовое программно-техническое решение для цифровой платформы с использованием российского программного обеспечения и ПО на открытых кодах и протоколах. Это позволит обеспечить разработку унифицированного пользовательского интерфейса (УПИ), который будет настраиваться под требования конкретного пользователя и позволит ему одновременно работать со всей необходимой информацией, поступающей от взаимодействующих автоматизированных систем.

Базовые требования к сопряжению информационных систем определены в таких нормативных документах:

  • постановление Правительства РФ от 08.09.2010 г. № 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" (далее – СМЭВ);
  • постановление Правительства РФ от 08.06.2011 г. № 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
  • приказ Минкомсвязи России от 23.06.2015 г. № 210 "Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия".

При разработке соглашений в области информационного взаимодействия в рамках КСОБЖН необходимо использовать регламенты информационного взаимодействия имеющихся ведомственных информационных систем с учетом существующих регламентов межведомственного взаимодействия НЦУКС и системы-112.

Однако СМЭВ не сможет обеспечить процессы управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций и происшествий (антикризисного управления), так как к информационно-коммуникационной инфраструктуре КСОБЖН в целом предъявляются более жесткие требования по оперативности, устойчивости и информационной безопасности.

АПК "Безопасный город" муниципальных образований и КСОБЖН субъекта РФ в целом должны строиться как совокупность взаимодействующих комплексов средств автоматизации (КСА) федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем, которые сопрягаются друг с другом с использованием региональной и муниципальных интеграционных платформ, являющихся компонентами соответствующих цифровых платформ и функционирующих на базе специально создаваемых центров обработки данных: регионального интеграционного центра обработки данных (РИЦОД) КСОБЖН и единых центров оперативного реагирования (ЕЦОР) АПК-БГ муниципальных образований.

Роль областных центров

Здесь следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2005 г. № 773 и постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 г. № 725 только губернатор наделен всеми необходимыми полномочиями по организации взаимодействия и координации органов исполнительной власти субъекта Федерации и соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. С учетом сказанного целесообразно, чтобы оператором (собственником) РИЦОД выступал соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

Таким образом, наиболее целесообразным является выбор сервисной (облачной) архитектуры КСОБЖН, при реализации которой основные информационно-вычислительные ресурсы будут размещаться на площадках РИЦОД, а также ЕЦОР АПК-БГ наиболее крупных городских округов и муниципальных районов.

При этом степень централизации предоставления услуг обеспечения комплексной безопасности в каждом субъекте РФ будет определяться его индивидуальными особенностями (площадью территории, плотностью населения, уровнем развития телекоммуникационных сетей и т.п.).

Необходимо отметить, что использование программно-технических возможностей НЦУКС МЧС России позволит снизить расходы субъектов РФ на создание и развитие в рамках КСОБЖН сегмента защиты от ЧС.

Классификаторы, цифровые карты и планы

Важнейшими компонентами, обеспечивающими межведомственное и межуровневое информационное сопряжение взаимодействующих автоматизированных систем, являются используемые классификаторы и словари информации, а также цифровые карты и планы.

Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 г. № 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" утвержден порядок разработки, принятия, ввода в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов, а также определены перечень из 34 общероссийских классификаторов и ответственные за их ведение федеральные органы исполнительной власти.

Для информационно-лингвистического обеспечения АПК-БГ и КСОБЖН должна быть создана единая система классификации и кодирования информации (далее – ЕСКК), представляющая собой совокупность необходимых общероссийских, ведомственных, региональных, муниципальных и объектовых классификаторов и словарей, а также правил приведения их в соответствие друг другу. На наш взгляд, создание ЕСКК АПК-БГ и КСОБЖН должно проводиться на основе Единой системы классификации и кодирования информации АИУС РСЧС как наиболее полно удовлетворяющей потребностям АПК-БГ и КСОБЖН.

Другим важнейшим компонентом организации взаимодействия автоматизированных систем являются цифровые карты и планы, обеспечивающие единство представления и визуализации пространственных данных (данных о пространственных объектах, включающих сведения об их местоположении, форме и свойствах) в общем информационном пространстве.

Следует отметить, что в предметной области антикризисного управления объем пространственных данных составляет до 80% от объема всех используемых информационных ресурсов. Требования к единой электронной картографической основе (ЕЭКО) федерального, регионального и муниципального назначения, состоящей из слоев цифровых государственных топографических карт или планов в векторном формате либо, в случае их отсутствия, растровых геокодированных материалов дистанционного зондирования земли, были утверждены еще в декабре 2008 г. приказом Минэкономразвития России № 467. При создании цифровых карт для АПК-БГ и КСОБЖ необходимо руководствоваться этими документами.

Ориентир на актуальные тренды

Как отмечено в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 гг. и на перспективу до 2025 г., основными точками роста сегмента разработки программного обеспечения станут облачные технологии, приложения для мобильных устройств и технологии обработки больших массивов данных. На наш взгляд, именно эти технологии и должны стать основой для создания АПК-БГ и КСОБЖН.

В прогнозе научно-технологического развития на период до 2030 г. для "Критической технологии предупреждения и ликвидации ЧС", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 г., указаны следующие перспективные рынки и продуктовые группы:

  • системы раннего обнаружения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • базы данных о состоянии окружающей среды: геоинформационная база онлайновых данных о лесных пожарах, наводнениях, утечках опасных веществ и т.п., позволяющая в режиме реального времени оценивать число, масштаб и скорость распространения бедствий;
  • базы данных по природным и техногенным катастрофам;
  • методики управления рисками чрезвычайных ситуаций;
  • услуги по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и др.

Необходимо отметить, что при создании КСОБЖН необходимо предусматривать работу по обеспечению информационной безопасности, требования к которой определены целым рядом нормативных документов.

Импортозамещение как фактор безопасности

Одним из направлений технологического перевооружения экономики России стало импортозамещение. На сегодняшний день доля используемого в стране зарубежного программного обеспечения составляет 67%, а аппаратной части – 90%. Ежегодный объем лицензионных отчислений иностранным компаниям в отрасли информационных технологий составляет более 40% от общего объема российского рынка ИТ и достигает порядка 285 млрд рублей.

Другой причиной, требующей обеспечения технологической независимости и импортозамещения, являются экономические санкции США и стран ЕС и запрет использования их программных продуктов в органах государственной власти. Доверие к зарубежному ПО и оборудованию было также сильно подорвано после заявления Эдварда Сноудена, что для сбора разведданных спецслужбы США широко используют разнообразные "бэкдоры", предварительно установленные в поставляемые программно-технические средства.

Приказом Минкомсвязи России от 01.04.2015 г. № 96 был утвержден план импортозамещения программного обеспечения. Первое направление плана касается тех сегментов рынка ПО, где уже существует задел в виде конкурентоспособных отечественных продуктов. Сюда входят бизнес-приложения, антивирусное ПО, ПО для обеспечения информационной безопасности, а также интернет-сервисы для корпоративной среды.

Второе направление включает в себя поддержку коллективной разработки ПО в тех сегментах рынка ПО, где у России нет достаточного задела: клиентские и мобильные операционные системы (ОС), серверные ОС, системы управления базами данных, средства управления облачной инфраструктурой, виртуализацией, пользовательское офисное ПО.

И, наконец, предполагается государственная поддержка отечественных производителей в сегментах рынка ПО, связанных с отраслевой спецификой, куда можно отнести и информационные технологии АПК-БГ и КСОБЖ.

Для оптимизации затрат на приобретение и поддержку программной инфраструктуры и системного программного обеспечения, а также минимизации технологических рисков и зависимости от производителя Минкомсвязь России рекомендует обеспечить использование технологически нейтральных (легко заменяемых) решений, свободного системного программного обеспечения и отечественного прикладного программного обеспечения. Такие же принципы целесообразно применять к разработке новых и доработке действующих сервисов и информационных систем.

Заключение

В программе "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства РФ 28.07.2017 г. № 1632-р, отмечается, что она касается в первую очередь здравоохранения, создания умных городов и государственного управления. Для эффективной реализации программы актуально создание цифровых платформ "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения" и "Мониторинг и прогнозирование кризисных ситуаций и происшествий", обеспечивающих устойчивость социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований.

Таким образом, целесообразно:

  1. Создать единую систему классификации и кодирования информации КСОБЖН, представляющую собой совокупность необходимых общероссийских, ведомственных, региональных, муниципальных и объектовых классификаторов и словарей, а также правил приведения их в соответствие друг другу.
  2. Выбрать из действующих или создать новые цифровые карты для АПК-БГ и КСОБЖН.
  3. Стандартизировать межуровневое и межведомственное взаимодействие на основе единого стека открытых протоколов и обеспечить контроль над соблюдением этих стандартов производителями автоматизированных систем в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
  4. Выбрать из действующих или разработать новые необходимые типовые программные продукты поддержки принятия решений в кризисных ситуациях, основанные на определенных межведомственной рабочей группой методиках.
  5. Разработать унифицированное типовое программно-техническое решение для цифровых платформ АПК-БГ и РИЦОД с использованием российского программного обеспечения и ПО на открытых кодах и протоколах.
  6. Создать стенд ("песочницу"), включающий в себя типовое программно-техническое решение для цифровых платформ АПК-БГ и РИЦОД и сопрягаемые с ними типовые решения по автоматизированным системам мониторинга за природными и техногенными ЧС; системам оповещения; системе-112; получению информации с видеокамер; мониторингу за системами ЖКХ и т.п.
  7. Разработать:
    • типовые модели угроз в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;
    • типовые регламенты информационного взаимодействия имеющихся федеральных и региональных информационных систем с КСОБЖН с учетом существующих регламентов межведомственного взаимодействия национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) и системы-112;
    • типовые ТЗ и технические проекты на создание РИЦОД, включающие в себя раздел антитеррористической защищенности.
  8. Провести апробацию предлагаемых решений в пилотных зонах и по их результатам внести необходимые изменения в указанные выше решения.
  9. В программе "Цифровая экономика Российской Федерации" предусмотреть создание цифровых платформ "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения" и "Мониторинг и прогнозирование кризисных ситуаций и происшествий".
  10. Завершить разработку и согласование новой концепции и положения о КСОБЖН.
  11. Определить перечень нормативных и методических документов, которые нужно разработать или в которые целесообразно внести необходимые изменения в связи с созданием АПК-БГ и КСОБЖН.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2018
Посещений: 4945

  Автор

Качанов С. А.

Качанов С. А.

Заместитель начальника ФГБУ ВНИИ ГОЧС по научной работе,
доктор технических наук, профессор

Всего статей:  3

  Автор

Алексей Попов

Алексей Попов

Ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), к.т.н.

Всего статей:  2

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций