Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Законодательная работа по обеспечению национальной безопасностии противодействию терроризму. Что на повестке дня?

Законодательная работа по обеспечению национальной безопасностии противодействию терроризму. Что на повестке дня?

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Законодательная работа по обеспечению национальной безопасностии противодействию терроризмуЧто на повестке дня?

Качественное законодательство – важное условие стабильности в стране и благополучия граждан. И от того, насколько фундаментально, юридически грамотно, а главное содержательно верно оно написано, зависит практическая ситуация. На Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности лежит огромная ответственность как на "строителях" основ (в данном случае правовых) функционирования государства и отдельных отраслей. Председатель Комитета Виктор Бондарев рассказал о ключевых задачах в области законодательного обеспечения национальной безопасности на данный момент, новых инициативах и реализации текущих программ
Виктор Бондарев
Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, председатель оргкомитета Форума "Технологии безопасности"

– Виктор Николаевич, у вас за плечами почти 40 лет службы в отечественной авиации, путь от простого летчика до главнокомандующего Воздушно-космическими силами, звание генерал-полковника и звезда Героя России. Насколько значим этот опыт для работы на посту председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности? Как помогают вам профессиональные навыки и жизненный опыт?
– Несмотря на то что я оставил пост главнокомандующего ВКС России, я продолжаю служить Родине, теперь на новом, но не менее ответственном и сложном поприще. Я так же занимаюсь любимым делом, содействуя обеспечению обороноспособности России, только уже не за штурвалом военного самолета, а за "кнопкой" принятия ключевых законодательных решений. Моя профессиональная сфера осталась прежней – оборона и безопасность. И, конечно, практический боевой опыт очень помогает.

Много лет не умолкает дискуссия о природе законотворчества, а также о том, что определяет его эффективность. И большинство аналитиков, изучая отечественное правовое поле, сходятся во мнении: законы, регулирующие жизнь отраслей, должны исходить "изнутри". Практики лучше знают ситуацию, реальные проблемы, существующие в отрасли, а значит скорее могут спрогнозировать риски. Именно поэтому неотъемлемой частью правотворческого процесса признается широкое обсуждение проектов федеральных законов с участием экспертного сообщества. Теоретики-юристы могут мастерски оформить правовую норму, инкорпорировать ее в действующее законодательство, не нарушив его целостность. Экономисты – просчитать финансовые затраты на реализацию новшества. Но само содержание законов должно твориться руками правоприменителей – тех, кто их реализует на практике.

Я знаю Вооруженные Силы РФ досконально, и поэтому в процессе законотворчества, касающегося их строительства, развития и совершенствования, могу дойти до самой сути. И жизненный опыт тут – незаменимый помощник.

– Чем Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности и вы как его председатель руководствуетесь в работе, ставя и решая те или иные задачи?
– В работе мы всегда руководствуемся несколькими ориентирами.

Первый и самый основной – указы главы государства. Начался очередной политический цикл, и он ознаменовался новым "майским" указом президента, в котором четко были поставлены первоочередные задачи, касающиеся в большей степени вопросов социально-экономического развития. Но вовсе не потому, что внимание руководства страны к сфере обороны снизилось. Просто системные, принципиальные задачи (а именно такие задачи ставятся в правовых актах столь высокого уровня, тем более издаваемых в день инаугурации первого лица), связанные с укреплением военной мощи России, в значительной мере решены. Они обозначены в указах президента № 603 и № 604 от 7 мая 2012 г.

Адресно парламентариям президент ставит задачи в ежегодном послании к Федеральному Собранию и перечне поручений по его итогам. Мировое сообщество до сих пор находится под впечатлением от послания 2018 г. – известно, что оно традиционно транслируется для широкой публики, в том числе для СМИ. В этот раз был представлен мощнейший видеоряд с грозным оружием, которым обладает Россия. Аналогов такого оружия нет ни у кого на планете. Владимир Путин, обращаясь к сенаторам и депутатам с высокой трибуны, сообщил, что за предыдущие годы оснащенность Вооруженных Сил РФ современным оружием выросла в 3,7 раза, было принято на вооружение более 300 новых образцов ВВСТ (вооружение, военная и специальная техника. – Прим.ред.). Но даже колоссальные успехи отечественного военпрома – не повод останавливаться на достигнутом, равно как и мастерская подготовка личного состава Вооруженных Сил, продемонстрированная в том числе в Сирии.

Важным источником задач для сенаторов являются поручения нашего непосредственного руководителя – председателя Совета Федерации. В рамках этой деятельности мы регулярно проводим дискуссионно-совещательные мероприятия, в ходе подготовки к которым занимаемся аналитической работой, исследуем ситуацию в той или иной сфере, выявляем проблемы и разрабатываем меры для их решения. Периодически эти мероприятия проходят в регионах. И, конечно, мы всегда стараемся максимально привлечь к обсуждению представителей профессионального и экспертного сообщества, ведь именно эффективной обратной связью с практиками обеспечивается успех деятельности законотворцев.

Паритет ветвей в системе власти предусматривает наше тесное взаимодействие с правительством и профильными министерствами: Минобороны, МВД, МЧС. Естественно, многие задачи поступают от этих структур, и решаем мы их совместно. Опять же неотъемлемой составляющей этой деятельности является широкое обсуждение с участием экспертного сообщества.

Наконец, важнейшим руководством к действию для нас служит сама ситуация в отрасли. Напомню, что каждый сенатор как индивидуально, так и в группе является субъектом права законодательной инициативы. Если мы с коллегами видим те или иные проблемы в сфере обороны и безопасности, мы оперативно разрабатываем пути их решения, вносим содержащие эти решения проекты федеральных законов.

– Какова роль возглавляемого вами Комитета Совета Федерации в обеспечении безопасности России? Что входит в ведение Комитета, помимо вопросов военной безопасности?
– Кроме законотворчества, мы осуществляем парламентский контроль за правоприменением законов. Постоянно ведется мониторинг реализации правовых норм. Однако периодически возникает экстренная необходимость провести всестороннее изучение текущей ситуации в той или иной конкретной области, связанной со сферами нашего ведения.

Помимо вопросов обороны, в сферу компетенции нашего Комитета входят вопросы безопасности в целом. Противодействие терроризму и экстремизму, декриминализация общества, борьба с организованной преступностью, наркоторговлей и наркопропагандой, контроль за миграционными процессами и предотвращение нелегальной миграции, вопросы статуса и защиты государственной границы России, пожарная безопасность, гражданская и территориальная оборона, транспортная и информационная безопасность. Спектр направлений у нас, как видите, огромный.

– Важнейшим направлением деятельности Комитета является законодательное обеспечение национальной безопасности. Какая работа проводится в этом направлении? Какие сложности возникают на пути воплощения необходимых законодательных инициатив?
– Национальная безопасность складывается из многих вышеперечисленных составляющих. Подчас угроза для нее исходит не от вооруженных сил недружественной страны, а от, казалось бы, обычных людей, которые, однако, ведут подрывную, преступную и иную деструктивную работу.


За более чем двадцатилетнюю историю Форум "Технологии безопасности" зарекомендовал себя как лучшая площадка для высокопрофессионального диалога между специалистами из многих регионов России, представителями отечественного бизнеса в сфере безопасности и партнерами из других стран. И в этот раз нам предстоит обсудить самые актуальные и важные темы, связанные с обеспечением высокого уровня национальной безопасности

Поэтому на законодательном уровне мы решаем очень много важных вопросов, связанных с противодействием терроризму, экстремизму, оргпреступности, незаконному обороту оружия и наркотиков.

Целый комплекс вопросов, связанных с противодействием террористической угрозе, уже проработан. Приняты законы, которые устанавливают ответственность за прохождение обучения для осуществления террористической деятельности, финансирование такой деятельности или создание террористической организации, несообщение о террористическом преступлении или о подготовке к нему; предотвращают наемничество, предусматривают конфискацию имущества и денег, полученных в результате террористической деятельности; дают возможность применять Вооруженные Силы РФ за рубежом в целях противодействия терроризму, а в России или какой-то определенной ее части позволяют устанавливать режим контртеррористической операции, включающий комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий, мер и ограничений.

Вот как раз эти два "особых" полномочия вызывают неоднозначную реакцию: от одобрения со стороны ответственных граждан до сомнений скептиков и протестов псевдолиберального (а по сути антироссийского) крыла. Напомню, что с 30 сентября 2015 г. Россия осуществляет контртеррористическую операцию в Сирийской Арабской Республике по официальному приглашению ее президента. Почти за три года при активном участии наших ВКС уничтожено свыше 83 тыс. террористов – по-моему, впечатляющий результат. И тем не менее неоднократно звучали критические реплики со стороны "пятой колонны" о том, что мы "вмешиваемся в чужие дела", осуществляем интервенцию. Расширение полномочий силовиков в рамках режима контртеррористической операции, который законодательство теперь позволяет устанавливать в России или определенной ее части, также не всеми принимается с пониманием: псевдолибералы считают и обыски, и досмотр вещей, и вторжение в помещение, и задержание граждан в случае отсутствия у них документов, подтверждающих личность, антидемократичными мерами, нарушающими права человека. Отрадно, что этих людей сравнительно немного, ведь любой разумный человек понимает, что такие вещи делаются в целях безопасности. Но факт наличия подобных протестных мнений отрицать нельзя. Вот такие деструктивные реакции, пожалуй, главное, что осложняет реализацию полезных инициатив на практике.

Итак, правовые основы противодействия терроризму и обеспечения безопасности в целом сформированы, и текущие задачи в данной сфере лежат не в законодательной плоскости. Конечно, непосредственно на оборонном "поле" нами ведется непрерывная законодательная работа: это постоянное совершенствование Вооруженных Сил, содействие военному строительству, развитие оборонно-промышленного комплекса, социальное обеспечение военнослужащих и военных пенсионеров. Так как системные вопросы в значительной мере урегулированы, мы сейчас точечно решаем отдельные проблемы. Проводим "точную настройку" всего механизма.


Оргкомитет ТБ Форума приглашает к диалогу специалистов и экспертов, представителей бизнеса и органов власти из всех регионов России для обсуждения самых актуальных и важных тем, связанных с обеспечением высокого уровня национальной безопасности, 12–14 февраля 2019 г.

Не буду подробно останавливаться на всей колоссальной работе, проделанной Комитетом на протяжении нынешней сессии. Это и ряд дискуссионно-совещательных мероприятий в Москве и регионах по самым разным актуальным темам, и работа в экспертных органах при Совете Федерации, и исполнение контрольных поручений, и разработка важных законодательных инициатив, и парламентское сопровождение законопроектов, подготовленных иными субъектами права законодательной инициативы.

Могу без ложной скромности назвать серьезным достижением Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в нынешнюю сессию принятие уже трех законов, подготовленных нашими сенаторами:

  • первый закрепляет обязательность проведения психологического отбора среди призывников и контрактников;
  • второй позволяет гражданам, ранее признанным ограниченно годными, пройти повторное медицинское освидетельствование и, в случае признания их по его итогам здоровыми, быть зачисленными в запас, а значит получить возможность служить в армии по призыву или по контракту;
  • третий предоставляет возможность гражданам входить в людской мобилизационный резерв, даже если их не берут на сборы.

На подходе у нас важнейшая законодательная инициатива, которая устранит препятствия для оказания экстренной помощи военнослужащим в условиях боевых действий. Сегодня Минздрав ограничивает круг медучреждений, имеющих право оказывать такую помощь, просто не выдает лицензии учреждениям нижнего звена, например полковым медпунктам, санчастям. В итоге врач санчасти без лицензии не может даже сделать укол раненому солдату – ввести обезболивающее, чтобы снять болевой шок.

Законопроект находится на стадии доработки перед внесением в Государственную Думу. Все это – штрихи, но они дополняют единую картину. Без качественной социалки – медпомощи, жилья, денежного довольствия, пенсий, инфраструктуры – личный состав Вооруженных Сил при всем патриотизме и энтузиазме не сможет выполнять свой воинский долг эффективно, в полную силу.

В весеннюю сессию наш Комитет работал над рядом законопроектов, часть из которых уже приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации:

  • законопроект, устанавливающий правоосновы и регламентирующий вопросы прохождения службы в Федеральной службе исполнения наказаний;
  • законопроект о военной подготовке студентов в военных учебных центрах, учреждающий в вузах взамен существующих ныне видов структурных подразделений военной подготовки подразделения единого вида (военные учебные центры), формирующий военно-обученный мобилизационный ресурс и позволяющий выпускникам сразу после окончания учебы приступать к профессиональной деятельности;
  • законопроект, который распространяет упрощенный порядок въезда иностранных граждан по электронным визам на воздушные пункты пропуска через государственную границу России, расположенные на Дальнем Востоке;
  • законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за фиктивную постановку на миграционный учет иностранцев и лиц без гражданства по месту пребывания в нежилом помещении и закрепляющий само понятие "фиктивная постановка на учет по месту пребывания";
  • законопроект, уравнивающий в правах на обеспечение жильем с учетом прав на дополнительную общую площадь жилого помещения военнослужащих – преподавателей военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при госорганизации высшего образования с военнослужащими – преподавателями факультета военного обучения (военной кафедры) или учебного военного центра при госорганизации высшего образования;
  • законопроект, который совершенствует правовой механизм вручения гражданам повесток о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, предусматривая в дополнение к уже действующим новый способ вручения повестки – направление по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • законопроект, совершенствующий систему общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;
  • законопроект, ратифицирующий договор между Россией и Нигерией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы;
  • законопроект, ратифицирующий договор между Россией и Филиппинами о выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговора за преступления;
  • законопроект, который закрепляет особенности таможенного регулирования в России в соответствии с положениями права ЕАЭС;
  • законопроект, вносящий изменения в законодательство об увековечении памяти погибших при защите Отечества, которые направлены на урегулирование вопросов учета и функционирования мемориалов "Вечный огонь";
  • законопроект, определяющий способы распоряжения правами России на результаты интеллектуальной собственности, созданные по заказу Фонда перспективных исследований, что позволит обеспечить, в частности, внедрение механизмов стимулирования применения технологий и их трансфера между военным и гражданским секторами экономики, создание и развитие отраслевых кластеров и инжиниринговых центров на базе научных организаций ОПК.
  • законопроект, призванный повысить эффективность борьбы с коррупцией путем наделения руководителей госкорпораций и государственных внебюджетных фондов правом получать справки по счетам физлиц и юрлиц при осуществлении проверок соблюдения требований антикоррупционного законодательства, совершенствования порядка привлечения к ответственности за коррупционное правонарушение государственных и муниципальных служащих, сотрудников госкорпораций и государственных внебюджетных фондов, уточнения порядка участия государственных и муниципальных служащих и должностных лиц в управлении коммерческими и некоммерческими организациями от имени органов власти всех уровней, установления контроля за расходами лиц, которые обязаны по своему должностному положению и исполняемым полномочиям предоставлять "расходные" декларации.
  • законопроект, наделяющий Федеральную службу войск нацгвардии полномочиями по сопровождению физлиц, совершивших правонарушения, в отделение полиции, служебное помещение территориального органа Росгвардии или помещение муниципального органа сельского поселения для составления протокола, правом получать сведения о наличии или отсутствии у граждан медицинских противопоказаний для владения огнестрельным оружием и осуществления охранной деятельности, а замначальника военной автоинспекции оперативно-территориального объединения Росгвардии – полномочием по рассмотрению дел об административном правонарушении в отношении должностного лица воинской части, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, или водителя;
  • законопроект, препятствующий перевозкам пассажиров на общественном транспорте без лицензии у перевозчика;
  • законопроект, совершенствующий систему персонифицированного учета в сфере ОМС, конкретизирующий категории военнослужащих, не подлежащих ОМС, и регулирующий ряд вопросов, связанных с призывниками.

– После кемеровской трагедии как никогда активно обсуждаются вопросы, связанные с разработкой и внедрением законодательных, правовых и организационных мер для минимизации подобных рисков, обеспечения соответствия объектов массового посещения требованиям безопасности. Будут ли со стороны Комитета выдвинуты предложения и рекомендации по изменению существующей законодательной базы или другим направлениям деятельности?
– На самом деле законодательство в данной сфере у нас качественное. Все проблемы возникают из-за нарушений в ходе практического применения правовых норм. Законодательство устанавливает общие, концептуальные принципы. Детализация же идет в подзаконных, нормативно-правовых актах, ведомственных документах.


Тематика Форума охватывает транспортную, банковскую и информационную безопасность, безопасность спортивных и массовых мероприятий, городской инфраструктуры, объектов промышленности, нефтегаза и энергетики, ритейла, новейшие технологии в области проектирования и строительства, пожарную безопасность, а также актуальную тему обеспечения безопасности цифровой экономики

По поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко мы проводили совместные заседания трех комитетов: по обороне и безопасности, федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, экономической политике – и по итогам подготовили ряд рекомендаций о нормативно-правовом регулировании вопросов надзорной и контрольной деятельности в области пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей.

В частности, правительству предлагается подумать о разработке федеральной целевой программы (ФЦП) на период до 2025 г. , направленной на повышение пожарной безопасности; рассмотреть возможность внесения изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере страхования, в части введения механизма обязательного противопожарного страхования объектов с массовым пребыванием людей, предусматривающего установление размера страховых выплат в случае причинения вреда здоровью или гибели людей, если это произошло из-за нарушения требований пожарной безопасности.

Кроме того, мы рекомендуем правительству провести анализ законодательства и внести в него ряд изменений, направленных на усиление мер противопожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей:

  1. Закрепить сам термин "объект с массовым пребыванием людей" и причислить такие объекты к объектам высокой категории риска.
  2. Привести фактическое размещение помещений, где будут находиться (отдыхать, развлекаться, проводить досуг) дети, в соответствие с требованиями свода правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения".
  3. Наделить органы государственного пожарного надзора правом контролировать, насколько проектные решения строящихся и реконструируемых объектов с массовым пребыванием людей соответствуют установленным требованиям пожарной безопасности, и правом участвовать в работе комиссий по приемке таких объектов в эксплуатацию.
  4. Органы федерального государственного пожарного надзора наделить полномочиями по административному приостановлению деятельности лицензиата при выявлении грубых нарушений лицензионных требований, а также по проверке совместно с прокуратурой и региональной властью соблюдения лицензиатом законодательства в области обеспечения пожарной безопасности.
  5. Разрешить органам пожарного надзора проводить проверки обеспечения пожарной безопасности без предварительного уведомления правообладателей (собственников) объектов защиты.
  6. Разработать и внедрить методику проверок деятельности организаций и граждан, состояния эксплуатируемых ими объектов защиты с применением технических средств, в том числе средств видеофиксации.
  7. Усилить ответственность органов пожарного надзора за предъявление необоснованных требований к состоянию пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей.
  8. Сформировать национальный реестр огнезащитных материалов, разрешенных к применению в несущих строительных конструкциях, и определить порядок его корректировки.
  9. Запретить назначение на должности, связанные с обеспечением пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, лиц, не имеющих профильного образования.
  10. Усилить контроль деятельности организаций (аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий), документально подтверждающих пожарную безопасность строительной продукции, включая строительные и отделочные материалы.
  11. Внести изменения в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части установления общих требований и ограничений к строительным конструкциям и продукции, позволяющих упрощенное внесение изменений в существующие нормы и практики по вопросам пожарной безопасности, предъявляемые к строительным конструкциям, а также в части определения в декларации пожарной безопасности расчетных величин пожарного риска раздельно без учета и с учетом эффективности предусмотренных систем автоматической противопожарной защиты.
  12. Внести изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", отменяющие запрет на проведение плановых проверок юрлиц, ИП – малых предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность на объектах, относящихся к категории высокого риска, а также исключающие ограничения на периодичность проведения таких проверок.
  13. Поправками в УК РФ усилить меры наказания за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее гибель человека или причинение вреда здоровью, привлечь к уголовной ответственности за уклонение от исполнения предписаний органов пожарного надзора, если эти действия совершены повторно в течение года после наложения административного взыскания за аналогичное нарушение, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение госконтролером своих обязанностей, если это повлекло техногенную катастрофу, причинение крупного ущерба или пожар, в результате которого погибли люди.
  14. В КоАП РФ также внести изменения, усиливающие ответственность юрлиц за нарушение требований пожарной безопасности.
  15. Рассмотреть возможность установить норматив численности муниципальной пожарной службы из расчета одна единица личного состава на 650 жителей.

Помимо этого, кабинету министров предложено создать в регионах органы государственного архитектурно-строительного надзора Минстроя России, а также отредактировать два своих постановления:

  1. В постановление о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию добавить подраздел проектной документации "Огнезащита материалов, изделий и конструкций".
  2. В постановлении "О федеральном государственном пожарном надзоре" увеличить периодичность плановых проверок объектов защиты с учетом присвоенной категории риска, а также отнести к данной категории такие объекты, как здания дошкольных образовательных организаций (ясли, детские сады), специализированных домов престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях, здания образовательных организаций (школы, училища, вузы), организаций допобразования детей, профессиональных образовательных организаций.

– Совместно со Следственным комитетом вы проводите работу по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. Расскажите об инициативах по совершенствованию законодательства в этой сфере, разрабатываемых или выдвинутых Комитетом.
– Борьба с экономическими преступлениями находится в фокусе нашего постоянного внимания. Но напомню, что правотворчество – процесс многоступенчатый, и начинается он отнюдь не с разработки инициатив, а с аналитической работы.


Уверен, что насыщенная программа Международного форума "Технологии безопасности" и ее широкий формат будут содействовать выработке конструктивных предложений и идей, плодотворному обсуждению и разработке новых перспективных проектов, а также активному продвижению российских интересов и подходов к обеспечению национальной безопасности

В период осенней сессии 2017 г. наш Комитет совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству провел мониторинг законодательного регулирования правоотношений, связанных с институтом конфискации имущества.

27 апреля 2018 г. я выступал на заседании президиума Совета законодателей Российской Федерации с докладом о состоянии и проблемах действующего законодательства и правоприменительной практики в области противодействия преступлениям экономической направленности. В нем я подробно рассказал о предложениях, которые подготовил наш Комитет в целях решения проблем, существующих в данной сфере. В ходе анализа был выявлен ряд существенных пробелов в законодательстве, которые необходимо восполнить.

В частности, по мнению нашего Комитета, следует:

  • расширить перечень преступлений, по которым может быть применен институт конфискации имущества;
  • найти эффективные механизмы возврата из-за рубежа средств, полученных преступным путем;
  • разработать и реализовать механизм конфискации имущества в случае его умышленного фиктивного отчуждения в адрес родственников либо аффилированных лиц;
  • закрепить в законодательстве процедуры, позволяющие оперативно препятствовать сокрытию имущества, на которое может быть наложен арест.

Отмечу, что мы подготовили и направили в адрес Правительства Российской Федерации соответствующие рекомендации.

Для совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики в области противодействия преступлениям экономической направленности мы предлагаем осуществить ряд изменений:

  1. Усовершенствовать систему организационного и информационного взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов.
  2. Сформировать новые правовые и организационные механизмы, направленные на своевременное выявление и пресечение мнимых, притворных сделок в сфере внешнеэкономической деятельности, выявление и пресечение деятельности организаций, создаваемых в целях уклонения от уплаты налогов, незаконного выведения материальных средств из России.
  3. Расширить действие и дополнить нормы института конфискации имущества, полученного преступным путем, и создать эффективный механизм возврата из-за рубежа средств, незаконно выведенных из нашей страны.
  4. Реформировать систему банковского надзора в сфере фиксации и хранения значимой информации о деятельности кредитных организаций.
  5. Увеличить роль государственных институтов в части регулирования сферы деятельности микрофинансовых организаций.

– Реализация программ в сфере обустройства государственной границы имеет важное национальное значение. Что предпринимает Комитет в этой области?
– Данное направление работы нашего Комитета относится к числу приоритетных. Проблема нелегальной миграции и притока экстремизма из-за рубежа с сопредельных территорий стоит крайне остро, и мы содействуем решению данной проблемы на своей функциональной платформе.

Мы регулярно осуществляем парламентский контроль в названной сфере. Дважды в год представители нашего Комитета выезжают в субъекты РФ, граничащие с другими государствами. В 2017 г. выезжали в Калининград, в Иркутск. В 2018 г. посетили Белгородскую область. В ходе этих визитов сенаторы посещают погранзаставы, встречаются с представителями ФСБ, региональных погранслужб, таможенных служб, изучают на месте ситуацию, смотрят, как организована охрана госграницы, как обустроены, оснащены и функционируют пункты пропуска.

Таким образом, в целях совершенствования работы пунктов пропуска через госграницу мы заслушиваем представителей субъектов, проводим обсуждения непосредственно на полях, на периферии с не всегда дружественными соседями.

Регулярно проводятся и тематические дискуссионные мероприятия в Москве (заседания, совещания) с участием представителей регионов, которые располагаются на границе с другими государствами.

В январе 2018 г. состоялось расширенное заседание Комитета по вопросу "О пунктах пропуска на участке государственной границы в пределах Республики Бурятия". В Бурятии действуют шесть пунктов пропуска, из них четыре – на постоянной основе. При этом основная проблема заключается в отсутствии необходимых площадей для проведения мероприятий по таможенному досмотру грузов и условий для более активного пересечения участка российско-монгольской границы гражданами двух государств и туристов из третьих стран. На заседании поднимался вопрос о реконструкции двусторонних автомобильных пунктов пропуска, а также о необходимости более широкого привлечения внебюджетных средств инвесторов в работу по модернизации, реконструкции и обустройству пунктов пропуска на бурятском участке российско-монгольской государственной границы. В проекте решения Комитета рекомендуется повторно включить в ФЦП "Государственная граница 2012–2021 гг." мероприятия по реконструкции пунктов пропуска на бурятском участке российско-монгольской государственной границы.

22 ноября 2017 г. председатель Совета Федерации дала поручение нашему Комитету изучить, как функционируют частные пропускные пункты через государственную границу России, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа. Через отдельные пункты, созданные на основе ГЧП, вывозятся природные ресурсы. Ситуация вопиющая! Как отметила Валентина Матвиенко с праведным негодованием, давая нам данное поручение: "Это все равно, что сдать в аренду один метр государственной границы".

Наш Комитет сформировал рабочую группу, которая провела мониторинг ситуации в регионах ДФО и подготовила ряд содержательных предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования и усилению государственного контроля за деятельностью пунктов пропуска через государственную границу.


Комитет СФ по обороне и безопасности провел выездное заседание в Белгороде. Предметом обсуждения было нормативно-правовое регулирование противодействия экстремизму и нелегальной миграции в приграничных субъектах Российской Федерации.

Регион, в котором прошло заседание, относится к группе потенциально уязвимых: Белгородская область граничит с одной из наиболее неспокойных стран Восточной Европы – Украиной. Вооруженные конфликты на Донбассе, острый экономический и политический кризис на Украине и общая социальная напряженность в этой стране обуславливают усиление незаконной миграции в сопредельные государства. Одновременно под влиянием деградации институтов власти и криминализации общества на Украине отмечается рост экстремизма. В этой связи вопрос об обеспечении безопасности российской границы, о недопущении проникновения экстремистов под видом мигрантов приобретает особую актуальность. Решение данной проблемы должно осуществляться путем совершенствования законодательства и правоприменительной практики.

В то же время есть ряд территорий, где проблема совсем другого свойства: пунктов пропуска нет либо те, которые есть, функционируют не на постоянной основе. Комитет оказывает таким субъектам содействие в создании постоянных пунктов пропуска. Например, мы выступили с предложением о том, чтобы воздушный грузопассажирский многосторонний пропускной пункт через госграницу, который был создан в Саранском аэропорту (Республика Мордовия) как временное сооружение, действовал на постоянной основе.

– По вашему мнению, насколько, по большому счету, безопасен наш мир, будут ли новые технологии способствовать безопасности или это палка о двух концах? От чего больше зависит наша безопасность – от технических средств, законодательства, дипломатических способностей или чего-то еще?
– У любой медали есть обратная сторона. Научно-технический прогресс – процесс обоюдоострый: с одной стороны, появляются новые средства защиты национальных интересов, обеспечения безопасности, стабильности и суверенитета стран, с другой – новые средства для нападения, новые угрозы и вызовы. Поэтому, конечно, однозначного ответа на данный вопрос нет. Но от нас зависит, как мы будем использовать возможности, которые нам дают современная наука и техника.

Глобализация, международная интеграция также несут в себе и угрозы, и положительные перспективы. Страны, входящие в различные международные альянсы, частично размывают свой суверенитет, согласовывая национальное законодательство с требованиями этих альянсов, подчиняя свои экономические системы транснациональным корпорациям (в случае если блок англосаксонский) или требованиям, которые закреплены в уставах этих международных организаций.

Однако международные блоки тоже все разные: нельзя ставить в один ряд конструктивные организации, такие как ОДКБ, БРИКС, ШОС, ЕАЭС, с агрессивным НАТО. Членство в том или ином блоке – выбор суверенной страны. Слабые страны стараются примкнуть к более сильным, частично встать под их опеку и патронаж. Безопасность складывается из многих компонентов и факторов. Выделить что-то одно – значит, умалить роль другого. А успех достигается общими силами, многими и многими методами.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2018
Посещений: 482


  Автор
Виктор Бондарев

Виктор Бондарев

Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, председатель оргкомитета Форума "Технологии безопасности"

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций