Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Радиотелевизионное оповещение населения в случае ЧС

В рубрику "Системы связи, оповещения и диспетчеризации" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Радиотелевизионное оповещение населения в случае ЧС

В данной статье рассматриваются различные способы локального оповещения населения, в том числе персонала объектов и водителей автотранспорта, с использованием радиосигналов телевизионного и УКВ ЧМ-вещания. Такое оповещение является наиболее оперативным и быстродействующим по сравнению с другими системами оповещения: громкоговорителями, электросиренами, сетями проводного вещания и т.п.


А.М. Шендерович

Ведущий инженер Научно-исследовательского института радио


А.А. Иванов

Ведущий инженер Научно-исследовательского института радио


В.А. Зайков

Эксперт

Система оповещения водителей автотранспорта направлена на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных событий (ЧС) на дорогах, в населенных пунктах, гостиницах, на предприятиях, атомных и гидроэлектростанциях, а также других объектах. Работа такой системы не зависит от природных и дорожных условий. Применение радио как основного инструмента системы оповещения позволяет не только обеспечить это условие, но и использовать уже существующую инфраструктуру и технику, такую как телевизоры у населения и радиоприемники у водителей. При этом не затрагиваются программы радио- и телевещания в городах и других населенных пунктах, поскольку система действует локально.

Эффективное оповещение населения в случае ЧС

Наиболее результативным средством оповещения населения о ЧС является телевизионное и радиовещание.

Трансляция сообщений такого рода через крупные телецентры приводила бы к охвату значительно больших, чем зона ЧС, территорий. Поэтому для оперативного локального информирования населения целесообразно использовать мобильные маломощные передатчики. Эти передатчики могут обеспечить надежную передачу информации о ЧС в части отдельного небольшого населенного региона, где имеются техногенные риски. Телевидение способно обеспечить оповещение населения с помощью телевизионного сигнала, в изображении которого может передаваться бегущая строка (как это было сделано при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС). Однако такой способ оповещения часто малоэффективен в условиях паники, так как требует концентрации внимания для чтения на экране телевизора. Более эффективным в подобной ситуации является метод голосового оповещения, которое передается в канале звукового сопровождения ТВ-программы. Такой метод оповещения населения о ЧС получается сравнительно недорогим, поскольку всей приемной стороной являются личные телевизоры.

В рамках требований Общероссийской комплексной системы оповещения населения (ОКСИОН) необходимо обеспечить гарантированное информирование более 60 млн человек, однако в настоящее время оповещение охватывает значительно меньшее количество людей. Радиотелевизионная система локального оповещения населения позволит, наряду с другими существующими системами, передать информацию значительно большему количеству людей, сократить сроки доведения информации до населения, превентивно обучить население поведению при ЧС, а также уменьшить затраты федерального бюджета на ликвидацию последствий ЧС. Экономическая эффективность телевизионной системы для решения указанных проблем достигается благодаря использованию в ней телевизионных приемников населения (отсутствуют затраты на приемную сторону). На передающей стороне стоимость комплекса оборудования невелика (маломощный передатчик, небольшая направленная антенна, источник питания).

Радиотелевизионная система в целом ряде случаев является единственно возможной надежной системой оповещения населения. Для ее работы не требуется создания специальных радио- или телевизионных центров, которые могут сами пострадать при ЧС. Система мобильна и может быть быстро развернута в нужных точках. Такие средства оповещения, как сирены или проводное вещание, срабатывают не сразу и не всегда пригодны к работе после ЧС. Недостаточная мобильность этих средств не позволяет их сигналам вовремя доходить до людей, которые могут оказаться в зоне бедствия. Это касается, например, тех, кто проживает вблизи рек значительно ниже по течению от мест прорыва плотин, или тех, кто находится на пути меняющего направление движения облака радиоактивного или химического выброса.

Население должно быть заранее проинструктировано, что в случае возникновения подобных ЧС необходимо использовать телевизор или радиоприемник.

Принцип работы радиотелевизионной системы оповещения

Радиотелевизионная система оповещения действует следующим образом. На передающей стороне, куда приходит сообщение о ЧС от органов МЧС, МВД и др., установлен УКВ ЧМ-передатчик МЧС, работающий на частотах метрового или дециметрового диапазонов. Излучаемая этим передатчиком частота соответствует несущей частоте звукового сопровождения ТВ-программы или частоте УКВ ЧМ-вещания.

Уровень радиосигнала передатчика МЧС на входе телевизора или УКВ-приемника должен быть больше уровня сигнала принимаемой станции примерно в два раза. При этом происходит замещение сигнала принимаемой программы сигналом, в котором передается сообщение о ЧС. На приемной стороне находятся телевизоры и радиоприемники населения. Телезрители и радиослушатели получают сообщение МЧС при просмотре или прослушивании программ.

Локальность приема сообщений МЧС заключается в том, что УКВ ЧМ-передатчик МЧС излучает передаваемый в данный район (местность) сигнал о ЧС с использованием направленной передающей антенны. Система оповещения содержит УКВ ЧМ-передатчик, установленный на подвижном средстве (автомобиль, вертолет и др.) либо в помещении (административное здание населенного пункта, гостиница и др.). Передатчик работает постоянно в дежурном режиме и включается по сигналу из центрального пункта управления МЧС, куда поступают сообщения о ЧС. Он действует на направленную антенну, излучающую сигнал в сторону населенного пункта.

Кроме показанного выше способа оповещения населения рассмотрим способ оповещения операторов крупных технических объектов.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС показала, что следует более тщательно контролировать параметры ГЭС и других подобных объектов в контрольных точках системы. Для этой цели предлагается использовать "черные ящики", как в авиации. Однако такие устройства не позволяют оперативно контролировать состояние объекта для предотвращения ЧС. Для оперативного контроля предлагается использовать радио. "Черные ящики", установленные в контрольных точках объекта, оборудуются УКВ ЧМ-передатчиками, которые работают в дежурном режиме. По сигналу оператора эти передатчики могут включаться и информировать оператора о параметрах в данный момент времени.

Кроме того, во время ЧС на объекте передатчик самостоятельно включается и передает оператору сведения об изменениях тех или иных параметров.

Использование системы оповещения

Право на использование данного метода оповещения населения о ЧС путем замещения сигнала звукового сопровождения ТВ-программы сигналом МЧС предусмотрено в Законе о связи в главе 10 "Управление сетями связи в чрезвычайных условиях и в условиях чрезвычайного положения", где в статье 66 "Приоритетное использование сетей связи и средств связи" сказано:

"1. Во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определенных законодательством Российской Федерации, уполномоченные государственные органы в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, имеют право на приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, а также на приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи.

2. Операторы связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человека на воде, земле, в воздухе, космическом пространстве, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях и стихийных бедствиях, связанных с проведением неотложных мероприятий в области государственного управления обороной страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка".

Статьей 65 "Управление сетью связи общественного пользования" предусмотрены следующие положения:

1. Управление сетями связи общего пользования в чрезвычайных ситуациях осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи во взаимодействии с центрами управления сетями связи специального назначения и имеющими присоединение к сети связи общего пользования   технологическими   сетями связи.

2. Для координации работ по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения и его последствий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, могут быть образованы временные специальные органы управления, которым передаются соответствующие полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи".

Оповещение водителей автотранспорта

Тот же принцип замещения звуковых ЧМ-сигналов можно использовать и для локального оповещения водителей автотранспорта.

Прогресс автомобилестроения в настоящее время является одним из ведущих направлений современной техники. Наряду с бурным ростом количества автомобилей улучшаются их технические характеристики. Оборотной стороной этого процесса является проблема, связанная с организацией дорожного движения и воспитанием чувства ответственности у водителей.

Современные автомобильные потоки требуют развития эффективных автоматизированных систем управления дорожным движением. Сегодня в качестве управляющих устройств применяются знаки переменной информации, дорожные указатели, видеокамеры, метеостанции и др. Системы управления дорожным движением различают по возможности и целесообразности использования их в различных городах и странах. Набор аппаратуры для оповещения водителей зависит от климатических условий, насыщенности автотранспортом, плотности населения и других факторов. Например, в странах Северной Европы уделяется особое внимание мониторингу погодных условий на автотрассах, а также применяется контроль движения, основанный на спутниковой навигации.

Однако необходим новый подход к проблеме. Он связан с тем, что созданная инфраструктура не всегда адекватна быстро меняющейся дорожной обстановке и ее средства не воспринимаются водителями.

Так, голосовые сообщения инспекторов слышны лишь на коротком расстоянии, сообщения на световых табло иногда плохо различимы из-за плохой погоды, временные знаки и указатели иногда плохо видны из-за деревьев и кустарников.

В то же время для контроля и управления дорожным движением целесообразно использовать возможности средств связи. Такая информация может включать сообщения о затруднениях дорожного движения, чрезвычайных событиях на дорогах, а также рекомендации по поведению водителя в каждом конкретном случае в районе происшествия. Эту информацию можно получить по вещательным каналам в УКВ-диапазоне, например, слушая "Авторадио".

В рамках требований Общероссийской комплексной системы оповещения населения (ОКСИОН) необходимо обеспечить гарантированное информирование более 60 млн человек, однако в настоящее время оповещение охватывает значительно меньшее количество людей. Радиотелевизионная система локального оповещения населения позволит, наряду с другими существующими системами, передать информацию значительно большему количеству людей, сократить сроки доведения информации до населения, превентивно обучить население поведению при ЧС, а также уменьшить затраты федерального бюджета на ликвидацию последствий ЧС. Экономическая эффективность телевизионной системы для решения указанных проблем достигается благодаря использованию в ней телевизионных приемников населения (отсутствуют затраты на приемную сторону)

Одним из направлений в данной области является широкое применение системы RDS (Radio Data System — система передачи данных). Эта система одновременно с вещательным сигналом передает также коды, управляющие приемным устройством и позволяющие показывать текстовую информацию на дисплее автомобильного приемника.

Каждому виду информации соответствует определенный символ (например, ТР означает, что данная радиостанция постоянно передает сообщения о дорожном движении; ТА — транспортные сообщения, передаваемые в режиме автоматического выключения воспроизведения диска автомагнитолы и т.д.).

Используемый в последнее время код EON позволяет автоматически переключать приемник с принимаемой станции на другую радиостанцию, передающую сообщения о дорожном движении. Однако не все радиовещатели используют указанные коды и не во всех автомобильных приемниках есть декодеры этих сигналов. Кроме того, вещание данной информации распространяется сразу на значительную территорию (например, крупный административный центр), а сама информация носит общий характер. В реальной же обстановке часто важно оперативно оповестить водителей о конкретных проблемах дорожного движения на локальном участке дороги (улица, мост, тоннель, переезд, участок автотрассы и т.п.). Таковыми могут быть, например, наводнения и провалы на дорогах или экстремальные условия, связанные с задержанием правонарушителей. Значительно усложнить движение могут также локальные техногенные катастрофы и террористические акты в районах пролегания автодорог. В этих случаях необходимо экстренно закрыть движение на определенном участке дороги. Весьма актуальной является и проблема контроля за движением по горным серпантинам. Здесь действие имеющихся средств оповещения (например, знаков аварийной остановки) может иметь весьма низкий эффект из-за ограниченной видимости.

Несовершенство имеющихся систем оповещения водителей, к сожалению, часто ведет к тяжелым авариям на путепроводах, в тоннелях, в местах дорожных работ и нарушениях дорожного покрытия. Нередко эти аварии бывают цепными и уносят немало жизней.

С 1 июля 2008 г. в России начала внедряться технология фотовидеофиксации нарушений ПДД на конкретных участках дорожного движения. Эта технология, безусловно, представляет собой шаг вперед в направлении обеспечения эффективного контроля за дорожным движением. Однако в сегодняшнем виде она не обеспечивает возможность информирования водителя о нарушении им ПДД непосредственно во время правонарушения, что можно сделать с помощью радио. Такая оперативная информация заставит водителя немедленно прекратить нарушение (например, снизить скорость движения) и позволит избежать ДТП.

Решение подобных проблем возможно лишь на пути более тесного интегрирования водителей автотранспорта в общую систему контроля и регулирования дорожного движения. Одним из направлений здесь является локальное радиооповещение водителей, которые могли бы принимать информацию на дорогах с помощью любых УКВ-радиоприемников, установленных в их автомобилях. Важнейшими преимуществами локального радиооповещения водителей является его независимость от рельефа местности, погоды, времени суток, высокая оперативность, то есть привязка к конкретной дорожной ситуации на ограниченном участке, и короткое время подготовки и передачи сообщения.

Для снижения рисков чрезвычайных ситуаций на дорогах и оповещения водителей о нарушениях ПДД может служить радиосистема, использующая маломощный УКВ ЧМ-передатчик, установленный на подвижном средстве или на посту ГИБДД. Такая система использует частоты популярных радиостанций, передачи которых слушают водители автотранспорта.

Автоинспектор, который находится в автомобиле ГИБДД или на стационарном посту, оборудованными УКВ ЧМ-передатчиком и направленной антенной, управляет движением на локальном участке дороги. Благодаря тому, что уровень радиосигнала передатчика ГИБДД превышает уровень сигнала принимаемой водителем радиостанции, ее сигнал подавляется, и водитель получает информацию о чрезвычайной ситуации на дороге или о своем правонарушении.

Кроме того, для локального оповещения водителей можно использовать направленные антенны, устанавливаемые на мачтах сотовой связи и адресно управляемые оператором из штаба ГИБДД, где находится передатчик.

Однако не все водители во время движения пользуются приемниками. В этом случае эффективнее передавать информацию о дорожной ситуации на электронные табло, расположенные вдоль трассы и отображающие рекламу. На такие табло можно передавать не только текстовую информацию, но и дорожные знаки и указатели. Передача информации на электронные табло может производиться по любым каналам связи, в том числе и системой RDS.

В ряде случаев такая технология локального оповещения может быть единственно возможной. Например, когда в случае природной или техногенной катастрофы радиостанции могут оказаться обесточенными, а машины с громкоговорителями не в состоянии пробиться к месту ДТП для оперативного управления движением. В данной ситуации могут помочь предлагаемые варианты систем оповещения водителей — передача сигналов на автомобильные приемники или на информационные табло, так как, имея малое потребление энергии, они могут работать от автономных источников питания.

Таким образом, предлагаемая система оповещения обладает целым рядом достоинств, особенно важных для отдельных регионов России. Это мобильность, высокая устойчивость к повреждениям, независимость от рельефа местности, климатических условий и времени суток, экономичность и простота в эксплуатации.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2010
Посещений: 46683

  Автор

Шендерович А. М.

Шендерович А. М.

Ведущий инженер Научно-исследовательского института радио

Всего статей:  2

  Автор

Иванов А. А.

Иванов А. А.

Ведущий инженер Научно-исследовательского института радио

Всего статей:  1

  Автор

Зайков В. А.

Зайков В. А.

Эксперт

Всего статей:  2

В рубрику "Системы связи, оповещения и диспетчеризации" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций