Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Бронеавтомобиль – хорошо! Что может быть лучше?

Бронеавтомобиль – хорошо! Что может быть лучше?

В рубрику "Специальный транспорт" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Бронеавтомобиль – хорошо! Что может быть лучше?

Сегодня уже никого не удивляет вид и количество бронированных автомобилей на улицах наших городов. Они давно перестали быть в диковинку, и обыватель уверенно судит о том, для чего они нужны. Спросите любого, для чего нужен броневик, – ответ будет скорым: деньги возить! Казалось бы, все просто: деньги – ценность, их надо защищать, в особенности при перевозке. Бронированный автомобиль – надежная защита! Чем совершеннее такой автомобиль, тем надежнее защита

А.В. Куражов
Советник генерального директора
службы безопасности "Амулет", к.ю.н.,
ответственный секретарь
Экспертно-методического центра
банковской безопасности при
Ассоциации российских банков

Так ли это? Попробуем углубиться в вопрос о том, кто и как у нас в стране возит деньги, имея в виду солидные объемы перевозимых средств. Ответ будет весьма пространным, поскольку деньги возят практически все: и физические лица, и персонал различных фирм, организаций, и специализированные структуры, и частные компании, и госучреждения и т.д. При этом многие используют для подобных перевозок транспорт, иногда – бронированный: личный, принадлежащий своей фирме, нанятый, арендованный. Деньги возят без охраны, в сопровождении знакомых, других сотрудников компании, охранников, вооруженных и невооруженных, полицейских. Комбинаций перевозки множество и бронеавтомобиль является лишь одним из вспомогательных средств, обеспечивающим безопасность перевозок. Скорее, это показатель профессионализма перевозчика. При этом профессионалы понимают, что далеко не всегда класс защиты автомобиля является главным фактором, гарантирующим сохранность перевозимых денежных средств.

Статистические выкладки МВД, характеризующие нападения на перевозчиков денежных средств и ценностей убеждают в том, что наиболее часто нападениям подвергается тот, кто пренебрегает мерами безопасности, вне зависимости от того, на каком автомобиле перевозятся деньги. Нападают чаще всего на проходе к автомобилю, когда автомобиль находится не в движении, открыт и денежные средства становятся доступными. Количество таких нападений, колеблясь год от года в ту или иную сторону, не уменьшается. А если верить прогнозам МВД, изложенным в проекте "Государственной программы по обеспечению общественного порядка и противодействию преступности на 2012– 2020 гг.", ситуация в этом сегменте преступности в ближайшее время будет осложняться. В этом вопросе специалисты правоохранительных органов сходятся во мнении со специалистами, работающими в сфере перевозок денег и ценностей, инкассации денежных средств.

Посмотрим, в каких условиях приходится работать тем, кто защищает денежные средства, и тем, кто им противостоит, посягая на то, что защищается.

Кто возит деньги?

В связи с особенностями законодательства и общественной практики нашей страны перевозки денег, а также отчасти ценных бумаг, документов, драгоценностей, произведений искусства должны осуществляться, и в немалых объемах осуществляются, специализированными организациями по специальным правилам.

Общепризнанными лидерами на рынке перевозок денежных ценностей являются крупные специализированные организации: подразделения инкассации Сбербанка РФ, ОАО "РОСИНКАС", ЗАО "ИНКАХРАН", подразделения инкассации крупнейших банков, имеющих разветвленную филиальную сеть. Эти компании предоставляют услуги перевозки ценностей комплексно, имея в своем распоряжении профессиональные кадры, транспорт, разнообразные технические средства защиты, вооружение.

Следующую нишу занимают компании, осуществляющие свою деятельность по более сложной схеме: в перевозке, как правило, взаимосвязанно участвуют несколько субъектов – юридических лиц. Весьма распространенным вариантом является следующий: банк или небанковская кредитная организация с лицензией на инкассацию – транспортное предприятие с лицензией на перевозки грузов – охранная структура с лицензией на оказание услуг с оружием. Этот сегмент перевозок также обладает высокой степенью надежности, так как здесь работают профессионалы, заинтересованные в стабильности своей деятельности.

Все эти легальные перевозчики, следуя рыночным требованиям, стремятся к повышенным стандартам безопасности, используют бронированные автомобили, системы мониторинга перевозок, продвинутую логистику, современные средства связи, разрешенное вооружение и спецсредства. Однако наряду с цивилизованными перевозками все еще широко распространены перевозки денег и ценностей без использования спецтранспорта, слабо или вообще не охраняемые. Масштабы таких перевозок не поддаются исчислению, исследовать их чрезвычайно затруднительно, искоренить их полностью невозможно.

Так или иначе, выбор у тех, кто заинтересован в перевозке ценностей, весьма велик. На рынке можно найти множество вариантов различной степени надежности и удобства этой услуги. И какими же критериями в первую очередь руководствуются те, кто выбирает? К сожалению, следует признать, что не наличием и классом бронированных автомобилей. И не репутацией компании-перевозчика, ее заслугами и победами. В подавляющем большинстве случаев главным критерием выбора являются цена услуги и сопоставление этой цены с общеэкономическими показателями деятельности компании, делающее услугу перевозки ценностей допустимой, приемлемой. Именно поэтому многие предприниматели используют самый простой способ перевозки – "взял и отвез", нисколько не считаясь с рисками данного действия. Либо нанимают самую дешевую – "для вида" – охрану, которая в ситуации реальной опасности заведомо не сумеет защитить перевозимые ценности.

В этом кроется главная причина тревожной статистики МВД. Известно ведь: воруют то, что плохо лежит. Анализ нападений на лиц, перевозящих деньги и ценности показывает, что вероятность совершения преступления наиболее высока там, где пренебрегают мерами безопасности.

Преступление – серьезный "бизнес"

Характеристика нападений на инкассаторов свидетельствует о том, что преступники, совершающие такие преступления, заведомо отличаются от других разбойников/грабителей дерзостью, жестокостью, тщательно готовятся, заранее настраиваясь на "боевые" действия по завладению деньгами. В арсенале их методов присутствуют и разведка посредством внедрения в организацию, и рекогносцировка, и практические тренинги. Спонтанных нападений, спровоцированных случайно сложившейся ситуацией, мало. Гораздо больше – спланированных, задуманных заранее с использованием знания постоянно проявляющихся слабостей процесса перевозки ценностей.

Сотрудники полиции все чаще сталкиваются с преступниками, занимающимися совершением подобных преступлений как бизнесом: это их основное занятие, приносящее им доход; для совершения преступлений они специально выезжают в другие регионы (отдаленные от места их жительства); для нападений используют боевое оружие, современные средства слежения и связи. Очень часто источниками информации для готовящих нападение являются бывшие или действующие сотрудники организаций, участвующих в процессе перевозки/инкассации. Действия преступников все чаще бывают дерзкими, открытыми, иногда намеренно устрашающими: быстрый налет, расстрел, захват денег, быстрый отход с места преступления. Все, что может дать повод к последующему раскрытию преступления: транспорт, оружие, одежда, маскирующее снаряжение – уничтожается.

Не исчезает, как вид, и артистический метод, рассчитанный на человеческую нетребовательность и безалаберность – маскировка под инкассацию, когда деньгами завладевают преступники, прибывающие на объект чуть раньше тех, кто должен произвести инкассацию. Расследование преступлений подобного рода сопряжено с чрезвычайными трудностями: своеобразный контингент лиц, их совершающих, – люди, сознательно преступающие закон и тщательно обдумывающие свои действия как до, так и после нападения; минимум улик; минимум свидетелей; своеобразие добычи – деньги весьма "летучий" товар. Даже когда преступление удается раскрыть и доказать вину тех, кто его совершил, не всегда удается возместить ущерб, хотя бы в частичном объеме. Возвращение похищенного – редкая удача!

Комплексный подход к безопасности

Что предлагает рынок безопасности в ответ на подобные проявления? Безопасность перевозок ценностей, в особенности денег, складывается из множества факторов: защищенность автомобиля, защищенность контейнера, надежность экипажа (водитель, инкассатор, охранник), продуманность маршрута и защищенность подъезда (подхода) к месту инкассации, конфиденциальность перевозки, профессионализм охранников, их вооружение, снаряжение и т.п. Из перечисленных факторов невозможно выбрать приоритетные. В современных условиях важны все составляющие безопасности перевозки – в комплексе. Пренебрежение каким-либо одним из факторов неизбежно ослабляет всю систему безопасности перевозок.

Анализ средств защиты перевозимых денег и ценностей показывает, что все последние годы происходило их "механическое" наращивание – совершенствовались бронеавтомобили, оружие, средства индивидуальной защиты, системы слежения за перевозками и т.п. И здесь есть много новаций, востребованных компаниями, специализирующимися на перевозках ценностей.

Бронеавтомобили

Однако среди практиков есть мнение, что некоторые из этих средств в своем совершенствовании уже почти достигли необходимого предела, в частности бронеавтомобили. Современный бронированный автомобиль для перевозки ценностей многофункционален, он одновременно является и средством передвижения, и защищенным хранилищем, и объектом сигнализации, мониторингового слежения, и средством фиксации дорожной обстановки, и пунктом удаленного наблюдения за ситуацией внутри и вовне.

Добавить что-то принципиально новое в этот комплект качеств вряд ли возможно. Потребители такого рода автомобилей ориентируются в своем выборе уже не на насыщенность его техническими причудами, а на более прозаические критерии, такие как цена, надежность, стоимость эксплуатации, наличие и доступность сервисной инфраструктуры, страховые отчисления и даже комфорт. Люди, по многу часов работающие в автомобиле, нуждаются хотя бы в элементарных дополнительных удобствах: эргономичное размещение в салоне, кондиционер/климат-контроль, шумоизоляция. И это не прихоть, это важное условие поддержания надлежащей работоспособности экипажей перевозчиков в период их передвижения по маршруту.

Вынужденность эксплуатации автомобиля в заведомо неблагоприятных условиях, таких как низкое качество дорожного покрытия и аварийное состояние дорог; климатические сюрпризы – обледенение, сырость, грязь, реагенты, жара и пыль, загруженность дорог и пробки; использование автомобиля разными водителями с разной манерой езды – все это также заставляет потребителя искать у производителей оптимальный для себя (конкретной организации) баланс цены и качества. Надо отметить, что рынок бронированных автомобилей весьма представителен и способен удовлетворить любого потребителя. Он разнообразен как в первичном предложении, так и во вторичном: побывавшие в эксплуатации бронеавтомобили также востребованы и пользуются спросом, который сдерживается только неразвитостью инфраструктуры их сервисного обслуживания. По природе своей бронеавтомобиль весьма тяжел, что неизбежно сказывается на его эксплуатации: довольно быстро изнашивается ходовая часть, в режиме повышенного напряжения работают внутренние агрегаты. Для ремонта такого автомобиля, помимо своеобразных запасных частей требуются мощные подъемники, чего у нас, особенно в регионах, не всегда достаточно.

Снаряжение бронеавтомобиля разнообразными техническими средствами наподобие навигационных трекеров, Web-камер, систем телеметрии, сложных электронных замков и т.п. не относится к числу превалирующих факторов выбора отчасти из-за увеличения стоимости самого автомобиля и его эксплуатации, отчасти из-за пониженного восприятия рисков как "защищающейся", так и "нападающей" стороной.

Для тех, кто перевозит ценности, подобное порождает дополнительные сложности и расходы: надо содержать все это оборудование в надлежащем порядке, надо обучать персонал работе с ним, а эффективность его малозаметна и кажется порой ничтожной. Преступники, не имеющие подходов к организациям, участвующим в перевозке ценностей, не знают о подобных вещах, и это не останавливает их в попытке нападения. А те, кто имеет подход и знания о наличии таких средств, либо учитывают это в проработке сценария нападения, либо игнорируют, полагаясь на неожиданность и скорость своих действий.

Таким образом, бронеавтомобиль в своем современном состоянии является уже вполне завершенным продуктом усовершенствования.

Экипировка

Примерно то же можно сказать и о средствах связи: сейчас практически нет сколько-нибудь обширных зон, в которых связь не работает. Сигнал тревоги, оповещения, голосовая связь функционируют весьма надежно. В продаже – широчайший спектр радиостанций, сигнальных устройств и средств оповещения, способных удовлетворить самого требовательного потребителя.

Отдельный вопрос – оружие. Некоторые структуры в соответствии с законодательством имеют право использовать боевое, в том числе автоматическое, оружие для охраны перевозимых ценностей. У них есть преимущества: скорострельность, дальность стрельбы, повышенная поражающая способность. Частным охранным организациям предписано использование служебного оружия, которое исключает возможность ведения огня очередями, обладает пониженными, по сравнению с боевым, поражающими свойствами. Однако, как показывает практика, нападения происходят на коротком расстоянии, чтобы как можно скорее завладеть деньгами/ценностями и как можно быстрее скрыться, а в этих условиях преимущества боевого оружия не имеют принципиального значения. Гораздо важнее бдительность и подготовленность к использованию оружия в нештатной ситуации.

Главное – человеческий фактор

На первое место среди многочисленных факторов, определяющих безопасность перевозок, в очередной раз выходит человеческий фактор – люди, их подготовка, действия в процессе выполнения своих обязанностей, организация процесса перевозок. Именно люди часами в сложных условиях водят бронеавтомобили, выходят к месту приема/сдачи ценностей, открывают/закрывают хранилища, осуществляют постоянную связь между собой и с мониторинговым центром, включают, настраивают и эксплуатируют технические устройства, заучивают положения служебных документов и руководствуются ими в своих действиях, анализируют складывающуюся и порой мгновенно меняющуюся ситуацию, принимают решения и действуют, защищая охраняемые ими ценности.

Сегодня особенно важно, кто и как работает на рынке безопасности перевозок! Безусловно, важно, какой парк автомобилей у компании, какими средствами защиты она располагает. Но важно более всего остального – какие люди в ней работают, каков уровень их профессиональной квалификации, опыта, дисциплины, какими документами они руководствуются и как управляются, контролируются. Многолетняя практика перевозки ценностей выработала механизмы и стандарты безопасности для тех, кто работает в этой сфере. Главным документом, определяющим эти механизмы и стандарты, является "Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории РФ" № 318 П от 24.04.200 8 г. Для Сбербанка, ОАО "РОСИНКАС", ЗАО "ИНКАХРАН" и им подобных это штатный документ. Для других легально работающих организаций – основа для их собственных положений и инструкций.

Следование этим документам является одним из главных залогов сохранности инкассируемых денежных средств. Каким бы ни был перевозчик – большая компания или маленькая, богатая или бедная, на импортных или отечественных автомобилях работающая, хорошо или не очень хорошо вооруженная, – главным критерием оценки ее надежности являются работающие в ней люди и организация их труда.

В современных условиях, если есть необходимость обеспечить сохранность перевозимых денежных средств, ценностей, можно выстроить сотрудничество с организацией, подходящей по статусу, масштабу и географии своей работы, по цене предлагаемой ею услуги, но при условии наличия в ней профессионально подготовленных для этого сотрудничества людей и грамотной организации их работы.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2012
Посещений: 9181


  Автор
Куражов А. В.

Куражов А. В.

Советник генерального директора
службы безопасности "Амулет", к.ю.н.,
ответственный секретарь
Экспертно-методического центра
банковской безопасности при
Ассоциации российских банков

Всего статей:  2

В рубрику "Специальный транспорт" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций