Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

ГУТ МВД России: задачи и приоритеты технического оснащения

ГУТ МВД России: задачи и приоритеты технического оснащения

В рубрику "Специальный транспорт" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ГУТ МВД России: задачи и приоритеты технического оснащения

О задачах и направлениях деятельности Главного управления на транспорте МВД России (ГУТ МВД России) по усилению безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, а также о планах на 2011–2013 гг. по оснащению объектов транспорта и транспортной инфраструктуры техническими средствами рассказывает Дмитрий Владимирович Шаробаров, начальник ГУТ МВД России
Д.В. Шаробаров
Начальник Главного управления
на транспорте МВД России,
генерал-майор милиции

Транспорт нередко становится средством достижения преступных целей, связанных с нелегальной доставкой оружия, наркотиков, взрывчатых веществ и других предметов, запрещенных в гражданском обороте, а также является одним из основных потенциальных объектов терроризма и проявлений экстремистского толка.

Реформирование МВД на транспорте

В течение 2010 г. в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 24.12.2009  № 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних  дел   Российской   Федерации"   и   от 18.02.2010 № 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации" проводилась целенаправленная работа по реформированию деятельности органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ).

В июле 2010 г. образовано ГУТ МВД России. В августе вместо 20 управлений внутренних дел на транспорте были созданы 8 управлений на транспорте МВД России по федеральным округам и два линейных управления внутренних дел на транспорте (Восточно-Сибирское и Забайкальское) с прямым подчинением МВД России.

Все задачи и функции ГУТ МВД России и подчиненных ОВДТ сохранились в прежнем объеме - обеспечение правопорядка и общественной безопасности, защита граждан от противоправных посягательств на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

В настоящее время в зону оперативного воздействия органов внутренних дел на транспорте входят 17 железных дорог, 18 межрегиональных и территориальных управлений гражданской авиации, 8 морских и 64 речных пароходства. Протяженность обслуживаемых железнодорожных путей составляет более 87 тыс. км. В зоне контроля ОВДТ также находятся 190 аэропортов и аэродромов, 72 морских и 128 речных портов.

Результаты деятельности

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению общего количества преступлений на объектах транспорта. Так, в 2009 г. зарегистрировано 75 тыс. преступлений (-8,5%). За 9 месяцев 2010 г. совершено 47 тыс. преступлений (-25,5%). Основной массив составляют преступления экономической направленности- 34,4%, кражи (в том числе грузов) - 26,5%, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, - 19,8%. Криминальная ситуация характеризуется снижением количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений (-32,2%).

Важное место отводится обеспечению правопорядка на ж/д транспорте, так как более 80% от общего количества преступлений регистрируется именно здесь.

Особое внимание уделяется сопровождению нарядами милиции поездов дальнего и пригородного сообщения. Поезда сопровождаются "эстафетным" или "сквозным" методом по конкретным маршрутам движения на наиболее опасных участках железных дорог. Общее количество совершенных преступлений в поездах дальнего следования сократилось на 16,8%, в поездах пригородного сообщения - на 18,5%.

Факторы безопасности

Одним из факторов, определяющих эффективное обеспечение безопасности и противодействие преступности, является межведомственное взаимодействие. ОВДТ совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, ОАО "РЖД" и другими структурами осуществляет комплекс организационно-практических мер по обеспечению правопорядка, личной и имущественной безопасности пассажиров и работников железнодорожного транспорта, совершенствованию системы защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В рамках противодействия террористическим угрозам на вокзалах, в пассажирских и пригородных поездах с использованием средств громкоговорящего оповещения доводятся до сведения пассажиров требования о соблюдении бдительности и порядок действий в случае возникновения угрозы террористических актов. На сети железных дорог России организована и в настоящее время осуществляется работа оперативных заслонов милиции и посадочных групп.

Для профилактики и раскрытия преступлений активно используются системы видеонаблюдения, в том числе с выводом изображения на дежурные части. Видеокамеры устанавливаются как внутри вокзалов, так и в парках отстоя подвижного состава, на мостах и в тоннелях.

В структуре транспортной милиции уже более 30 лет существуют уникальные в своем роде подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы (БППГ), которых нет в других органах внутренних дел. В их компетенцию также входит работа по предупреждению и раскрытию хищений, умышленной порчи средств сигнализации, централизации, блокировки, связи и энергоснабжения (СЦБ) на объектах железнодорожного транспорта.

Применение ТСБ

Использование технических средств безопасности (ТСБ) и внедрение новых инновационных технологий является одним из приоритетов обеспечения защищенности пассажиров, транспортных объектов и инфраструктуры.

Безопасность на ж/д
В практике расследования уголовных дел о хищениях грузов особое значение имеет скорейшее установление места совершения преступления. Этому во многом способствует внедрение технических средств. На сети железных дорог продолжается внедрение тепловизионных комплексов дистанционного контроля загрузки вагонов, а также других систем по контролю коммерческого состояния подвижных единиц. Положительным примером взаимодействия ОВДТ с ОАО "РЖД" и ФГП ВО ЖДТ России являются совместные усилия по предупреждению и раскрытию хищений, умышленной порчи средств СЦБ на объектах железнодорожного транспорта, содержащих цветные металлы. Ведь любое незаконное вмешательство в работу действующего оборудования может привести к задержкам в графике движения поездов и угрожает безопасному функционированию железной дороги.

Приносит свои положительные результаты деятельность 345 совместных специализированных групп и 11 совместных оперативных мобильных групп в составе работников ведомственной охраны и сотрудников ОВДТ (далее -ССГ и СОМГсоответственно). В 2010 г. ССГ и СОМГ совместно с подразделениями внутренних дел на транспорте и региональными центрами безопасности ОАО "РЖД" провели более 100 общероссийских и региональных оперативно-профилактических мероприятий. Например, за время проведения операции "Безопасность" на сети дорог предотвращено 476 различных хищений с объектов железнодорожного транспорта, задержано 697 расхитителей. Изъято и возвращено предприятиям железнодорожного транспорта более 155 тонн черного и около 3 тонн цветного металла на общую сумму 2,4 млн рублей.

В.П. Муратов
Директор департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России

Бесспорным является тот факт, что современный мир таит в себе целый спектр угроз для жизни и здоровья человека. В России в последние годы отмечена высокая частота возникновения аварийных ситуаций и катастроф на железнодорожном, автомобильном, воздушном транспорте и увеличение количества угроз совершения актов незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса. И основная задача государства при этом заключается в сведении к минимуму этих угроз, в создании мощной и реально действующей системы безопасности. Президентом Российской Федерации поставлена задача (Указ от 31 марта 2010 г.

№ 403) до 1 января 2014 г. завершить создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта. Необходимо установить четкий контроль за реализацией всех требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с нормативно-правовым регулированием в этой области, повысить уровень информационного, материально-технического и научно-технического обеспечения транспортной безопасности. Важнейшее место в выстраиваемой государственной системе мер по обеспечению транспортной безопасности занимает оснащение объектов транспортного комплекса и транспортных средств специализированными инженерно-техническими средствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства.

Считаю достижение этих целей возможным лишь при тесном взаимодействии субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления. А межотраслевой тематический каталог "Системы безопасности" уже на протяжении почти двух десятков лет является местом встречи этих специалистов, местом обмена мнениями и опытом, новыми идеями и знаниями.

Авиационная безопасность
В транспортной милиции существуют и другие уникальные подразделения -досмотровые, которые обеспечивают авиационную безопасность.

Законом № 20-ФЗ от 2004 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по осуществлению мер авиационной безопасности на воздушном транспорте" в состав досмотровых групп служб авиационной безопасности (САБ) были введены сотрудники милиции, принимающие непосредственное участие в производстве предполетного досмотра авиапассажиров, их ручной клади, багажа, грузов, членов экипажей и персонала.

В настоящее время предполетный досмотр осуществляется с применением 749 рентгено-телевизионных стационарных интроскопов, 119 детекторов паров взрывчатых веществ, 646 стационарных и 1154 ручных металлоискателей.

В аэропортах Москвы (Шереметьево, Домодедово), С.-Петербурга (Пулково), Новосибирска (Толмачево) и Ханты-Мансийска установлена система рентгеновского контроля, которая осуществляет бесконтактный досмотр пассажиров методом сканирования человека плоским веерообразным лучом и проводит экспресс-анализ на наличие компонентов взрывчатых веществ высокочувствительным газовым детектором. В аэропорту Домодедово проходит опытную эксплуатацию прибор кабинного типа для контроля обуви пассажиров без ее снятия, основанный на явлении ядерного квадрупольного резонанса.

ОВДТ использует и другое современное оборудование:

  • настольный детектор взрывчатых и наркотических веществ;
  • портативный идентификатор взрывчатых и наркотических веществ;
  • ручной (мобильный) детектор взрывчатых и наркотических веществ;
  • прибор для дистанционного обнаружения опасных жидкостей в закрытых емкостях.

Пресечение преступлений
Для эффективной работы органам правопорядка требуются автоматизированные поисковые системы. ОВДТ активно используют программно-технический комплекс (ПТК), ориентированный на выявление лиц, представляющих оперативный интерес и находящихся в розыске. Другой ПТК включает в себя системы обновления и пополнения данных, а также носимые приборы, предназначенные для проверки лиц, находящихся на объектах транспорта и в подвижном составе на предмет нахождения в розыске их самих, либо предъявляемых ими документов.

Планы технического оснащения

Одним из относительно новых направлений работы для ОВДТ является обеспечение безопасности движения высокоскоростных поездов "Сапсан". Для этого во взаимодействии с ОАО "РЖД" целесообразно продолжить работу по совершенствованию системы видеомониторинга и контроля в целях предупреждения фактов нанесения повреждений подвижному составу "Сапсанов". Следует обратить особое внимание на установление камер наружного видеонаблюдения с возможностью архивированной записи на криминально опасных участках железных дорог и в местах массового пребывания пассажиров.

Для фиксации действий, создающих угрозу безопасности пассажиров, необходимо решить техническую задачу о возможности сохранения и снятия информации с видеокамер внешнего обозрения, установленных на поездах "Сапсан".

Перспектива на 2011-2013 гг. по внедрению технических средств связана и с работой по оснащению ОВДТ в рамках исполнения государственной программы вооружения и гособоронзаказа, а также с реализацией Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. ГУТ МВД России принимало активное участие в разработке данной программы. Среди прочих вносились предложения в части внедрения современных инженерных и технических средств охраны и контроля за оперативной обстановкой (в том числе систем видеонаблюдения, охранной сигнализации, переговорных устройств "пассажир - милиция", "машинист - милиция").

Транспорт остается центром притяжения криминальных проявлений, в том числе террористического характера, которые имеют наиболее тяжкие последствия для жизни и здоровья граждан. Это определяет увеличение и усложнение задач, стоящих перед транспортной милицией. На современном этапе их эффективное решение без соответствующего технического оснащения невозможно.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2011
Посещений: 40297


  Автор
Шаробаров Д. В.

Шаробаров Д. В.

Начальник Главного управления
на транспорте МВД России,
генерал-майор милиции

Всего статей:  2

В рубрику "Специальный транспорт" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций