Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Досмотровое оборудование на вокзалах: залог эффективности – в многообразии решений

Досмотровое оборудование на вокзалах: залог эффективности – в многообразии решений

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Досмотровое оборудование на вокзалах: залог эффективности – в многообразии решений

В наше неспокойное время вопрос безопасности на объектах транспортной инфраструктуры стоит особенно остро. Что представляет собой современное досмотровое оборудование? Как и где оно используется? Какие требования предъявляются к передовым системам безопасности? Эти вопросы не могут не волновать людей, отвечающих за жизнь и здоровье миллионов пассажиров
Максим Жмырко
Исполнительный директор ООО "ИРА-ИНЖИНИРИНГ"
ООО Группа компаний "ИРА-ПРОМ"

На крупных транспортных узлах вводится усиленный контроль пассажиропотока, системами безопасности оборудуются сами транспортные средства. Дополнительное оснащение получают все российские железнодорожные вокзалы, при этом особый контроль ведется за южными регионами страны. Основной задачей крупных производителей в данном секторе является разработка усовершенствованного оборудования, которое поможет сотрудникам транспортных узлов качественно и быстро проводить досмотры, не задерживая пассажиров и не создавая дополнительных неудобств.

Поговорим подробнее о том, какое именно оборудование может быть использовано на вокзалах. Здесь в основном применяются следующие устройства: РТУ (рентгеновская установка для досмотра ручной клади и багажа), арочные металлодетекторы, ручные металлодетекторы, шлюзовые кабины, досмотровые зеркала.

РТУ-установки

Данные установки задействуют в условиях большого потока багажа. Поскольку металлодетектор не в состоянии обнаружить взрывчатку, наркотики, подозрительно крупные суммы денег, запрещенные жидкости и множество других опасных предметов, транспортные службы безопасности применяют рентгеновское оборудование.

Установки РТУ имеют разные габариты и рассчитаны на осмотр клади от небольшой дамской сумочки до крупных коробок, например с бытовой техникой. Передвижение клади осуществляется посредствам конвейерной ленты, которая подает груз через шлюзы в специальное отделение, оснащенное рентгеновским оборудованием. Интроскопы выводят на экран изображение в реальном времени и сверяют полученные данные с базой данных изображений.


Для более качественной и оперативной работы оператора установка распознает материалы по длине волн и подсвечивает различные предметы определенным цветом. Многие установки обладают функцией записи и хранения изображений.

Следует отметить, что современные РТУ-установки безопасны для окружающих. Алгоритм их работы настроен таким образом, чтобы помочь оператору исключить вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором.

Арочные металлодетекторы

Сегодня не встретишь человека, который бы не знал, что представляет собой арочный металлодетектор и для каких целей он применяется. Данное устройство создает заслон от злоумышленников, желающих пронести в места крупного скопления людей опасные для жизни предметы из металла.

Существует огромное количество различных видов и модификаций, которые используются для обеспечения безопасности не только вокзалов, но и банков, музеев, больниц, аэропортов и прочих учреждений с повышенными требованиями безопасности.

Арочные металлодетекторы имеют ряд преимуществ:

  • возможность регулировки чувствительности аппарата (регулировка чувствительности позволяет настроить металлодетектор как на обнаружение мелких предметов в целях предельно тщательного досмотра, так и на поиск крупных металлических изделий, таких как нож или пистолет – в этом случае металлодетектор не будет срабатывать ложной тревогой на очки, пряжки и мелочь в карманах);
  • возможность работать как от электрической сети, так и от аккумулятора;
  • всепогодность (всепогодные детекторы могут эксплуатироваться как в здании вокзала, так и на улице при неблагоприятных погодных условиях. Температурный интервал – от -20 до +50 °С);
  • наличие звуковой и световой индикации тревоги;
  • возможность детектирования по зонам упрощает досмотр, локализуя область срабатывания прибора на человеке. При плотном пассажиропотоке одним из преимуществ является возможность изменения количества зон детектирования;
  • наличие специальных металлодетекторов с расширенным проходом, что особенно актуально для вокзалов и пассажиров с ограниченными возможностями передвижения;
  • легкость сбора конструкции;
  • возможность настройки детектора на различные типы металлов.

Детекторы рассчитаны на очень большие пассажиропотоки и поэтому широко применяются на крупных транспортных объектах.

Стационарные металлодетекторы безопасны для здоровья – это подтверждают соответствующие гигиенические сертификаты Роспотребнадзора. Электромагнитное излучение устройства ниже, чем у обычного радиотелефона. Отдельно стоит сказать о том, что арочный детектор абсолютно безвреден для людей с кардиостимуляторами, беременных женщин и детей. Арочный металлодетектор можно оснастить системами фото- и видеонаблюдения с хранением данных на информационных носителях и подключить к ПК.

Принцип работы данного устройства очень прост и основывается на использовании радиоволн. Сигнал с датчиков на одной из стенок (ног) устройства направляется к датчикам на другой стенке и сразу же возвращается обратно. Воспроизведение сигнала связано с тем, что радиоволна не способна проходить через металл. Как только одна из волн возвращается к противоположной стенке, мы слышим звуковой сигнал. Современные металлодетекторы можно настраивать на различные виды металлов.

Шлюзовые кабины

Дополнительным инструментом контроля безопасности являются шлюзовые кабины, оснащенные металлодетекторами, бронированными пулестойкими стеклами и видеокамерами, которые позволяют следить за потоком людей на расстоянии. Если говорить о транспортной инфраструктуре, то такие системы больше подходят для автовокзалов или для железнодорожных вокзалов в малонаселенных городах.

Ручные металлодетекторы

Ручные металлодетекторы являются неотъемлемой частью индивидуального досмотра пассажиров. Они применяются в местах большого скопления людей, на режимных объектах. Мобильность – не единственное их преимущество.

Такой детектор позволяет практически мгновенно определить металлический предмет и конкретное место его нахождения, а ведь когда речь идет об угрозе жизни, на счету каждая секунда.

Ручной инструмент можно использовать в любых условиях, в том числе вдали от стационарной точки осмотра, что позволяет организовать дополнительные пункты проверки. Ручные металлодетекторы снабжены бесконтактным зарядным устройством и имеют крепкую ударопрочную конструкцию, обеспечивающую бесперебойную работу в экстренных ситуациях.


Такие устройства можно настроить на определенный уровень чувствительности, они оснащены световой и звуковой индикацией. Радиус обнаружения пистолета или ножа варьируется до 20 см, лезвия – до 10 см.

Принцип работы данного устройства базируется на передаче магнитного импульса, в его основе лежит многоэлементный однонаправленный индуктивный датчик. Переменный ток генерирует изменяющееся магнитное поле вокруг катушки, которое, в свою очередь, создает переменный магнитный поток в находящемся поблизости металлическом объекте.

Досмотровые зеркала

Следует также упомянуть об использовании досмотровых зеркал с телескопическими ручками. С их помощью сотрудники служб безопасности оперативно и без особого риска для жизни осуществляют визуальный контроль днища автомобиля, колесных арок, крыш грузовиков и грузовых контейнеров. Такое оборудование необходимо для проверки автомобилей на крупных парковках железнодорожных вокзалов во время чрезвычайных ситуаций и в условиях усиленного контроля транспортных средств, а также в отделениях, которые производят почтовые отгрузки для отправки поездом или самолетом. Зеркала обеспечивают безопасность сотрудников охраны при досмотре транспорта и защищают от угрозы прилегающую к вокзалу территорию и здание с пассажирами.

Требования к средствам досмотра

К досмотровому оборудованию предъявляется ряд специфических требований, особенно в тех случаях, когда речь идет о местах большого скопления людей.

Безопасность для здоровья

В первую очередь поставщик оборудования должен подтвердить наличие действующих сертификатов соответствия и санитарно-эпидемиологических заключений по предлагаемому им продукту. Можно сколько угодно рассуждать о прочности, износостойкости и мобильности оборудования, но если оно способно причинить вред жизни и здоровью отдельно взятого пассажира, его нельзя использовать для вокзалов и мест большого скопления людей.

Качество исполнения и регулировка оборудования

От качества исполнения, скорости определения угрозы и количества зон приема сигнала на устройстве зависит жизнь и здоровье миллионов людей, находящихся на территории вокзалов. Поэтому, выбирая металлодетектор или РТУ для крупных транспортных узлов, необходимо отдавать предпочтение передовым разработкам и самому серьезному оборудованию с высокими техническими характеристиками. Важную роль играет возможность настройки оборудования таким образом, чтобы оно соответствовало специфическим требованиям досмотра в зависимости от степени угрозы и ситуации.

Комплексность

Следует производить комплексный досмотр, включающий в себя все виды вышеперечисленного оборудования. Поскольку при работе с любой техникой ключевую роль играет человеческий фактор, все сотрудники обязаны проходить специальное обучение по работе с досмотровым оборудованием.

Тренд будущего Ведущие компании-производители начинают массовый выпуск устройств, способных на расстоянии определять наличие взрывчатых веществ. Такие устройства не являются РТУ. Аппаратура автоматического обнаружения и распознавания взрывчатых веществ основана на методе быстрых меченых нейтронов. По некоторым данным, подобное оборудование уже размещено на крупных вокзалах страны

В каждом регионе и на каждом отдельно взятом транспортном объекте, связанном с крупными пассажироперевозками, выбор досмотрового оборудования производится в зависимости от серьезности угрозы для жизни и здоровья посетителей, а также в рамках жесткого ограничения бюджетных средств. Это связано с отсутствием утвержденной нормативной документации в службах безопасности аэропортов и вокзалов на территории страны. Тем не менее, на отечественном рынке постоянно появляется новое, более совершенное оборудование, позволяющее минимизировать риски для граждан.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2016
Посещений: 4380


  Автор
Максим Жмырко

Максим Жмырко

Исполнительный директор ООО "ИРА-ИНЖИНИРИНГ" ООО Группа компаний "ИРА-ПРОМ"

Всего статей:  1

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций