Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Организация проходных и точек доступа автотранспорта

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Организация проходных и точек доступа автотранспорта

Часто автоматизированные проходные и точки проезда на территорию предприятия, относящиеся к системе контроля и управления доступом (СКУД), одновременно являются неотъемлемым элементом другой системы безопасности – периметральной. Данная статья предназначена прежде всего для потребителей и, возможно, поможет им избежать некоторых распространенных ошибок при решении таких задач
Владимир
Войцеховский
Начальник КБ ООО "ПК "РостЕвроСтрой", к.т.н.
Алексей
Гинце
Директор по связям с общественностью компании "ААМ Системз"

При организации проходных важно учитывать пропускную способность преграждающих устройств. Так, пропускная способность триподов и роторных турникетов равна 20–30 чел/мин., что обеспечивает проход примерно 500 человек в течение 20 мин. Пропускная способность калиток – 10–20 чел/мин. при одиночном проходе и до 60 чел/мин. при групповом.

Преграждающие устройства для проходных

Калитки
Удобны для прохода, имеют невысокую цену. Реже используются в СКУД, чем триподы, по причине невозможности автоматического отсечения потока людей по одному. Их обычно ставят там, где не нужен учет проходящих, а также в качестве эвакуационных или аварийных выходов.

Турникеты-триподы
Самое распространенное преграждающее устройство для проходных. Их преимущества – невысокая цена, строгое отсечение людей по одному, недостаток – неудобный проход между вращающимися штангами, особенно с громоздкими вещами и тележками. Ширина прохода в триподах обычно не может превышать 700 мм.


Турникеты типа "метро"
В том числе маятниковые и калиточные турникеты. Это двухтумбовые турникеты с выдвигающимися навстречу друг другу преграждающими элементами. Большие преимущества – высокая пропускная способность и удобство прохода с сумками и тележками. Недостатки – значительная стоимость и потребность в большой площади.

Оптические турникеты
Не имеют физического барьера в виде жесткого преграждающего элемента, его роль выполняет оптический или инфракрасный луч, при пересечении которого подается сигнал тревоги. Оптические турникеты не подходят, например, для метро и стадионов, но могут быть удобным и эстетичным решением для организаций в комплексе с охраной.

Роторные турникеты
1. Полуростовые (поясные) роторные турникеты обычно имеют элегантный дизайн и хорошо вписываются в интерьер офисов, банков и т.п., но по сравнению с турникетами-триподами имеют более высокую цену и требуют больше места для установки. В качестве эвакуационного выхода использовать роторные турникеты, как и триподы, не разрешается.

2. Роторные полноростовые (полнопрофильные) турникеты могут быть выполнены из крашеной или нержавеющей стали, алюминиевого сплава, металлопластика.


Трехлопастные полноростовые турникеты (имеют угол между лопастями 120 град.) более удобны для прохода, однако между их лопастями могут поместиться два человека. Четырехлопастные турникеты (угол между лопастями 90 град.) менее удобны для прохода (нижние штанги иногда бьют по пяткам), но обеспечивают более строгое отсечение по одному человеку. Есть турникеты, которые объединяют в себе преимущества трехлопастных и четырехлопастных турникетов. Их особенность в том, что в трехлопастном турникете три преграждающие штанги, расположенные на одной высоте от пола на уровне живота или груди, имеют дополнительно сузители прохода, которые превращают широкое пространство между лопастями в узкое, как у четырехлопастного турникета. По количеству проходов бывают однопроходные и двухпроходные турникеты. Двухпроходные турникеты дешевле и занимают меньшую ширину прохода, чем два однопроходных турникета.


Полноростовые турникеты могут иметь облегченное или полное ограждение. Турникеты с облегченным ограждением обычно дешевле, но в случаях образования толпы перед турникетом для их работы требуются дополнительные ограждения-формирователи очереди перед турникетом. Полноростовые турникеты с полным ограждением могут работать в таких случаях самостоятельно.

Большинство производителей полноростовых турникетов по запросу поставляют выполненные в едином стиле с ним ограждения, в том числе с полноростовой калиткой, с калиткой для инвалидов и др.

По условиям эксплуатации полноростовые турникеты бывают комнатного и уличного исполнения. Уличные турникеты должны иметь крышу; у некоторых производителей крыша является частью турникета, у других – ее нужно приобретать или делать дополнительно.

Внешний вид хорошо сохраняют турникеты из нержавеющей стали, а также качественно покрашенные. Хромированные трубы неустойчивы к воздействию влаги и на улице быстро теряют вид. В тяжелых условиях эксплуатации (соляной туман, хлорные и другие реагенты) могут ржаветь даже некоторые нержавеющие стали, например широко распространенная сталь 08Х18Н9 (ее зарубежный аналог — сталь AISI 304). В подобных условиях лучше применять более дорогую, но более устойчивую к коррозии сталь AISI 316.

Шлюзы
При проходе через шлюз человек сначала попадает с помощью идентификатора в закрытое пространство, образованное стенками шлюза, и автоматически запирается там. После досмотра или еще одной идентификации (кодонаборная панель, биометрический считыватель и др.) человек может выйти из шлюза. Пропускная способность шлюза около 10 чел/мин.

Требования пожарной безопасности

При установке турникетов и калиток необходимо учитывать СНИП 21-01–97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" и Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390. Так, ширина эвакуационных выходов должна быть не менее 0,8 м, а в ряде случаев – не менее 1,2 м; двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания; запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания их изнутри без ключа.

Нужно помнить, что "выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, могут рассматриваться как аварийные и предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара". Поэтому при организации проходных можно рекомендовать:

  • установку рядом с турникетами быстро открываемых ограждений "антипаника" или эвакуационных дверей;
  • применение в турникетах быстро открываемых преграждающих элементов (например, штанг "антипаника" в турникетах-триподах в качестве аварийных (но не эвакуационных!) выходов);
  • установку калиток и турникетов, которые перестают блокировать проход при исчезновении питания.

Принимаемые решения следует согласовывать с пожарной инстанцией.

В последнее время большую популярность приобрели турникеты со встроенным техническим и программным обеспечением СКУД (в том числе IP-турникеты, Web-турникеты), которые называют "турникет – автоматическая проходная". Их преимуществами являются простота инсталляции и минимальная стоимость СКУД.

Организация точек доступа автотранспорта

Управление доступом автотранспорта в СКУД является специфической задачей, которая обычно требует узкоспециализированного оборудования. Это касается не только УПУ (устройств преграждающих управляемых), но и средств идентификации (считыватели, карты и метки) и даже технологий идентификации. При этом в большинстве случаев оборудование должно быть интегрировано в общую систему периметральной защиты, поскольку оно, как правило, устанавливается в точках доступа СКУД именно на внешнем периметре.


Средства управления
Для организации процесса управления в специализированных СКУД, обеспечивающих доступ автотранспорта на охраняемые территории, в большинстве случаев могут применяться те же управляющие контроллеры и ПО, что и в классических СКУД для доступа людей. Есть, правда, важные особенности, которые следует учитывать, например, что автомобиль может иметь собственный идентификатор, регистрируемый в СКУД (электронная метка, госномер), который используется контроллером в процессе принятия решения о разрешении проезда. У автомобиля могут быть разные водители, которые сами по себе являются субъектами СКУД и имеют свои персональные идентификаторы, также регистрируемые в системе. Данная особенность является дополнительным ресурсом, который может использоваться контроллером при реализации специфических режимов, скажем, доступ по правилу двух карт, если такая функция в нем предусмотрена. ПО должно позволять регистрировать данные автомобиля и водителя, а также при необходимости интегрироваться с ERP-системой управления предприятием.

Устройства преграждающие управляемые
В соответствии с ГОСТ Р 51241–2008, к данному оборудованию относятся "устройства, обеспечивающие физическое препятствие доступу и оборудованные исполнительными устройствами для управления их состоянием (турникеты, шлюзы, проходные кабины, двери и ворота, оборудованные исполнительными устройствами СКУД, а также другие подобные устройства". Поскольку мы говорим о задаче регулирования доступа автотранспорта, то это могут быть: шлагбаумы, ворота (с электромеханическими или электрогидравлическими приводами), выдвижные столбы-блокираторы – болларды, противотаранные заградительные устройства, подъемные цепи и барьеры.

Заказчику важно понимать, что УПУ для автотранспорта в большинстве случаев является неотъемлемой частью системы защиты периметра и одновременно решает определенные функции СКУД. Уже на этапе проектирования данных систем следует четко формулировать исходные задачи и требуемые алгоритмы работы. Ошибки с выбором устройств управления и считывателей, конечно, неприятны, но в связи с ограниченным перечнем применяемых в СКУД интерфейсов обычно решаются заменой оборудования и дополнительными затратами на монтаж. Ошибки с выбором исполнительных устройств для регулирования проезда автотранспорта могут привести к значительному росту объема инженерно-строительных работ и многократному увеличению сметы.

RFID-считыватели для регистрации автотранспорта

Ключевое достоинство RFID – бесконтактный способ идентификации, при котором не требуется соприкосновения считывателя и идентификатора. Контактные технологии идентификации в системах регистрации автотранспорта распространения не получили, поскольку водителю требуется выйти из машины и подойти к считывателю.

В зависимости от используемого диапазона частот все распространенные RFID-идентификаторы можно разбить на группы:

  • 125 к Гц – Proximity-карты Em-Marine, HID Global;
  • 13,56 МГц – бесконтактные Smart-карты Philips MIFARE, iClass;
  • 433 МГц – радиобрелоки Farpointe Data.
  • 865–930 МГц – карты и метки AWID, Nedap AVI, TagMaster;
  • 2,4–2,5 ГГц – карты и метки Parsec, Nedap AVI, TagMaster.

В большинстве случаев с увеличением частоты растет дальность считывания идентификатора. Для систем идентификации автомобилей необходимое расстояние регистрации по понятным причинам исчисляется метрами. Поэтому в них чаще используют идентификаторы и считыватели диапазонов 865–930 МГц и 2,4–2,5 ГГц.

1. Proximity-считыватели, имеющие самую низкую дальность и низкую степень защищенности, могут сегодня рассматриваться скорее как составная часть системы регистрации и учета перемещений. О безопасности речи не идет, поскольку карты слишком просто подделать. В то же время Proximity-считыватели и карты – самые дешевые.

2. Smart-считыватели имеют не только самую высокую защищенность, невысокую стоимость считывателей и карт, но и, к сожалению, низкую дальность – сопоставимую с Proximity-аналогами. В связи с этим для регистрации транспорта они также не слишком удобны, как и Proximity.

3. Метки для считывателей УВЧ-диапазона 865–930 МГц, как метки Proximity и Smart, не имеют источника питания и соответственно ограничений по сроку службы. Их стоимость немного выше, но вполне приемлемая для большинства потребителей. Сами считыватели UHF обычно по стоимости сопоставимы с наиболее мощными моделями Proximity и Smart.

4. Наиболее дальнобойные считыватели относятся к диапазону 2,4–2,5 ГГц. Карты и метки для них имеют встроенный источник питания и следовательно ограниченный срок службы. Это наиболее эффективное решение задачи регистрации транспорта, но наиболее дорогостоящее.

Считыватели автомобильных номеров
На рынке автомобильных СКУД недавно появились считыватели, включающие в себя все необходимые компоненты системы распознавания номеров: видеокамеру, инфракрасную подсветку и блок обработки данных в одном корпусе. Это законченное аппаратное решение – такой считыватель может быть подключен к любому контроллеру СКУД. Считыватель преобразует распознанные номера транспортных средств в стандартный Wiegand-формат, в котором будут отправляться данные в контроллер СКУД. Получается, что номер автомобиля становится его идентификатором. Безопасность такой системы не слишком высока, зато не нужно никаких отдельных идентификаторов.

Как выбирать транспортные считыватели

При выборе специализированных автотранспортных считывателей СКУД потребителям следует обращать внимание на несколько факторов.

1. Наличие типовых интерфейсов для подключения к контроллерам СКУД. Особенно актуально при интеграции автотранспортной и классической СКУД (учет людей).

2. Выбранные идентификаторы должны быть эффективны и удобны, а также соответствовать вашим требованиям по дистанции чтения, размерам, прочности, климатическим условиям, дизайну и пр.

3. При интеграции транспортной и классической СКУД можно иногда снизить затраты, если использовать RFID-системы двойного назначения или системы с метками, содержащими сразу низко- и высокочастотный идентификаторы от разных производителей.

4. Желательно, чтобы выбранные считыватели были удобны для монтажа и эксплуатации. Вряд ли кому захочется лезть на столб с компьютером в руках, чтобы перепрограммировать считыватель. Будет грустно также, если он выйдет из строя из-за климатических особенностей вашей местности.

5. Следует учитывать, на какой скорости будет осуществляться регистрация автомобильной метки; данный параметр может отличаться у разных производителей в несколько раз.

6. Если требуется система на основе распознавания автомобильных номеров, нужно отдавать себе отчет, что данная технология при всем удобстве не самая защищенная.

Универсальный совет

В заключение можно дать универсальный совет. Прежде чем заказывать СКУД, необходимо четко сформулировать цели – для чего она нужна и как ее планируется использовать. В противном случае можно получить модную и дорогую игрушку, которая с высокой эффективностью выполняет совершенно ненужные функции и решает непонятные задачи.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #6, 2013
Посещений: 9273

  Автор

Войцеховский В. В.

Войцеховский В. В.

Ведущий инженер
ООО ПКФ "РостЕвроСтрой", к.т.н.

Всего статей:  13

  Автор

Гинце А. А.

Гинце А. А.

Директор по связям с общественностью ЗАО "ААМ Системз"

Всего статей:  65

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций