Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Противотаранная защита городской инфраструктуры: новая концепция

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

АНТИТЕРРОР
СИЛОВОЙ КОНТУР

Противотаранная защита городской инфраструктуры: новая концепция

За последние годы в мире резко возросло количество террористических атак, совершаемых с помощью транспортных средств в местах массового скопления людей в крупных городах. Защититься от них традиционными противотаранными устройствами практически невозможно: надо перекрывать слишком большие пространства, резко увеличивая и так плотный трафик, что превратит наши города в осажденные крепости. Чего, собственно, и добиваются террористы…
Геннадий Макаров
Директор по развитию ООО "Роникс"

Если проанализировать террористические атаки подобного типа за последние несколько лет, можно заметить основную тенденцию – все более частое использование высокоманевренных транспортных средств с весом, не превышающим 2,5 т. Они доступны для аренды, способны проникать в центры городских пространств (на большие грузовики почти повсеместно налагаются существенные ограничения) и при намерении водителя нанести вред могут привести к множественным травмам и смертельному исходу. В связи с этим для публичных общественных пространств начала внедряться новая концепция, позволяющая превратить в противотаранные устройства (ПТУ) существующие элементы городской инфраструктуры (фонарные столбы, заграждения, стойки и т.д.) с сохранением их комфортного дизайна.

Прежде чем перейти к описанию этой концепции, разберемся с тем, чем противотаранное устройство отличается от просто заградительного. Возможно, это удивит читателя, но появившиеся повсеместно отдельно стоящие бетонные блоки (зачастую даже украшенные деревянной или иной отделкой) в массе своей не только малополезны для защиты от тарана, но и сами способны стать дополнительным источником угрозы для людей.

Система стандартов на устойчивость к столкновению

В мире физической безопасности одним из самых старых и подробных стандартов устойчивости к столкновению является британский PAS 68, с упоминанием которого наверняка встречались многие из интересовавшихся ПТУ. Первая его версия была разработана в 2005 г., а последняя вышла в 2013 г. Однако PAS 68, как и другие стандарты испытаний на удар, такие как европейский IWA 14 и американский ASTM (ранее DOS), могут вводить в заблуждение, так как само по себе краткое упоминание соответствия им в реальности мало что говорит. Это как про броню сказать, что она соответствует стандарту по пулестойкости, но не отметить, по какому именно классу.

Давайте разберемся в этом вопросе как раз на примере PAS 68 (все остальные стандарты имеют схожую структуру, хотя и с некоторыми отличиями, о чем мы упомянем позже). Устройство, прошедшее все необходимые испытания, получает по нему маркировку следующего вида: V/7,500 (N2)/48/90: 0/0.

Первая буква характеризует метод проведения испытаний:

  • V – натурные испытания с применением транспортного средства;
  • D – испытания путем симуляции столкновения на модели;
  • Р – испытания при помощи "маятника" (прикрепленный к рычагу груз, падающий с определенной высоты).

Вторая цифра показывает вес транспортного средства (ТС) в килограммах, а код в скобках – его тип в соответствии с принятой стандартом классификацией. Третья и четвертая цифра обозначают скорость ТС в километрах в час и угол столкновения в градусах (как правило, это 90 град.), а пятая – глубину его проникновения после столкновения в метрах относительно задней поверхности тестируемого устройства.

Наконец, последняя цифра показывает максимальное расстояние разлета крупных осколков (весом 25 кг и более) в метрах.

Таким образом, приведенная выше маркировка содержит все необходимые подробности для оценки применимости заградительного устройства в том или ином случае.

Более поздний европейский стандарт IWA 14, появившийся в 2014 г., во многом схож с PAS 68, однако имеет два ключевых отличия:

  1. измерение проникновения делается относительно передней поверхности тестируемого устройства;
  2. разлет осколков не измеряется.

ПТУ и бетонные блоки – в чем разница?

Основным элементом любого ПТУ является силовой контур, главное назначение которого – эффективно распределять энергию удара по максимально большой массе. Именно в тонкостях его конструкции заложен секрет успешности того или иного решения.

Для пояснения важности этого элемента вернемся к упомянутым выше отдельно стоящим бетонным блокам (рис. 1). Никакого специального силового контура в них не предусмотрено. Предположим, что они сделаны из цемента сказочной прочности (типа М100000). Вес одного блока длиной около 2 м не превышает 1,5 т. Что произойдет при столкновении с ним машины весом 2,5 т на скорости 60 км/час (около 17 м/с)?


Даже если машина при этом будет полностью разрушена, она успеет проехать вместе с блоком чисто по инерции несколько десятков метров, сметая все на своем пути. Суммируя все вышесказанное, мы можем присвоить этим блокам по результатам гипотетического испытания по стандарту PAS 68 следующий код: D/2,500 (N1G)/60/90: 17/0.

Можно ли считать такой блок ПТУ? Конечно, нет. А ведь в реальности еще и полетят, убивая все живое, куски бетона и самого автомобиля. Получается настоящее таранное устройство из времен осады крепостей!

Для сравнения на рис. 2. представлены реальные противотаранные ворота. Силовым контуром здесь являются стальные балки вместе с опорами и разгрузками по бокам. Толщина металла в отдельных местах достигает 50 мм.


Конечно, это крайний случай сравнения, но представьте просто для контраста: такие ворота останавливают груженый ж/д состав весом 200 т на скорости 20 км/ч и при этом без всякого существенного вреда для себя. Однако силовой контур есть у всех ПТУ, будь то шлагбаум, перила или столб (боллард). Другими словами, нет силового контура – нет и ПТУ.

Как обезопасить городскую инфраструктуру?

При защите критической инфраструктуры с помощью ПТУ больших проблем нет – существует их полный набор, полностью удовлетворяющий потребностям любого реального объекта. Однако что делать с городской средой, особенно в местах перемещения большого количества людей? Стандартные ПТУ – это большие или глубоко вкопанные конструкции, мягко говоря не вполне органично смотрящиеся в городе, да еще и затрудняющие движение пешеходов. Еще пару лет назад не было никакой альтернативы. И только в последние годы появилась и начала активно воплощаться в реальных изделиях новая концепция, решающая данную проблему.

Суть ее состоит в том, чтобы превратить в полноценную противотаранную защиту обычные элементы городской среды: ограничительные столбы, фонари, перила и т.д. Пример реализации этой концепции приведен на рис. 3.


Все элементы инженерной инфраструктуры, показанные на рис. 3, способны отразить столкновение с транспортным средством весом минимум 2,5 т на скорости до 90 км/ч и проникновением его вглубь не более 1 м. Силовой контур в рамках новой концепции формируется за счет соединения подземной части столбов, фонарей и т.д. в единую систему путем специальных стальных переходных соединителей (рис. 4).


Удобство данного решения еще и в том, что необходимая глубина фундамента невелика – не более 150 мм, что позволяет избежать нарушения плотных городских кабельных коммуникаций. Таким образом, описанный подход создает общую линию обороны от потенциальных атак террористов при помощи ТС, не нарушая при этом естественность городской среды.

Защита мест проведения массовых мероприятий

Отдельной задачей является обеспечение противотаранной защиты мест проведения временных массовых мероприятий: ярмарок, фестивалей, сезонных гуляний и т.д. Здесь нужно, чтобы конструкция ПТУ была быстроразворачиваемой, не мешала проходу людей и при этом выглядела органично. Для такого случая недавно также начали внедряться специальные решения (рис. 5).


Как правило, они состоят из отдельных блоков небольшой ширины, которые два человека могут быстро и легко установить на месте. Каждый блок включает в себя мощный складной шип (рис. 6), покрытый защитной серой прочной пластиковой крышкой, и монтируется на поверхности без необходимости сверления, анкерения или иного крепления. Для дополнительного удобства пешеходов предусмотрены специальные пандусы с противоскользящим покрытием. Силовой контур в данном случае создается в рамках концепции, описанной выше, путем соединения всех блоков внутренними стальными трубами в единое целое.


Несмотря на вполне эстетичный вид, такое решение останавливает транспортное средство массой до 2,5 т, движущееся со скоростью до 48 км/ч, а время сборки всей конструкции не превышает 20–30 мин.

Устойчивая тенденция

Лучшим подтверждением того, что новая концепция позволяет создавать на своей основе перспективные решения для противотаранной защиты городов, является тот факт, что постоянно растет число производителей традиционных ПТУ, развивающих свои продуктовые линейки именно в этом направлении. Эта тенденция хорошо прослеживается на всех последних международных мероприятиях, включая выставку Security Essen 2018 в Германии.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2018
Посещений: 2818

  Автор

Геннадий Макаров

Геннадий Макаров

Директор по развитию ООО "Роникс"

Всего статей:  2

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций