Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Регистрация транспорта в СКУД: считыватели для оснащения транспортных точек доступа

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Регистрация транспорта в СКУД: считыватели для оснащения транспортных точек доступа

В последние годы все более актуальной задачей становится регистрация автотранспорта и управление его движением в точках въезда/выезда. В данной статье мы рассмотрим самые распространенные решения на отечественном рынке и оборудование различных классов, ориентированное на разные целевые группы потребителей
Алексей Гинце
Директор по связям с общественностью компании "ААМ Системз"

Обычно требуется не просто внедрить специализированную систему регистрации автотранспорта, но и связать ее с существующей объектовой СКУД. В то же время при всей похожести задачи управление доступом автомобилей и людей имеет ряд существенных отличий. Соответственно, и комплекс оборудования для задач регистрации автотранспорта в СКУД будет иным, чем в "классическом" наборе устройств и ПО, применяемом для доступа персонала.

Для регистрации транспорта теоретически можно использовать те же считыватели, что и для людей, однако следует помнить, что удобство такого решения будет сомнительным. Связано это с малой дистанцией чтения идентификаторов (карт и меток). Я обязан об этом упомянуть, поскольку такие продукты не являются экзотикой, и это имеет под собой в основном чисто финансовую подоплеку – специализированные считыватели обычно дороже.

Считыватели 125 кГц

Proximity-считыватели с частотой 125 кГц не выдерживают никакой критики в контексте защищенности, однако весьма распространены и продолжают занимать значительную долю рынка по количеству продаж. Да простят меня коллеги – в очередной раз упомяну о неразумности их применения на тех объектах, где мы говорим о безопасности и где нам нужна приличная защита идентификатора от копирования.

Часто их применение обусловлено низкой стоимостью и простотой расширения существующей СКУД. Что проще – добавил еще пару считывателей к уже имеющимся, и точка доступа для автомобилей готова. Ставят считыватели на вынесенные (от ворот или шлагбаума) стойки – и готово! Да – будет неудобно, да – безопасность нулевая, зато дешево! Критичный для транспорта параметр – расстояние чтения идентификатора – в таких решениях находится в пределах 2–10 см. Насколько это подходит заказчику – пусть решает сам.

Можно отметить, что для 125 кГц существуют комплекты оборудования с расстоянием чтения до 2,5 м, но их нельзя назвать распространенными и дешевыми. Я имею в виду считыватели MaxiProx компании HID Global в сочетании с Proximity-метками ProxPass II. Метка довольно крупная, активного типа (с источником питания) размером с портсигар – с обычной картой по габаритам несравнима, а о безопасности сказано выше. Из отечественных аналогов еще есть PR-A07 (Parsec) с дальностью примерно метр на картах EM.

Достоинства: недорогие пассивные метки (карты), простой процесс чтения.

Недостатки: низкая защищенность и малая дальность идентификации.

Считыватели 13,56 МГц

Технология Smart-карт, пришедшая на смену Proximity, – на настоящий момент одна из наиболее защищенных и безопасных технологий. Она стала достойной преемницей Proximity. Ко всему прочему, универсальность Smart-карт в контексте областей применения сделала их поистине универсальным инструментом и обеспечила дополнительный потенциал интеграции различных систем безопасности (и не только безопасности). В классических СКУД эта технология – "золотой стандарт", однако для регистрации транспорта этого недостаточно. Самые распространенные в России производители, я думаю, всем известны – это NXP, бывший Philips (карты Mifare), и HID Global (iClass). Еще в этом диапазоне применимы I-Code SLI (ISO-15693, технология Vicinity), дальности до метра, но у нас они распространения не получили.

Достоинства: доступные по стоимости пассивные метки (карты), простой процесс чтения, высокая защищенность, применение в разных областях.

Недостатки: малая дальность идентификации.

Считыватели 433 МГц

Нишевое и достаточно экзотическое решение. Особенностью является не только применяемый частотный диапазон, но и использование в качестве идентификаторов брелока с кнопками. Читатели могут резонно удивиться – а зачем нужны кнопки? Просто активация передачи кода происходит по нажатию кнопки, а не как в пассивных идентификаторах – при попадании метки в поле действия считывателя.


Яркий пример такого решения – считыватель WRR-44 Long Range Receiver и брелок WRT-4 от компании Farpointe Data. Защита от копирования обеспечивается Rolling Code, дополненным собственной технологией производителя. Неудобство – необходимость манипуляций со стороны пользователя (надо нажимать кнопки на брелоке).

Достоинства: максимально высокая дальность среди всех (более 60 м), доступные по цене считыватели.

Недостатки: дорогие идентификаторы (брелоки), необходимость участия человека для инициирования процесса идентификации (надо нажимать кнопки на брелоке), низкая распространенность. Защищенность без специального тестирования оценить сложно, представляется, что она выше, чем у Proximity, но ниже чем у Smart-технологии.

UHF-считыватели 865–868 МГц

Еще лет 8–10 назад выбор систем для идентификации автотранспорта был невысок. Фактически выбирали между считывателями 125 кГц и 2,45 ГГц. Первые неудобны и небезопасны, вторые – довольно дороги. При этом многие потребители осознавали ценность комфортного проезда автомобиля, однако далеко не каждый был готов вкладывать дополнительные средства в удобство и безопасность.

Ситуация изменилась не так давно – с появлением на арене систем идентификации автомобилей на основе UHF-технологии. Для потребителей важной особенностью является то, что UHF обеспечивает дальность чтения до нескольких метров, используя относительно дешевые пассивные метки (без источника питания). В данном сегменте на отечественном рынке можно встретить продукцию компаний TagMaster, HID Global, FEIG ELECTRONIC, Nedap IS.

Некоторые считыватели данного класса стали довольно активно применяться для организации точек доступа в режиме Hands Free (англ. – свободные руки) – для прохода персонала с грузом, тележками и др. Однако дальность считывания 2 м может вполне успешно использоваться для простых задач идентификации легкового автотранспорта, что расширяет диапазон возможного применения таких устройств.

Для наиболее мощных вариантов UHF-считывателей дальность чтения меток может быть 10 и даже 16 м.

Достоинства: высокая дальность идентификации, обилие доступных по цене идентификаторов самых разных форм-факторов (от обычной карты до наклеиваемых стикеров и прочных промышленных меток), неплохая защищенность, простой процесс чтения.

Недостатки: считыватели дороже, чем Proximity и Smart.

Считыватели 2,45 ГГц

Технология дистанционной регистрации транспорта на основе дальнобойных считывателей и карт 2,45 ГГц – одна из наиболее старых и проверенных. Еще 15 лет назад на нашем рынке можно было встретить продукцию компаний TagMaster и NEDAP. Отличительная особенность данных считывателей и идентификаторов – высокая дальность чтения в сочетании с хорошей защищенностью и, к сожалению, высокой стоимостью устройств. В то же время лучшие модели были способны регистрировать автомобильный (и железнодорожный) транспорт на высокой скорости, а метки можно было устанавливать на металл и эксплуатировать в сложных условиях. Кроме зарубежных моделей, есть и отечественный производитель – "Релвест" (Parsec).

Выбор меток довольно большой, но общее условие – активные метки с источником питания, следовательно, имеют ограничение по сроку службы.

Из примечательных особенностей можно отметить интересные и востребованные решения по одновременной идентификации водителя и автомобиля с использованием классических Proximity- или Smart-карт.

Достоинства: высокая дальность идентификации, хорошая защищенность, простой процесс чтения.

Недостатки: высокая стоимость считывателей и карт.

Технологии Bluetooth Smart и Twist & Go

Недавно появилось одно нестандартное решение, которое технически возможно использовать в системах дистанционной регистрации автотранспорта в силу вполне приличной дальности действия Bluetooth.

Новые считыватели iCLASS SE® с функцией Twist & Go компании HID Global обеспечивают поддержку смартфонов с технологиями NFC и Bluetooth, что позволяет использовать новый класс переносных средств идентификации в системах контроля доступа. Активация осуществляется путем поднесения смартфона (как обычной карты) к считывателю или по запатентованной технологии Twist & Go. Для открывания шлагбаума или ворот не потребуется каких-либо усилий – водителю достаточно просто совершить поворот смартфона при приближении к считывателю iCLASS SE® или multiCLASS SE®. Для мобильного доступа могут быть использованы смартфоны на базе платформ iOS и Android, использующие технологии NFC и Bluetooth.

Достоинства: высокая дальность идентификации, высокая защищенность, применение единых считывателей для регистрации людей и транспорта, нет необходимости в отдельном идентификаторе (он находится в смартфоне).

Недостатки: высокая цена смартфона (носителя идентификатора), необходимость манипуляций для активации (поворот смартфона), технология еще слишком "молодая".

Примеры считывателей для дистанционной регистрации автотранспорта

Остановимся на "классике" – 2,45 ГГц и 865 Мгц.

Примеры Proximity- и Smart-считывателей, а также информацию по считывателям 433 МГц и технологии Twist & Go от компании HID Global можно найти в Интернете и в предыдущих выпусках журнала.

Parsec PR-G07.N

В состав системы входят двухканальные считыватели PR-G07 с двумя антеннами и три модификации тагов для различных вариантов применения (дальность идентификации до нескольких десятков метров). Использование в одном считывателе двух каналов с алгоритмами взаимной обработки прочитанных идентификаторов позволяет снизить стоимость одного канала идентификации и получить хорошие результаты при реализации двухстороннего проезда, практически исключив ложную идентификацию во втором канале при сквозном проезде автомобиля.

Дополнительную функциональность считывателям придают датчики автоматики, которые подключаются к считывателю для коррекции алгоритмов проезда. Считыватели также могут использоваться в режиме мониторинга, отслеживая одновременно до 64 объектов на каждый канал. Обработка информации в этом случае производится на ПК, к которому считыватели подключаются по интерфейсу RS-485 (до 30 считывателей на одну линию RS-485) или Ethernet, при этом имеется опция PoE. Считыватель имеет интерфейсы: Wiegand, RS-485, Ethernet, Parsec и может эксплуатироваться в диапазоне температур от -40 до +55 °С. Можно упомянуть возможность работы считывателя в режиме мониторинга, в котором обмен осуществляется по интерфейсу RS-485. Для применения считывателей в таком режиме в составе систем у пользователя имеется специальный набор разработчика (SDK), позволяющий интегрировать считыватели дальней идентификации в конечное решение заказчика. Есть встроенный Web-сервер для настройки считывателя на объекте.


Другой отличительной особенностью PR-G07 является возможность одновременной обработки до 64 тагов на каждый канал с механизмом антиколлизии, обеспечивающим четкую обработку всех тагов, находящихся в текущий момент в поле чтения.

В системе могут использоваться метки двух основных исполнений:

  • брелок, конструктивно совмещенный с меткой формата EM-Marinе (с тем же идентификационным кодом, что используется в радиоканале системы);
  • брелок с кнопкой и герметичный промышленный таг, имеющий батарейку повышенной емкости и работающий в диапазоне температур от -40 °С.

TagMaster

RFID-считыватели LR-3, LR-6, LR-6XL, и LR-6HD (Heavy-Duty) используются прежде всего там, где необходимо обеспечить идентификацию на значительном расстоянии. Это достигается за счет использования частотного диапазона 2,435–2,465 ГГц и применения активных идентификаторов. Индексы 3 и 6 в названии считывателя указывают на типовую дальность чтения идентификатора – 3 и 6 м соответственно. Модификация LR-6HD относится к индустриальному классу и предназначена для решения задач дистанционной регистрации на железнодорожном транспорте, а также в системах учета любого крупного транспорта (автобусы, магистральные тягачи, крупная строительная техника и др.). Дальность чтения наиболее мощного считывателя LR-6XL PassMan – 14 м, он имеет интерфейсы Wie-gand, RS-232, RS-485, Mag-Stripe. Из меток данной компании можно упомянуть MarkTag MeM – бесконтактная радиочастотная метка активного типа, предназначена для систем идентификации автомобильного транспорта в сложных условиях. Mark-Tag MeM слабо чувствительна к положению относительно считывателя за счет применения современных технологий, встроенных в метку антенн.

У компании есть также UHF-считыватели серии XT (XT MINI EU/US, XT-1, XT-3), работающие в частотном диапазоне 865–868МГц.

FEIG Electronic

RFID-считыватели дальней идентификации FEIG Electronic LRU1002 и LRU3000/3500 с успехом применяются в задачах мониторинга, регистрации автомобилей, для организации автоматических пунктов проезда. Считыватели FEIG Electronic могут также применяться и на пунктах взимания платы, это стало возможным благодаря поддержке пассивных меток UCODE DNA от компании NXP, обладающих высоким уровнем защищенности (в 2015 г. компания NXP официально объявила о выпуске новой линейки меток UCODE DNA с криптографией). Помимо вышеуказанных защищенных меток, считыватели FEIG Electronic работают с пассивными метками стандарта EPC Class1 Gen2 ISO 18000-6C. Данный тип меток не требует батареек или других элементов питания, следовательно, метки не требуют дополнительного технического обслуживания, срок их службы практически не ограничен. В ридерах FEIG также реализована защита от клонирования EPC меток. Метки могут быть выполнены в виде тонких наклеек на лобовое стекло, в виде прочных меток для наружного монтажа, а также в виде пластиковых карт, которые выдаются водителю. Доступны метки в виде автомобильных номеров (вопрос применения таких меток решается административно). Дальность обнаружения меток настраивается программно и аппаратно, выбор зависит от условий применения в рамках конкретной инсталляции и составляет от 0,5 до 16 м – такая дальность вполне подходит при решении большинства задач, возникающих при регистрации автомобилей. Если дальность не важна, доступны считыватели малой и средней дальности. Важная отличительная особенность считывателей FEIG Electronic – поддержка нескольких антенн, которые можно разносить от него на некоторое расстояние, тем самым обеспечив контроль въезда/выезда либо нескольких полос. Считыватели могут оценивать уровень ослабления сигнала RFID-метки RSSI и тем самым разграничивать работу антенны в рамках полосы движения.

В большинстве задач считыватели дальней идентификации FEIG Electronic работают под управлением хоста – компьютера, сервера или программируемого логического контроллера, но также могут работать автономно или в паре с контроллером СКУД практически любого производителя, поддерживающего стандартный интерфейс Wiegand. Интеграция считывателей FEIG в информационную систему довольно проста, производитель предоставляет API библиотеки, описание протокола обмена хост–считыватель. Для интеграции доступен широкий выбор коммуникационных интерфейсов: RS232, RS485, Ethernet (TCP/IP), USB, USB-хост для WLAN, Data-clock, Wiegand.

Nedap IS

Cчитыватель TRANSIT Ultimate работает в диапазоне 2,438–2,457 ГГц. Он считывает полупассивные метки, установленные на транспортном средстве, двигающемся со скоростью до 200 км/ч, на дальности до 10 м. К нему может подключаться внешняя антенна. Основные особенности TRANSIT Ultimate – высокий уровень безопасности процесса считывания метки и использование специализированных полупассивных меток, имеющих встроенную современную криптозащиту. При использовании специализированного ключа безопасности обеспечиваются:

  • защита от клонирования метки;
  • защита от попыток подбора кода путем перебора;
  • двусторонняя передача данных между считывателем и меткой.

TRANSIT Ultimate работает по двум каналам: на 2,45 ГГц обеспечивается идентификация автомобиля с меткой, а по каналу 433 МГц – аутентификация самой метки и считывателя в соответствии со стандартом AES (Advanced Encryption Standard). AES, также известный как Rijndael (симметричный алгоритм блочного шифрования) и принятый многими крупнейшими компаниями мира в качестве стандарта шифрования, хорошо проанализирован и широко применяется, как это было с его предшественником DES.

При использовании со считывателем метки Smart-card Booster Ultimate обеспечивается идентификация не только транспортного средства, но и водителя (по вставленной в Booster Smart-карте). Считыватель может перезаписывать информацию в разрешенной области на Smart-карте, что позволяет расширить сферу его применения. Кредиты, офлайн-права доступа или другая информация теперь могут быть динамично скорректированы на Smart-карте при пересечении машиной периметра с установленным TRANSIT Ultimate. Nedap IS предлагает и считыватели, работающие в UHF-диапазоне (uPASS Reach, uPASS Access).

Автор благодарит компании "Релвест" и ISBC за предоставленную информацию.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2016
Посещений: 5851

  Автор

Гинце А. А.

Гинце А. А.

Директор по связям с общественностью ЗАО "ААМ Системз"

Всего статей:  65

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций