В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
– Каковы особенности объектов транспортной инфраструктуры с точки зрения контроля и управления доступом?
– Согласно определению, данному в Федеральном законе от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ: "Объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование". Из данного определения видно, как многообразны объекты, входящие в данный технологический комплекс, и естественно, решения для оборудования каждого объекта транспортной инфраструктуры будут иметь свои отличия. Особенностями данных объектов является то, что многие из них относятся к категории критически важных, протяженных и территориально распределенных. Другая особенность – в течение ограниченного времени необходимо обеспечивать доступ на объект большому количеству персонала, пассажиров и транспорта. На СКУД существенное влияние оказывает и технологический процесс объекта: разделение полномочий доступа для различных категорий людей (сотрудников, посетителей, пассажиров и т.д.).
– Какие требования предъявляют метрополитены к интеграции систем контроля доступа с другими подсистемами безопасности? Какие основные важнейшие задачи решаются созданием таких интегрированных систем безопасности?
– Как показывает практика, до 90% нарушений объектового режима на предприятиях различных отраслей осуществляется через контрольно-пропускные пункты. Причем это происходит как до установки систем контроля, так и после, и виной всему человеческий фактор. Использование сотрудников охраны объекта для временной нейтрализации систем или искажения информации о событиях способствует совершению противоправных действий. Противодействовать угрозам такого порядка способна только интеграция с другими системами безопасности, которые имеют в своем арсенале различные средства обработки событий, защиты информации управления правами доступа. Интеграция с другими системами безопасности позволяет создать единую базу данных лиц и транспорта объекта, обеспечить отслеживание перемещения сотрудников и посетителей по объекту, контроль повторного прохода/проезда, разграничить уровни доступа в различные помещения и установить режимные зоны. Кроме этого, интеграция дает возможность вести учет рабочего времени персонала, комплексный анализ данных по всему объекту, при необходимости просматривать события архива, переводить в электронный формат процессы делопроизводства по выдаче или изъятию пропусков. Для создания интегрированных систем безопасности можно использовать существующие локальные вычислительные сети (ЛВС). Использование ЛВС и применение универсальных решений ЛВС делает возможным обслуживание системы контроля доступа ИТ-специалистами, что приносит определенную экономическую выгоду. В ряде случаев для небольших предприятий использование уже существующей ЛВС позволяет сэкономить на прокладке специальной сети для организации СКУД.
Высокая скорость передачи данных и параллельная работа всех контроллеров способствуют построению очень больших СКУД, объединяющих множество точек доступа в разных помещениях и территориально удаленных объектах метрополитена. Создание интегрированной, а вернее, комплексной системы безопасности (КСБ) в метрополитене являет собой функциональную взаимосвязь всех входящих в нее подсистем как на программном, так и на аппаратном уровнях, а также способность ее наращивания и адаптации к требованиям заказчика и обстановки. КСБ позволяет материализовать среду транспортной безопасности. Понятие "среда безопасности" предполагает системное рассмотрение совокупности всех факторов и технологий, влияющих на безопасность.
КСБ включает в себя следующие основные подсистемы:
Системность отличает среду безопасности от прочих технических систем.
– Как интеграция СКУД с другими подсистемами безопасности позволяет оптимизировать ресурсы, например персонал?
– В современных решениях СКУД возросло значение подключений, а также использование открытых стандартов и протоколов, применение готовых технологий, созданных с учетом потребностей в дополнительных приложениях, анализа операций и их прозрачности, подключение к коммерческим и другим сетям. Так, на одном оборудовании можно решать задачи как контроля доступа, так и повышения эффективности управления предприятием, например автоматизировать процесс составления дисциплинарных отчетов и учета рабочего времени. При предъявлении пропуска при контроле доступа в системе фиксируется время прихода/ухода сотрудника с работы. При помощи специального модуля эти данные автоматически обрабатываются и заносятся в табели учета и дисциплинарные отчеты. Появляется возможность дистанционного контроля дисциплины труда сотрудников. Программное обеспечение может автоматически формировать дисциплинарные отчеты и отправлять их на электронную почту в назначенные сроки. Достаточно настроить время отправки рассылки, указать отчетный период и электронную почту адресата (ответственного лица).
В СКУД реализуется интеграция системы контроля доступа с "1C Предприятие: Зарплата и кадры". Это позволяет формировать табель учета рабочего времени и делать расчет заработной платы в 1С на основе реальных данных об отработанном времени, полученных от системы. При этом вся учетная информация о сотрудниках вводится в 1С, синхронизация данных происходит автоматически.
Интеграция СКУД с другими подсистемами способствует обеспечению безопасности населения на транспорте в соответствии с мероприятиями Комплексной программы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. №1285. Создание в метрополитенах ситуационных центров и интеграция отдельных решений и систем и формирование единого многоуровневого информационного пространства, в том числе взаимосвязанных автоматизированных информационных и аналитических систем, дает возможность уполномоченным Правительством РФ федеральным органам исполнительной власти проводить мероприятия по обеспечению безопасности населения на транспорте, оптимизирует занятость обслуживающего персонала метрополитена. В метрополитенах в настоящее время созданы (Московский, Петербургский) либо создаются ситуационные центры – единые центры принятия решений. Оперативно поступающая и обрабатываемая информация дает возможность контролировать развитие ситуации в целом, быстро и оперативно привлекать экспертов для анализа событий и оперативного принятия решения. Помимо этого, ситуационный центр снабжает информацией руководство метрополитена и технических служб.
– Какие требования метрополитены предъявляют к инженерно-техническим средствам, необходимым для организации СКУД и ИСБ, в современных экономических условиях и при текущем уровне преступности?
– Учитывая, что метрополитен является критически важным объектом транспортной инфраструктуры, в первую очередь инженерно-технические средства и системы контроля управления допуском и комплексной безопасности должны соответствовать требованиям ГОСТ и решать полный спектр задач, соответствующий современным системам по обнаружению и противодействию нарушителю:
Кроме того, руководствуясь принципом объединения самостоятельных (автономных), функционально законченных подсистем, входящих в КСБ и образующих иерархическую многоуровневую распределенную структуру управления, каждая подсистема должна обладать функциональной законченностью.
Целесообразно, чтобы изменения конфигурации СКУД, ее наращивание, совершенствование структуры и поддержание в рабочем состоянии в течение всего срока службы осуществлялось силами обслуживающего персонала объекта, а не организацией-интегратором СКУД. При этом СКУД должна иметь комплектную эксплуатационную документацию как на всю систему, так и на каждое изделие в ее составе.
На уровне каждого устройства системы и структуры системы в целом должна предусматриваться возможность использования альтернативных (резервных) каналов связи и сбалансированного функционального резервирования. При данной реализации любые неисправности локальных и центральных управляющих устройств не должны приводить к отказу всей системы. Кроме того, надежность и живучесть должны обеспечиваться встроенными однотипными средствами локальной и удаленной диагностики для всех устройств, а также унификацией комплекта запасных инструментов и принадлежностей (ЗИП), регламентов технического обслуживания и ремонта, ограничением номенклатуры заменяемых комплектующих изделий.
СКУД должна обеспечивать удобную организацию процедур контроля доступа на объект в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих на объекте, и вместе с тем обеспечивать:
Для обеспечения обмена информацией между подсистемами, устройствами и средствами в СКУД рекомендуется применять как специально разработанную унифицированную номенклатуру протоколов и механизмов взаимодействия между ее компонентами, так и универсальные процедуры обмена информацией. Необходимо учитывать, что изменение механизмов взаимодействия в процессе совершенствования и развития СКУД приведет к существенным финансовым затратам.
Поскольку функциональные потери СКУД при сбоях в сети электропитания могут быть значительными с точки зрения безопасности и технологических особенностей объекта, должно быть организовано надежное резервированное электропитание устройств безопасности.
Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2016
Посещений: 8834
Автор
| |||
В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций