Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

СКУД на нефтеперерабатывающих предприятиях: особенности применения

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

СКУД на нефтеперерабатывающих предприятиях: особенности применения

Создание системы контроля и управления доступом на крупном предприятии, таком как нефтеперерабатывающий завод, задача непростая. Достаточно проанализировать только грузовой и людской потоки, как становится ясным, что без тщательного подбора программного обеспечения и оборудования СКУД эту задачу не решить.


Ю.М. Надеждин

Ведущий специалист департамента мониторинга корпоративных рисков ООО "Объединенная нефтяная группа"

Организация контрольно-пропускного режима на нефтеперерабатывающих предприятиях имеет свои особенности. Согласно Приложению 1 к Федеральному закону РФ от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" НПЗ относятся к категории опасных производственных объектов. Статья 9 данного закона определяет требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта: "Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: ...предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц...". Иными словами, жесткая регламентация пропускного режима - требование закона, а не прихоть владельцев НПЗ. Кроме того, требования промышленной безопасности распространяются и на транспортные средства, прибывающие на территорию нефтеперерабатывающего предприятия. Постановление Правительства РФ от 23.04.94 г. № 372 "О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом" и приказ Минтранса РФ от 06.07.94 г. № 47 "О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом" определяют требования к автотранспорту и дополнительному оборудованию при перевозке опасных грузов. Посколку отгрузка нефтепродуктов осуществляется предприятиями в транспортные средства, следовательно, выполнение этих требований является неотъемлемым условием для разрешения доступа на территорию НПЗ. Так, на территории Московского НПЗ одновременно возможно нахождение в среднем около 10 000 человек (с учетом персонала подрядных организаций) и до 100 единиц транспортных средств, а также до 200 железнодорожных ва-гоноцистерн, осуществляющих перевозку взры-вопожароопасных грузов.


Максимальная автоматизация процедуры допуска

Применяемая СКУД должна не просто обеспечивать открытие пропускных устройств при наличии пропуска, а оценивать наличие фондов отпуска товарной продукции, соответствие документов на получение товарной продукции, выполнение требований промышленной безопасности и только после этого разрешать доступ. Таким образом, при внедрении системы контроля и управления доступом на нефтеперерабатывающем предприятии наряду со стандартным набором имеющихся функций необходимо предусматривать возможности автоматизации процессов запрета доступа людей и автотранспортных средств, в отношении которых ранее были уже выявлены нарушения требований промышленной безопасности, а мер по их устранению принято не было. Это возможно реализовать при наличии в СКУД истории этих нарушений. Иными словами, разрешение на доступ система должна предоставлять только после сверки с базой данных учета нарушений, где по конкретному лицу или транспортному средству будут либо отсутствовать учтенные нарушения, либо присутствовать отметки о снятии нарушений. В свою очередь, при фиксации нарушения в учетной базе данных СКУД должна обеспечивать автоматическую блокировку права доступа нарушителей на территорию предприятия.

Эффективный контроль железнодорожного транспорта через минимизацию человеческого фактора

Требования промышленной безопасности распространяются и на железнодорожный транспорт, осуществляющий перевозку нефтепродуктов. В соответствии с требованиями "Правил коммерческого осмотра поездов и вагонов. Инструкция МПС СССР от 14.07.1981 № ЦМ/3985", "все прибывающие... и отправляемые... вагоны необходимо осматривать на пунктах коммерческого осмотра (ПКО) для выявления и устранения коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов... Если невозможно устранить коммерческие неисправности вагонов, угрожающие безопасности движения и сохранности груза, без отцепки вагонов, то такие вагоны на основании акта общей формы отцепляют от поезда и подают в установленные места для устранения неисправностей".

Таким образом, отгрузка товарной продукции в выбракованные вагоноцистерны производиться не может. С территории предприятия такие цистерны должны уходить только порожними. СКУД при выполнении функций доступа железнодорожных цистерн должна руководствоваться данными о выбраковке конкретных цистерн и отсутствием в них грузов. Только при наличии подтверждения о том, что выпускаемые с территории выбракованные вагоноцистерны порожние, должен последовать управляющий сигнал в систему на разрешение открытия пропускных устройств.

В настоящее время контроль техническими средствами за получением сырья и отгрузкой товарной продукции в железнодорожный транспорт не реализован. Решение о доступе принимает охранник, который практически не располагает необходимой информацией для принятия такого решения. Его действия носят формальный характер. При автоматизации доступа железнодорожного транспорта необходимо, прежде всего, решить вопрос о минимизации влияния человеческого фактора. Следующей задачей является пономерной объективный учет прибывающих и убывающих, а также находящихся на территории завода вагоноцистерн. Но и этой информации недостаточно для принятия решения о доступе. В СКУД необходимо наличие данных о присутствии груза по каждой вагоноцистерне (порожняя или полная) и соответствие этих данных отгрузочным документам. Совпадение означает разрешение на выход, а несовпадение, наоборот, - запрет. При этом охранник не сможет принять самостоятельного решения и открыть ворота или шлагбаум. Схема реализации СКУД на железнодорожном КПП приведена на рис.1.


Экономическая безопасность предприятия - тоже задача СКУД

Другим немаловажным направлением применения СКУД на НПЗ является, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51241-98 "Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний", обеспечение контроля за перемещением товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на/с территории. Не секрет, что нефтепродукты являются высоколиквидной продукцией. Борьба с их хищением - основная задача подразделений безопасности на НПЗ. Возможность бесконтрольного вывоза продукции существенно облегчает задачу преступникам. Следовательно, СКУД должна в полной мере решать задачу "...санкционирования доступа ТМЦЕ" на/с территории. Пример организации СКУД на автомобильном КПП приведен на рис. 2.

В общей системе обеспечения экономической безопасности предприятия СКУД должна способствовать:

  • увеличению прибыльности бизнеса;
  • существенному улучшению показателей защищенности интересов бизнеса;
  • минимизации рисков за счет выявления и пресечения угроз причинения ущерба интересам предприятия на ранней стадии их формирования;
  • максимальному снижению негативного влияния человеческого фактора на производственные процессы и процессы обеспечения безопасности;
  • оказанию положительного влияния на оптимизацию процессов производственно-хозяйственной деятельности предприятия и управление ими.

Все эти задачи вполне решаемы. Работа СКУД в тесной интеграции с системами коммерческой службы позволяет организовать доступ на территорию НПЗ только при наличии фондов отгружаемых нефтепродуктов, контролировать факты присутствия получателей в локальных контролируемых зонах (местах отгрузки), а также соблюдения маршрута движения при перемещении по территории предприятия. Таким образом, особенностями применения СКУД на нефтеперерабатывающих предприятиях являются обеспечение системой требований промышленной безопасности, предъявляемых к опасным производственным объектам, и участие в организации и проведении контроля за получением сырья, а также за отгрузкой товарной продукции. 

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #6, 2009
Посещений: 12399

  Автор

Надеждин Ю. М.

Надеждин Ю. М.

Ведущий специалист ДМКР 000 "Объединенная нефтяная группа"

Всего статей:  7

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций