Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Транспортные проходные. Практические рекомендации

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Транспортные проходныеПрактические рекомендации

В данной статье рассмотрена организация транспортных проходных на объектах, выход из строя которых может повлечь за собой техногенную катастрофу
Павел Черушев
Начальник проектного отдела ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Тенденции угроз

На отрезке периметра линейного объекта существует несколько рубежей охраны, на преодоление которых нарушитель тратит расчетное время, достаточное для реагирования сил безопасности.

В отличие от периметрального заграждения зону транспортного контрольно-пропускного пункта (КПП) возможно преодолеть моментально (имеется в виду прорыв с использованием транспортного средства). Поэтому наиболее уязвимым и ответственным местом в системе безопасности объекта является транспортный шлюз.

Для того чтобы полно отразить проблематику вопроса, предлагается рассмотреть техническое оснащение и работу транспортной проходной на особо важном объекте.

Необходимость повышения защищенности данной категории объектов обусловлена продолжающимся нарастанием террористической угрозы. В наши дни каждая электростанция, топливная база и т.п. представляют собой потенциальную мишень для террористов.

Анализ совершенных терактов в разных странах на объектах различных категорий только подтверждает все вышесказанные положения и показывает, что наибольшую опасность представляет группа из 2–5 человек, имеющая в своем распоряжении автотранспортные средства. Один из распространенных сценариев действия такой группы – внезапный прорыв к объекту через КПП на начиненном взрывчатым веществом автомобиле. Ниже приведены различные методы прорыва через транспортную проходную и соответствующие меры противодействия.

Прорывы

В первую очередь это непосредственный прорыв автотранспорта в охраняемую зону. Чем можно ограничить эти действия потенциального нарушителя? Радикальным противодействием данной угрозе является установка надежного физического препятствия на пути прорыва автотранспорта. Это позволяет предотвратить теракт на стадии замысла либо значительно уменьшить ущерб при совершении подобных акций.

В данном случае под физическими препятствиями имеются в виду противотаранные устройства (ПТУ) в совокупности со средствами, снижающими кинетическую энергию движущегося автомобиля. Условимся, что ворота транспортной проходной не имеют противотаранных качеств и защищают объект только от пеших правонарушителей. Поэтому в случае попытки прорыва основной таранный удар принимает на себя противотаранное устройство. (О видах и особенностях противотаранных устройств подробно написано в статье Г.М. Крайнова "Обзор российского рынка противотаранных устройств", опубликованной в журнале "Системы безопасности" № 4/2012.)

Практика показывает, что система безопасности объекта должна быть готова к таранному удару большегрузным автомобилем (массой до 40 т), который движется со скоростью 80 км/ч. Для уменьшения кинетической энергии таранного удара потребуется принудительно снизить скорость движущегося автомобиля.

Будет тактически правильно, если транспортная проходная расположена таким образом, что подъехать к ней можно единственным способом, – повернув с дороги, ведущей к данному объекту, непосредственно перед самим КПП. Выполняя поворот, водитель просто вынужден будет снизить скорость автомобиля. Если же к транспортной проходной ведет прямой участок дороги, для принудительного снижения скорости автомобиля перед въездом на объект устанавливают искусственные препятствия: бетонные блоки, отбойники, “лежачие полицейские” и т.п. Их параметры и порядок применения регламентированы рядом нормативных документов, в том числе Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458, в котором указаны требования к инженерно-техническим средствам физической защиты главным образом критически важных объектов.

Но даже с учетом принудительного снижения скорости многотонное автотранспортное средство является серьезным испытанием для противотаранной системы.

Не исключена возможность прорыва через соседний досмотровый шлюз в тот момент, когда в нем открывают проезд. Поэтому на границе между шлюзами необходимо устанавливать физические препятствия с противотаранными качествами.

При проектировании транспортной проходной ПТУ располагают как на въезде в досмотровый шлюз, так и перед выездом из него. Второе ПТУ открывают только после окончания процедуры досмотра.

Одним из возможных нарушений может быть прорыв не только через въездной шлюз, но и навстречу выезжающему с объекта автомобилю. И последствия могут быть не менее тяжелыми. Поэтому комплект физических препятствий для выездного шлюза должен быть равноценен оборудованию для въездного. Такое же противотаранное устройство, такие же ворота и т.д.

Человеческий фактор

На транспортной проходной должно быть не менее двух часовых (охранников) на каждый шлюз. Первый, находясь в бронекабине, управляет механизмами шлюза, второй в это время производит досмотр. Все переговоры между ними должны проходить на закрытой частоте и записываться в постоянном режиме.

Кроме того, сотрудники безопасности объекта должны постоянно вести мониторинг действий сил охраны. В этом случае противоправные действия можно предотвратить или своевременно на них среагировать.

При насильственных действиях по отношению к силам охраны правила и порядок действий примерно те же. Находящийся в бронекабине охранник следит за действиями своего напарника и в случае необходимости нажимает кнопку тревожной сигнализации, тем самым вызывая дополнительные силы охраны – группу быстрого реагирования. Безусловно, каждый пост управления транспортной проходной должен быть оборудован средствами тревожной сигнализации.

Основное оборудование транспортной проходной

  • Верхнюю позицию в этом списке занимают противотаранные устройства шлагбаумного типа с шириной проезда от 4,5 до 7 м, гарантированно выдерживающие таранный удар автотранспорта массой 20 т, движущегося со скоростью 40 км/ч. ПТУ должны быть рассчитаны на эксплуатацию в жестких климатических условиях.

Руководству объекта и лицам, отвечающим за его безопасность, необходимо понимать, что при выборе средств противотаранной защиты рассматриваемыми критериями служат не только их рабочий ресурс, стоимость, финансовые и трудовые затраты на монтажные и пусконаладочные работы, расходы на их эксплуатацию, но в первую очередь – эффективность противотаранных средств. Очень важно понимать опасность и масштабы последствий, в случае если выбранные изделия не смогут соответствовать своему назначению.

  • Ворота. Распашные ворота работают, конечно, быстрее откатных, но их применение возможно только при наличии свободного места для полного их открытия. В случае стесненности транспортного проезда рекомендуется применять распашные складные ворота.


Особое внимание необходимо уделить заполнению панелей ворот. Оно должно быть сплошным как минимум на два метра в высоту, что позволяет скрыть от посторонних действия охранников. При этом ворота не должны быть ниже 2,5 м. Верхнюю часть ворот предпочтительнее сделать сетчатого заполнения, для того чтобы можно было использовать телекамеры для просмотра как внешней, так и внутренней территории, прилегающей к транспортной проходной.

  • На третьей позиции стоят физические препятствия комбинированного типа для разделения параллельных шлюзов: сетчатые сварные панели на мощном бетонным блоке. Данные ограждения оборудуют калитками с электромеханическими замками для прохода персонала между шлюзами. И калитки, и замки должны обладать антивандальными свойствами и быть рассчитаны на работу при низких отрицательных температурах.
  • Приводы для ворот и другие устройства и механизмы подбирают также с учетом особенностей российского климата. С большой долей вероятности можно предположить, что гидравлическое оборудование со временем уступит место электромеханическому, как более надежному в зимних условиях.
  • К обязательному оборудованию, безусловно, относятся досмотровая эстакада и навес. На рисунке над транспортной проходной навес только обозначен. Это сделано специально для наглядности схемы транспортной проходной. На самом деле навес просто необходим. В первую очередь зимой, потому что на узком участке закрытой со всех сторон территории очень трудно убирать снег, а снегоуборочная техника там не развернется. Во-вторых, досмотр автотранспорта очень сложно проводить при плохих погодных условиях. В-третьих, для технических средств (видеокамер, досмотровой аппаратуры, системы освещения) навес создает щадящие условия, в результате происходит меньше технических сбоев.

Регулирование движения

Для организации безаварийной и ритмичной работы транспортной проходной необходима разработка системы управления движением, которое обеспечивается светосигнальными устройствами (светофором и т.п.), жестами охранника и четким выполнением определенных правил движения автотранспортного средства при подъезде к объекту и внутри транспортного шлюза.

В случае блокирования или повреждения основного транспортного проезда на территории объекта должен быть предусмотрен запасной выезд для автотранспорта, также оснащенный противотаранным оборудованием.

***

Ключевые функциональные задачи транспортной проходной – пропустить "свой" транспорт и не допустить прорыва автомобиля нарушителя на охраняемый объект. В то же время надо понимать, что противотаранное устройство в случае попытки прорыва придется заменить на новое, что намного проще и менее затратно, чем восстанавливать цеха и дорогостоящее оборудование, ликвидировать техногенные катастрофы. И самое главное, при этом сохранить жизни людей.

Опубликовано: Каталог "СКУД. Антитерроризм"-2014
Посещений: 9266

  Автор

Павел Черушев

Павел Черушев

Заместитель технического директора
ЗАО "РЦеСИС НИКИРЭТ"

Всего статей:  10

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций