В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
На отрезке периметра линейного объекта существует несколько рубежей охраны, на преодоление которых нарушитель тратит расчетное время, достаточное для реагирования сил безопасности.
В отличие от периметрального заграждения зону транспортного контрольно-пропускного пункта (КПП) возможно преодолеть моментально (имеется в виду прорыв с использованием транспортного средства). Поэтому наиболее уязвимым и ответственным местом в системе безопасности объекта является транспортный шлюз.
Для того чтобы полно отразить проблематику вопроса, предлагается рассмотреть техническое оснащение и работу транспортной проходной на особо важном объекте.
Необходимость повышения защищенности данной категории объектов обусловлена продолжающимся нарастанием террористической угрозы. В наши дни каждая электростанция, топливная база и т.п. представляют собой потенциальную мишень для террористов.
Анализ совершенных терактов в разных странах на объектах различных категорий только подтверждает все вышесказанные положения и показывает, что наибольшую опасность представляет группа из 2–5 человек, имеющая в своем распоряжении автотранспортные средства. Один из распространенных сценариев действия такой группы – внезапный прорыв к объекту через КПП на начиненном взрывчатым веществом автомобиле. Ниже приведены различные методы прорыва через транспортную проходную и соответствующие меры противодействия.
В первую очередь это непосредственный прорыв автотранспорта в охраняемую зону. Чем можно ограничить эти действия потенциального нарушителя? Радикальным противодействием данной угрозе является установка надежного физического препятствия на пути прорыва автотранспорта. Это позволяет предотвратить теракт на стадии замысла либо значительно уменьшить ущерб при совершении подобных акций.
В данном случае под физическими препятствиями имеются в виду противотаранные устройства (ПТУ) в совокупности со средствами, снижающими кинетическую энергию движущегося автомобиля. Условимся, что ворота транспортной проходной не имеют противотаранных качеств и защищают объект только от пеших правонарушителей. Поэтому в случае попытки прорыва основной таранный удар принимает на себя противотаранное устройство. (О видах и особенностях противотаранных устройств подробно написано в статье Г.М. Крайнова "Обзор российского рынка противотаранных устройств", опубликованной в журнале "Системы безопасности" № 4/2012.)
Практика показывает, что система безопасности объекта должна быть готова к таранному удару большегрузным автомобилем (массой до 40 т), который движется со скоростью 80 км/ч. Для уменьшения кинетической энергии таранного удара потребуется принудительно снизить скорость движущегося автомобиля.
Будет тактически правильно, если транспортная проходная расположена таким образом, что подъехать к ней можно единственным способом, – повернув с дороги, ведущей к данному объекту, непосредственно перед самим КПП. Выполняя поворот, водитель просто вынужден будет снизить скорость автомобиля. Если же к транспортной проходной ведет прямой участок дороги, для принудительного снижения скорости автомобиля перед въездом на объект устанавливают искусственные препятствия: бетонные блоки, отбойники, “лежачие полицейские” и т.п. Их параметры и порядок применения регламентированы рядом нормативных документов, в том числе Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458, в котором указаны требования к инженерно-техническим средствам физической защиты главным образом критически важных объектов.
Но даже с учетом принудительного снижения скорости многотонное автотранспортное средство является серьезным испытанием для противотаранной системы.
Не исключена возможность прорыва через соседний досмотровый шлюз в тот момент, когда в нем открывают проезд. Поэтому на границе между шлюзами необходимо устанавливать физические препятствия с противотаранными качествами.
При проектировании транспортной проходной ПТУ располагают как на въезде в досмотровый шлюз, так и перед выездом из него. Второе ПТУ открывают только после окончания процедуры досмотра.
Одним из возможных нарушений может быть прорыв не только через въездной шлюз, но и навстречу выезжающему с объекта автомобилю. И последствия могут быть не менее тяжелыми. Поэтому комплект физических препятствий для выездного шлюза должен быть равноценен оборудованию для въездного. Такое же противотаранное устройство, такие же ворота и т.д.
На транспортной проходной должно быть не менее двух часовых (охранников) на каждый шлюз. Первый, находясь в бронекабине, управляет механизмами шлюза, второй в это время производит досмотр. Все переговоры между ними должны проходить на закрытой частоте и записываться в постоянном режиме.
Кроме того, сотрудники безопасности объекта должны постоянно вести мониторинг действий сил охраны. В этом случае противоправные действия можно предотвратить или своевременно на них среагировать.
При насильственных действиях по отношению к силам охраны правила и порядок действий примерно те же. Находящийся в бронекабине охранник следит за действиями своего напарника и в случае необходимости нажимает кнопку тревожной сигнализации, тем самым вызывая дополнительные силы охраны – группу быстрого реагирования. Безусловно, каждый пост управления транспортной проходной должен быть оборудован средствами тревожной сигнализации.
Руководству объекта и лицам, отвечающим за его безопасность, необходимо понимать, что при выборе средств противотаранной защиты рассматриваемыми критериями служат не только их рабочий ресурс, стоимость, финансовые и трудовые затраты на монтажные и пусконаладочные работы, расходы на их эксплуатацию, но в первую очередь – эффективность противотаранных средств. Очень важно понимать опасность и масштабы последствий, в случае если выбранные изделия не смогут соответствовать своему назначению.
Особое внимание необходимо уделить заполнению панелей ворот. Оно должно быть сплошным как минимум на два метра в высоту, что позволяет скрыть от посторонних действия охранников. При этом ворота не должны быть ниже 2,5 м. Верхнюю часть ворот предпочтительнее сделать сетчатого заполнения, для того чтобы можно было использовать телекамеры для просмотра как внешней, так и внутренней территории, прилегающей к транспортной проходной.
Для организации безаварийной и ритмичной работы транспортной проходной необходима разработка системы управления движением, которое обеспечивается светосигнальными устройствами (светофором и т.п.), жестами охранника и четким выполнением определенных правил движения автотранспортного средства при подъезде к объекту и внутри транспортного шлюза.
В случае блокирования или повреждения основного транспортного проезда на территории объекта должен быть предусмотрен запасной выезд для автотранспорта, также оснащенный противотаранным оборудованием.
Ключевые функциональные задачи транспортной проходной – пропустить "свой" транспорт и не допустить прорыва автомобиля нарушителя на охраняемый объект. В то же время надо понимать, что противотаранное устройство в случае попытки прорыва придется заменить на новое, что намного проще и менее затратно, чем восстанавливать цеха и дорогостоящее оборудование, ликвидировать техногенные катастрофы. И самое главное, при этом сохранить жизни людей.
Опубликовано: Каталог "СКУД. Антитерроризм"-2014
Посещений: 9266
Автор
| |||
В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций