Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Противопожарная безопасность учреждения культуры

В рубрику "Внедрение и опыт" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Противопожарная безопасность учреждения культуры

В комплексной системе, обеспечивающей безопасность культурных ценностей, исключительное внимание уделяется пожарной безопасности. Если кража наносит единичный ущерб, то пожар может уничтожить коллекцию целиком и привести к человеческим жертвам. Поэтому защита от пожара является основной технической задачей, которую призваны решать руководители учреждений культуры

Комплексный подход

Реализация комплексного подхода к противопожарной безопасности учреждений культуры зависит от успешного решения задач технического и организационного порядка. Среди них оснащение учреждения культуры:

  • пожарной сигнализацией с ППК соответствующей информационной емкости и пожарными адресными дымовыми извещателями (точечными и линейными);
  • системой автоматического пожарного оповещения и речевой трансляции с возможностью передачи сигнала и сообщения раздельно и поочередно по нескольким зонам;
  • системой автоматического пожаротушения (САП) на основе соответствующего огнетушащего состава;
  • системой пожарной автоматики, обеспечивающей включение системы дымоудаления, подпора воздуха, вентиляции и управления подъемными механизмами;
  • инженерными системами противопожарной защиты, обеспечивающими автоматическое открытие противопожарных дверей эвакуационных выходов;
  • системами резервного питания.

Помимо вышеперечисленного в число важнейших задач входит: подготовка нормативно-распорядительной документации и инструкций; обучение персонала, отвечающего за поддержание противопожарного режима; обучение персонала, отвечающего за поддержание исправного состояния технических средств противопожарной защиты. И, пожалуй, самым важным является своевременное и полноценное финансирование процесса выполнения указанного комплекса работ. Это является особенно важным, так как пожароустойчивость объекта культуры зависит от грамотного освоения полученных финансовых ресурсов, выделенных для комплексного решения проблемы пожарной безопасности.

Оснащение техническими средствами

За свою более чем столетнюю историю ранее Российский Императорский музей, а ныне Государственный исторический музей (ГИМ) ни разу не подвергался капитальному ремонту. В результате здание значительно обветшало, интерьеры морально устарели и, что самое главное, пришли в полную негодность электропроводка и все инженерные коммуникации. Это в полной мере относилось к системе пожарной сигнализации.

В начале 1990-х Государственным пожарным надзором ГИМ было предъявлено вполне категоричное требование - срочная замена существующей физически и морально устаревшей системы противопожарной безопасности на современную. В дальнейшем при разработке проектной документации с привлечением специалистов ВНИИПО, НИЦ "Охрана", Центра по безопасности культурных ценностей Минкультуры России и Моспромстроя требования были значительно повышены. Возникла острая необходимость заменить изотопные и тепловые пожарные извещатели на дымовые адресные или адресно-аналоговые; установить в помещениях фондохранилищ системы автоматического пожаротушения; осуществить монтаж системы инженерной противопожарной защиты. К слову сказать, специалисты действующей в музее военизированной пожарной части (ВПЧ-101) уже тогда неоднократно указывали на то, что без современных технических средств противопожарной защиты невозможно осуществлять оперативный контроль за обстановкой на вверенном им объекте.

Операция "Перемещение"

Работы по проведению капитального ремонта с учетом требований к системам противопожарной безопасности начались после поэтапного вывода музейных коллекций из строительной зоны. Операция по перемещению фондовых коллекций заслуживает отдельного описания, и потому военный термин "операция" здесь вполне уместен. Перемещение свыше 4 млн (!) единиц хранения культурных ценностей без потерь с соблюдением всех ведомственных инструкций во вновь подготовленные места хранения - случай в музейной практике беспрецедентный, заслуживающий особой оценки с точки зрения обобщения полученного опыта и по линии гражданской обороны в части действий персонала в условиях чрезвычайной ситуации.

При помещении коллекций музея на временное хранение был получен практический опыт в части оснащения техническими средствами защиты (в том числе и средствами обеспечения пожарной безопасности) временных фондохранилищ. Примененные здесь технические наработки по практическому внедрению современных технологических решений были использованы в дальнейшем при работах, проводимых в главном здании ГИМ. Так, при техническом оснащении под временное фондохранилище помещений филиала ГИМ "Музей В.И. Ленина" (туда временно помещались отделы "Древнерусская живопись" и "Рукописи и рукописные книги") был проведен выбор будущей архитектуры построения системы автоматического пожаротушения ГИМ, а также подбор подходящих огнетушащих составов, которые впоследствии были использованы в главном здании.

Специфика объекта

После изучения и анализа специфики объекта из-за негативного воздействия на защищаемый материал фондовых коллекций сразу были отвергнуты водяные, аэрозольные, порошковые и пенные системы автоматического пожаротушения (САП). Остались только система тонкораспыленной воды и газовая система. И хотя теоретически перспективность и эффективность была признана за первой, окончательный выбор пал на вторую.

Это произошло по двум причинам: объективной и субъективной. Первая - финансовая: после подсчета всех затрат (включая инсталляцию) газовая система оказалась, как это ни странно, значительно дешевле и соответственно выгоднее. Вторая причина заключалась в том, что хранители наотрез отказались от применения огнетушащего состава на основе, хотя и тонкораспыленной, но воды. И никакие доводы о качественно иных, безопасных характеристиках этого типа огнетушащей системы их не убедили.

Таким образом, при выборе системы пожарной безопасности проявился так называемый консерватизм учреждения культуры (так как это относится не только к музеям). Несмотря на то, что никакого опасного воздействия на персонал (впрочем, как и на защищаемый материал, такой, как бумага, пергамент или холст) тонкораспыленная вода не оказывает, для ГИМ была выбрана САП.

Газовые модули САП были размещены в помещении станции газового пожаротушения в подвальном помещении временного фондохранилища. Система подачи огнетушащего вещества была выполнена в виде трубопровода, проходящего по наружной стене фасада внутреннего здания.

Именно это наглядно продемонстрировало, что централизованная трубная разводка системы газового пожаротушения не самое рациональное решение для здания сложнейшей конфигурации, да еще и являющегося памятником архитектуры. Эта проблема может стать типовой для всех учреждений культуры.

Сердце системы - АРМ

Размещение автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора, несущего круглосуточное дежурство по ГИМ, было выбрано не случайно, а на основании расчетов. Его расположили в центральной части музея таким образом, чтобы к нему имелся прямой доступ -исключался бы проход через хранительскую, экспозиционную или технологическую зону ГИМ.

Сюда кратчайшим путем были сведены шлейфы пожарной сигнализации, петли автоматической системы газового пожаротушения, системы централизованного речевого оповещения о пожаре и системы управления эвакуацией, аппаратура включения пожарной автоматики и запуска систем инженерной противопожарной защиты, антенно-фидерный тракт объектовой радиосети.

Все это с экономической точки зрения если не удешевило исполнение проекта, то, по крайней мере, не привело к его необоснованному удорожанию за счет увеличения кабельных коммуникаций.

Рациональное расположение АРМ позволяет дежурному сотруднику отдела пожарной безопасности Службы безопасности ГИМ с потерей минимального количества времени попасть по магистральным проходам музея к любой точке здания для проверки противопожарной ситуации при поступлении сигнала пожарной тревоги. Отсюда кратчайшая равноудаленная дистанция до въездных ворот, которые открываются при прибытии пожарной техники в соответствии с планом пожаротушения. Непосредственно на АРМ оператора пульта противопожарного мониторинга установлен аппарат прямой связи с Центром управления связи УГПС МЧС России г. Москвы.

Нормативно-распорядительная документация

Нормативно-распорядительная документация является составной частью организационного компонента системы противопожарной безопасности объекта в целом. Ее наличие и содержание позволяет проводить качественную оценку готовности технических средств и персонала учреждения культуры к координированным действиям в штатном режиме и в условиях нештатных ситуаций, выявлять упущения и недоработки, а в определенных случаях устанавливать юридическую ответственность сторон или виновных лиц.

Поэтому к формированию пакета документов, определяющих алгоритм обеспечения пожарной безопасности, следует подходить со всей ответственностью. От этого зависит сохранность культурных ценностей, жизнь и здоровье людей. Требуемый комплект документов - это, как правило:

  • общеобъектовая инструкция;
  • приказ руководителя учреждения культуры о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность на объекте в целом с обязательным требованием о согласовании с ним всех проводимых на объекте работ и подчинении ему по линии пожарной безопасности всех штатных и нештатных сотрудников. Ответственное за пожарную безопасность лицо автоматически является ответственным за работоспособность технических средств (пожарной) безопасности и за организацию деятельности учреждения культуры в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • приказ руководителя учреждения культуры о назначении конкретных лиц, ответственных за пожарную безопасность в конкретных помещениях;
  • инструкция по действию при получении сигнала "Пожар" для дежурного на пульте мониторинга противопожарного состояния объекта;
  • договор с военизированной пожарной частью или приказ о создании в учреждении культуры структурного подразделения, ответственного за организацию и поддержание противопожарного состояния объекта с утвержденным положением, штатным расписанием и должностными инструкциями сотрудников;
  • договор о страховании на случай пожара;
  • комплект поэтажных планов и всех инженерных коммуникаций;
  • план пожаротушения объекта, согласованный с территориальным органом Государственного пожарного надзора;
  • комплект проектно-сдаточной документации по системам технических средств пожарной безопасности;
  • договор на проведение регламентных и ремонтных работ по системам технических средств пожарной безопасности.

Помимо этого необходимо:

  • наличие во всех должностных инструкциях, договорах подряда и аренды отдельного пункта об ответственности за несоблюдение Правил пожарной безопасности;
  • письменная регистрация факта прохождения противопожарного инструктажа всеми лицами, осуществляющими какую-либо деятельность на территории объекта.

Выбор потребителя: отечественное или зарубежное?

Эта проблема пока остается проблемой богатого и бедного. Есть деньги, инсталлируешь самую дорогую, самую надежную и удобную систему всемирно известного производителя. Нет денег, вот тут и начинаешь задумываться: что выбрать?

Руководителям учреждений культуры необходимо помнить, что выбор вообще необходимо осуществлять на тендерной основе после всесторонних консультаций с Центром по безопасности культурных ценностей Минкультуры России. Следует учитывать тот факт, что для установки зарубежной системы требуются не только единичная выплата на первом этапе (покупка, монтаж и пусконаладка), но и значительная финансовая поддержка впоследствии (ежемесячное обслуживание). А выход из строя дорогостоящего импортного оборудования, скажем, из-за нестабильного электроснабжения, может вообще нанести непоправимый ущерб бюджету.

По опыту Государственного исторического музея считаю, что при выборе производителя электронных систем безопасности для использования в государственных учреждениях культуры необходимо исходить прежде всего из размера ежемесячных финансовых средств, которые организация может себе позволить тратить на поддержание работоспособности выбранной системы. Кроме того, не стоит забывать, что отраслевое направление обеспечения безопасности в настоящее время находится на этапе технической и технологической революции. То есть инженерная мысль не статична: год-другой и любая сверхсовременная система устаревает и требует обновления на программном уровне, затем на аппаратном и, в конце концов, на том и на другом одновременно. Естественно, что выбор продукции российской фирмы или фирмы с долевым участием отечественного производителя позволит провести модернизацию системы безопасности с меньшими финансовыми затратами.

М.Е. КОЛЬЦОВ
Заместитель генерального директора по безопасности Государственного исторического музея

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2004
Посещений: 23202


  Автор
Кольцов М. Е.

Кольцов М. Е.

Заместитель генерального директора по безопасности Государственного исторического музея

Всего статей:  1

В рубрику "Внедрение и опыт" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций