Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Состоялась Конференция "Развитие международного сотрудничества и использование глобальных навигационных спутниковых систем в решениях по обеспечению безопасности людей, грузов, транспорта и инфраструктуры" от Ассоциации ГЛОНАСС

Состоялась Конференция "Развитие международного сотрудничества и использование глобальных навигационных спутниковых систем в решениях по обеспечению безопасности людей, грузов, транспорта и инфраструктуры" от Ассоциации ГЛОНАСС


27.02.2015

12 февраля 2015 года в Москве на территории МВЦ "Крокус Экспо" в рамках XX Международного форума "Технологии безопасности" состоялась Конференция "Развитие международного сотрудничества и использование глобальных навигационных спутниковых систем в решениях по обеспечению безопасности людей, грузов, транспорта и инфраструктуры".

Организатором конференции выступила Некоммерческая организация "Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум" при экспертной поддержке Межотраслевого журнала о навигационных технологиях "Вестник ГЛОНАСС" и информационной поддержке Научно-технического Центра современных навигационных технологий "НТЦ Интернавигация", журнала "Глобус" и Информационного Агентства Связи. Конференция прошла под патронажем Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и поддержке Федерального космического агентства.

Конференцию докладом "О статусе и использовании системы ГЛОНАСС в решении задач по обеспечению безопасности транспортного комплекса" открыл исполнительный директор Ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум" Владимир Климов. Он доложил присутствующим о текущем состоянии орбитальной группировки и наземной инфраструктуры системы ГЛОНАСС, о планах по улучшению характеристик системы. Так, по его словам, комплекс перспективных работ будет затрагивать как модернизацию самих космических аппаратов, так обеспечивающую и управляющую инфраструктуры.

В части международного сотрудничества, В.Климов рассказал о том, что сейчас разрабатываются стандарты открытых услуг GPS, ГЛОНАСС и Galileo. "Они будут утверждены правительственными органами и будут гарантировать определенный минимум услуг, которые будут предоставлять провайдеры этих глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС)", - сказал выступающий. В то же время, учитывая внешнеполитическую ситуацию в мире, отметил глава Ассоциации, первостепенное значение в международном сотрудничестве должно уделяться развитию взаимоотношений со странами БРИКС и членами Евразийского экономического союза - Белоруссией, Казахстаном и Арменией.

Упомянул глава Ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум" и о новых направлениях применения навигационных технологий, в частности, для мониторинга инфраструктуры с помощью навигационных датчиков, синхронизации городских светофоров. В.Климов рассказал, что в настоящее время обсуждается вопрос об организации автоматической передачи информации о местонахождении воздушного  судна через различные каналы связи авиационным диспетчерам. "Эта задача будет решена и уже в ближайшее время мы будем иметь систему контроля за воздушными судами, чтобы в случае авиакатастрофы иметь точную информацию о месте падения самолета", - отметил В.Климов.

Вслед за ним на трибуну вышел начальник аппарата главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей Алексей Муравьев, который рассказал о деятельности аппарата, в том числе международной – участии в работе международного комитета по ГНСС при ООН и подкомитета по взаимодополняемости и совместимости. Он напомнил, что сейчас в состав совета конструкторов навигационной аппаратуры потребителей входит порядка 60 организаций.

Основная тема выступления А.Муравьева была посвящена применению мультисистемного оборудования. Актуальность данной темы докладчик обосновал количественным ростом ГНСС. В ходе доклада он представил проблемы, возникающие при использовании односистемного оборудования: зависимость от оператора глобальной навигационной спутниковой системы, подверженность влиянию преднаменных и непреднамеренных помех, ограничение при работе в труднодоступных районах, невозможность обеспечения необходимого уровня точности. Одной из мер решения данных проблем является использование мультисистемного оборудования, отметил выступающий.

О применении навигационных технологий в конкретных устройствах в ходе доклада "Интеграция систем спутниковой навигации и техографического контроля, новое качество в решении систем безопасности" рассказал советник генерального директора КБ "НАВИС" Александр Пилипович. Согласно представленным им данным, за последние 10 лет в странах ЕС количество ДТП с участием грузового и пассажирского транспорта, оснащенного тахографами, снизилось на 22%, а ДТП со смертельным исходом на 55%. "Эти цифры сами за себя говорят о действенности данной системы", - указал он.

В этом направлении КБ "НАВИС" разрабатывает решение для повышения эффективности системы тахографического контроля. Новая система "НАВИСа" позволяет автоматически формировать свод нарушений водителем времени труда и отдыха. Второй подсистемой является подсистема контроля графиков сменности водителей на линии. Третья подсистема - возможность совмещения с базами Агентства автомобильного транспорта и центрами обработки информации контролирующих органов.

Тему внедрения ГЛОНАСС-технологий продолжил вице-президент Некоммерческого партнерства "ГЛОНАСС" Евгений Белянко. В начале выступления он напомнил о высказывании А.Муравьева, что в случае создания на околоземной орбите группировки из 60 навигационных спутников, дальнейший количественный рост группировки будет давать не заметное для конечного потребителя увеличение точности навигационного решения. "Таким образом, на четыре системы GPS, ГЛОНАСС, Galileo и BeiDou существует только три стула. Одна из них будет лишней. Победит тот, кто обеспечит себе максимальную нишу, максимальное количество потребителей, максимальную мощность экосистемы", - отметил Е.Белянко.

Драйвером, который может вытянуть ГЛОНАСС на мировой рынок, закрепив за российской системой одно из лидирующих мест, может стать системы экстренного реагирования при авариях на дорогах "ЭРА-ГЛОНАСС", заявил специалист. Он напомнил, что в то время, как система "ЭРА-ГЛОНАСС" с 1 января 2015 года введена в промышленную эксплуатацию, создание европейского аналога eCall находится только в планах. "По факту, сейчас в России создана единственная в мире полноценная система безопасности на транспорте, которая покрывает всю страну. Расчетная емкость всей системы 50 млн автомобилей", - сообщал докладчик.

Одним из конкретных проектов в этом направлении между Москвой и Пекином Е.Белянко назвал планы создания в Китае аналога российской системы "ЭРА-ГЛОНАСС". По его словам, базовая услуга для водителя, направляющегося из Европы в Китай или обратным маршрутом, будет единой - в случае ДТП он сможет получить помощь от экстренных служб. При этом вызов будет проводиться автоматически с помощью специального терминала.

Тематику "ЭРА-ГЛОНАСС" продолжил следующий выступающий - начальник отделения ФГУП "СНПО "Элерон" Алексей Руднев. Он доложил о состоянии дел в области транспортировки ядерных материалов госкорпорации "Росатом" в ходе выступления на тему: "Автоматическая система мониторинга перевозок грузов и вопросы ее интеграции с системами федерального уровня". По его словам, транспортирование – это одна из наиболее уязвимых цепочек при использовании ядерных материалов. В соответствии с федеральным законом о госкорпорации, "Ростатом" наделен полномочиями по мониторингу передвижения спецгрузов и обеспечения охраны ядерных материалов. Эти задачи обеспечивает специально созданная в госкорпорации Автоматизированная система безопасности транспортировки радиоактивных материалов, которая, в том числе, использует технологии ГЛОНАСС. "Наша система АСБТ отличается о системы "ЭРА-ГЛОНАСС" тем, что реагирование в нашем случае могут осуществлять только аварийные службы "Росатома". И они уже определяют необходимость и порядок оповещения экстренных служб, поскольку местоположение транспорта, который перевозит ядерные материалы, является информацией как минимум с грифом "для служебного пользования", а маршрут его передвижения – секретной информацией", - заявил А.Руднев.

Начальник отдела ФГУП "ВНИИФТРИ" Антон Каверин представил в ходе конференции доклад "Обеспечение единства измерений бортового оборудования ГЛОНАСС колесных транспортных средств". По его словам, в соответствии с действующей в России нормативно-правовой базой, тахографы и аппаратура системы "ЭРА-ГЛОНАСС" причисляются к средствам измерения. Из-за этого возникает ряд трудностей, поскольку такие средства должны проходить обязательную первичную и периодическую поверку. "Чтобы результаты измерений признавались в суде, а так же при следственных действиях, аппаратура должна быть признана средством измерения", - отметил представитель ВНИИФТРИ.

После того, как устройству присвоен тип средства измерения, встает вопрос о первичной поверке. "Наши предложения очень просты: если устройство уже встроено в транспортное средство, то его первичная поверка может проходит на территории предприятия-изготовителя, либо специалистами аккредитованного лица. Периодическая поверка, по его словам, должна проходить либо на территории пунктов техосмотра, где для этого необходимо создать аккредитованные лаборатории, либо специалист аккредитованного лица должен выезжать в техцентры и проводить проверку. Производители аппаратуры должны принять меры по повышению надежности, чтобы увеличить интервал между первичной и плановой поверкой до 10 лет. Это практически снимает вопрос с периодическими поверками для большинства автомобилистов", - отметил представитель ВНИИФТРИ.

Дискуссию в зале вызвало выступление директора ООО "3Д спутниковая навигация" Сергея Дорошенко, который сделал доклад на тему: "Современные гражданские технологии ГЛОНАСС/GPS – реальная угроза транспортной безопасности". "Появились беспилотные летательные аппараты, которые используют ГЛОНАСС/GPS-оборудование. И сразу возникает вопрос, почему бы на беспилотник не накрутить какое-нибудь взрывное устройство. На сегодня сформировалась опаснейшая триада для гражданских технологий: цифровая карта с указанием стационарных целей, приемник ГЛОНАСС/GPS, который может обеспечить дециметровые точности в реальном времени, а также сами летательные аппараты, которые могут доставить груз в заданную точку в автоматическом режиме", - сказал он.

Проблему потенциальной опасности поддержал А.Муравьев. "Вы подняли действительно злободневную тему. На днях мы в Ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум" обсуждали развитие нормативно-правовой базы в этом направлении", - сказал он. Если первая контрольно-корректирующая станция в России вводилась в строй распоряжением правительства, заявил А.Муравьев, то сейчас только в Новосибирской области расставлено более 30 контрольно-корректирующих станций иностранного производства. "Я не говорю, что это плохо, мы их используем для построения системы высокоточного земледелия, но эта проблема требует нормативно-правового регулирования", - отметил он.

"Я согласен с коллегами, что этой проблемой у нас занимаются, и здесь единственное, что можно порекомендовать, чтобы мнения специалистов доводить до органов, занимающихся нормативно-законодательным характером", - подвел итог дискуссии В.Климов.

После этого состоялось выступление профессора кафедры прикладной геодезии МИИГАиК Евгения Клюшина, который рассказал о точности вычисления координат. Он привел ряд формул, которые продемонстрировали необходимость дальнейших теоретических исследований в области вычислений координат в системе движущейся Земли и движущегося спутника. "Любая формула, которая должна использоваться для работы, должна начинаться с вывода, а он должен начинаться с закона физики. У использующихся сейчас формул нет законов физики, на которые они опираются, а значит, они получены эмпирическим путем, т.е. путем наблюдения", - отметил специалист. "Нужны строгие теоретические исследования и тогда у нас повысится точность обработки данных", - подчеркнул Е.Клюшин.

Вслед за ним о реализации в Московской области Региональной навигационно-информационной системы нового поколения рассказал генеральный директор ООО "Геолайф Эшелон" Анатолий Курманов. При создании новой платформы представители компании закладывали следующие задачи: максимальное использование и интеграцию уже работающих в различных отраслях программных и аппаратных комплексов, работающих на базе ГЛОНАСС; использование принципа мультиагентности, т.е. системы, которая может быть дополнена и модифицирована без переписывания значительной части программы; максимальной экономии бюджетных и внебюджетных средств, рассказал он. "Наблюдается безусловная экономия бюджетных и внебюджетных средств в связи с тем, что отсутствует необходимость технического перевооружения ранее оборудованных транспортных средств навигационными блоками разных поколений и различных производителей", - отметил А.Курманов.

С докладом "Использование ГЛОНАСС-технологий в целях развития транспортной системы регионов" выступила доцент кафедры региональной экономики и географии экономического факультета РУДН Татьяна Крейденко. По ее словам, одной из проблем, мешающих реализации государственных проектов по внедрению ГЛОНАСС в регионах, является размывание ответственности между различными ведомствами исполнительной власти, как на уровне государства, так и отдельных регионов.

Изначально, указала Т.Крейденко, за внедрение аппаратуры ГЛОНАСС на транспорте отвечали департаменты транспорта при правительстве региона. На сегодняшний день, ответственность распределена по разным департаментам в зависимости от региона, а также между департаментами внутри одного региона. Многие из самостоятельных проектов по внедрению ГЛОНАСС, вошли в состав более крупных проектов, потеряв приоритет. Еще одной проблемой специалист выделила отсутствие единой государственной базы данных, в которую вносилась бы информация о деятельности в этом направлении всех регионов. До прошлого года подобную информацию собирало Минрегионразвития, которое было ликвидировано. Органа, собирающего и систематизирующего данные, на сегодняшний день не оказалось. Она предложила следующие варианты решения проблем: согласованность действий различных органов власти; создание ответственного за внедрение ГЛОНАСС-технологий федерального органа; переход от спущенных из центра региональных программ, к использованию более свободных для действий регионов "дорожных карт".

По итогам конференции, участники приняли резолюцию.

Всего  в конференции приняли участие более 200 гостей от различных организаций и предприятий разработчиков навигационного оборудования, транспортной инфраструктуры, нефтяной отрасли, торговли, банковского сообщества, операторов связи и другие.

Конференция транслировалась в сети интернет и доступна для просмотра всем желающим, вместе с презентациями и тезисами спикеров конференции http://aggf.ru/conference/120215.php .