Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Реформа системы мешает пожарным

Реформа системы мешает пожарным


15.08.2006

Арендаторы остались один на один со стихией

СПб. Лесные пожары угрожают уже не только материальными потерями, но и человеческими жертвами. Огонь едва не накрыл коттеджи на островах в Выборгском заливе.

Масштабные пожары случались и в прошлые годы, но непосредственно к человеческому жилью их не подпускали. Нынешним летом с огнем бороться оказалось просто некому. Согласно изменениям в Лесном кодексе РФ, с 1 января 2005 г. полномочия по тушению лесных пожаров были переданы субъектам Федерации, при этом финансирование связанных с этим расходов должно осуществляться субъектами за счет субвенций из федерального бюджета. Однако в 2006 г. начальник Управления охраны и защиты лесов Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Альберт Каспаров заявил, что агентство "не намерено компенсировать средства на тушение пожаров, которые пришли с сельхозземель и которые возникли по причине поджогов населением и от владельцев автомобильных, железных дорог, линий электропередачи". В непосредственном ведении агентства остались лишь профилактические работы по предотвращению пожароопасных ситуаций. В лесах, подведомственных Рослесхозу, защиту от огня должны обеспечивать арендаторы лесных массивов.

Но главная проблема в другом. Статистика показывает, что большая часть пожаров возникает не на лесных делянках, а в местах отдыха населения: вдоль железных и автомобильных дорог, на территориях сбора дикорастущих ягод и грибов, в местах охоты и рыбалки. Охранять эти участки от пожаров должна Федеральная лесная охрана, находящаяся в подчинении Росприроднадзора.

Однако, по словам Вероники Тарбаевой, заместителя руководителя Росприроднадзора по Ленобласти, такие функции переданы лесной охране лишь на бумаге. "Согласно приказу мы имеем 1200 единиц штата. На деле Ленинградскую область обслуживают всего два инспектора, которые практически не выходят из леса. Остается рассчитывать на помощь лесничих и сознательность арендаторов леса", - подчеркнула она.

Опыт показывает, что не все организации готовы тратить силы на защиту лесного фонда. В ЗАО "НИЦ Экодревпром" считают, что арендатор не несет обязанностей по охране лесов от пожара. На него накладываются обременения лишь в пределах арендуемого участка или территории. Это превентивные меры - не захламлять территорию, вовремя вывозить мусор, ликвидировать сухостой. В целом же, как полагают представители компании, охрана лесов - забота природоохранных организаций.

Как уточнили в Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленобласти, существуют специальные планы противопожарных мероприятий, которые арендаторы согласуют со своими лесхозами. В этих документах обозначаются условия совместной борьбы с пожарами, для чего землепользователи должны выделять силы и технику.

"Сложилась ситуация, в которой кроме самих арендаторов охранять леса больше некому, - полагает Алексей Ярошенко, координатор лесной программы Гринпис России. - Постановление правительства, согласно которому 60 тыс. работников перейдут в службу лесной охраны, должно было быть подписано еще в мае. Однако этого не случилось и раньше сентября точно не произойдет. Что будет дальше - пока неизвестно".

Альберт Каспаров, начальник управления и защиты лесов Рослесхоза, указал, тушение каких пожаров будет оплачиваться из федерального бюджета.

Кстати

Как показала прошлогодняя проверка, только половина из арендаторов леса имеет специализированную технику, не у всех имеются планы противопожарных мероприятий.

Источник: Рослесхоз

http://les.mnr.gov.ru