В рамках заключенного с ОАО "ОПТИМА" контракта было разработано соответствующее программно-техническое решение для АПП и осуществлена установка оборудования Системы на 22 объектах таможенной инфраструктуры. После выполнения работ по контракту по результатам открытого конкурса ОАО "ОПТИМА" был присужден контракт на оборудование еще 39 пунктов пропуска.
Особенностью проекта стала география его реализации. Работы велись одновременно вдоль всей границы Российской Федерации - от Мурманской области до Приморского края, внедрить Систему предстояло на объектах Дальневосточного, Приволжского, Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Центрального и Южного таможенных управлений.
На выполнение проекта были отведены предельно сжатые сроки: соответственно семь месяцев для первого контракта и шесть месяцев - для второго. В этот период требовалось "поднять" огромный объем работ от поставки оборудования, с чем возникли неожиданные трудности из-за состояния дорог на подъезде к некоторым объектам, до настройки программного обеспечения и Системы в целом, подготовки инструкций по эксплуатации Системы для должностных лиц таможенных органов.
О техническом решении
В результате обследования объектов таможенной инфраструктуры, изучения особенностей работы на пунктах пропуска, проектной командой ОАО "ОПТИМА" разработано типовое техническое решение для АПП, перечень оборудования и программного обеспечения.
В соответствии с техническим проектом на каждом пропускном пункте было установлено следующее оборудование:
В качестве программной основы решения специалистами ОАО "ОПТИМА" было выбрано программное обеспечение ISS:
Данное решение позволило реализовать в созданной Системе все требуемые Заказчиком функциональные возможности, а именно:
При разработке Системы, соответствующей всем требованиям Заказчика потребовалось решить целый ряд частных задач.
Первоочередной задачей была интеграция системы "Авто-Инспектор" и электронной карты учета результатов всех видов государственного контроля на АПП картотечной подсистемы "OPTIMA-WorkFlow", которая была разработана специалистами ОАО "ОПТИМА". В результате был реализован экспорт данных, получаемых средствами системы "Авто-Инспектор" (регистрационный номер автомобиля, дата, время, направление проезда), в электронную карту. Таким образом, сотрудники таможенных органов в автоматическом режиме могут получать необходимые сведения о регистрации каждого пересекающего государственную границу автотранспортного средства.
Создание Системы для максимально корректной и удобной организации процесса регистрации транспортного потока на АПП стало результатом тесного взаимодействия структурных подразделений ОАО "ОПТИМА", работающих в области обеспечения комплексной безопасности объектов, защиты информации и разработки прикладного программного обеспечения.
Теперь процесс пересечения пунктов пропуска, оснащенных Системой считывания и распознавания и распознавания номерных знаков автотранспортных средств, выглядит следующим образом. В момент подъезда грузового транспорта к пункту пропуска видеокамера фиксирует его передний регистрационный знак. Полученные данные автоматически заносятся в электронную карточку. После прохождения автомобиля следующая видеокамера "считывает" задний номерной знак, информация также поступает в базу данных Системы. Затем транспортное средство подлежит взвешиванию: на Весовой идентифицируется его номер, результат взвешивания также экспортируется в электронную карту. Аналогичная схема повторяется при выезде: фиксируются передний и задний номера, дата и время въезда / выезда, электронная карта автоматически заполняется. Одновременно сохраняется видеофрагмент или стоп-кадр с изображением транспортного средства.
Об организации процесса
При реализации проектов подобного уровня и сложности важна не только техническая сторона, правильный выбор программного обеспечения и оборудования, но и "человеческий" аспект: грамотное планирование работ, налаживание взаимодействия между исполнителями проекта, управление большим коллективом.
Выполнить все условия контракта стало во многом возможным благодаря слаженной работе проектной команды. Среди главных стратегических задач, решенных её силами, можно перечислить:
В целом результаты работ, выполненных в рамках данных проектов, продемонстрировали высокую квалификацию и ответственность всех участников проекта.
После ввода в эксплуатацию Система непрерывно совершенствуется. В начале 2009 года выпущены обновления программного обеспечения. В рамках выполнения гарантийных обязательств (два года после ввода Системы в эксплуатацию) сотрудниками ОАО "ОПТИМА" проводятся профилактические работы по проверке работоспособности оборудования и программного обеспечения Системы, инсталляция и настройка обновлений программного обеспечения, дополнительная подготовка должностных лиц таможенных органов порядку и правилам эксплуатации оборудования и программного обеспечения Системы. По вопросам эксплуатации Системы оказывается всесторонняя техническая поддержка.