Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

ФТС России – масштабное внедрение Системы считывания номеров

ФТС России – масштабное внедрение Системы считывания номеров


06.04.2009

ФТС России – масштабное внедрение Системы считывания номеров

В ноябре 2007 года Федеральная таможенная служба (ФТС России) приступила к реализации проекта на поставку и ввод в эксплуатацию системы считывания и распознавания номерных знаков автотранспортных средств (далее - Система). Система, устанавливаемая на автомобильных пунктах пропуска (АПП), предназначена для автоматизации процесса регистрации транспортных средств, пересекающих контролируемую зону, информирования о времени пребывания транспортного средства на территории АПП, ведения базы данных о транспортных средствах, проследовавших через контролируемую территорию.

В рамках заключенного с ОАО "ОПТИМА" контракта было разработано соответствующее программно-техническое решение для АПП и осуществлена установка оборудования Системы на 22 объектах таможенной инфраструктуры. После выполнения работ по контракту по результатам открытого конкурса ОАО "ОПТИМА" был присужден контракт на оборудование еще 39 пунктов пропуска.

Особенностью проекта стала география его реализации. Работы велись одновременно вдоль всей границы Российской Федерации - от Мурманской области до Приморского края, внедрить Систему предстояло на объектах Дальневосточного, Приволжского, Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Центрального и Южного таможенных управлений.

На выполнение проекта были отведены предельно сжатые сроки: соответственно семь месяцев для первого контракта и шесть месяцев - для второго. В этот период требовалось "поднять" огромный объем работ от поставки оборудования, с чем возникли неожиданные трудности из-за состояния дорог на подъезде к некоторым объектам, до настройки программного обеспечения и Системы в целом, подготовки инструкций по эксплуатации Системы для должностных лиц таможенных органов.

О техническом решении

В результате обследования объектов таможенной инфраструктуры, изучения особенностей работы на пунктах пропуска, проектной командой ОАО "ОПТИМА" разработано типовое техническое решение для АПП, перечень оборудования и программного обеспечения.

В соответствии с техническим проектом на каждом пропускном пункте было установлено следующее оборудование:

  • до 12-ти видеокамер, с помощью которых "перекрываются" полосы движения транспорта, рубеж прохождения контроля;
  • сервер для хранения данных;
  • четыре рабочие станции для операторов;
  • оборудование передачи данных;
  • вспомогательное и другое оборудование (более тридцати наименований).

В качестве программной основы решения специалистами ОАО "ОПТИМА" было выбрано программное обеспечение ISS:

  • платформа SecurOS (программное ядро решения);
  • программное обеспечение видеоподсистемы SecurOS;
  • программное обеспечение системы "Авто-Инспектор" (до 12-ти каналов распознавания автомобильных номеров);
  • специализированный модуль распознавания автомобильных номеров иностранных государств;
  • специализированный модуль экспорта информации во внешнюю базу данных;
  • специализированный модуль открытой интеграции;
  • программное обеспечение удаленных рабочих мест администрирования;
  • электронная карта учета результатов всех видов государственного контроля на АПП картотечной подсистемы "OPTIMA-WorkFlow".

Данное решение позволило реализовать в созданной Системе все требуемые Заказчиком функциональные возможности, а именно:

  • автоматическую регистрацию номера грузового транспортного средства в любых погодно-климатических условиях, в любое время суток с высокой вероятностью правильного распознавания;
  • автоматический учет времени и даты въезда/выезда грузового транспортного средства на/с территорию АПП;
  • идентификацию грузовых транспортных средств;
  • регистрацию факта прибытия грузовых транспортных средств на АПП;
  • формирование электронной карты по результатам всех видов государственного контроля на пропускном пункте;
  • интеграцию с весовым оборудованием, установленным на постах (весовое оборудование производства фирмы "Тензо-М").

При разработке Системы, соответствующей всем требованиям Заказчика потребовалось решить целый ряд частных задач.

Первоочередной задачей была интеграция системы "Авто-Инспектор" и электронной карты учета результатов всех видов государственного контроля на АПП картотечной подсистемы "OPTIMA-WorkFlow", которая была разработана специалистами ОАО "ОПТИМА". В результате был реализован экспорт данных, получаемых средствами системы "Авто-Инспектор" (регистрационный номер автомобиля, дата, время, направление проезда), в электронную карту. Таким образом, сотрудники таможенных органов в автоматическом режиме могут получать необходимые сведения о регистрации каждого пересекающего государственную границу автотранспортного средства.

Создание Системы для максимально корректной и удобной организации процесса регистрации транспортного потока на АПП стало результатом тесного взаимодействия структурных подразделений ОАО "ОПТИМА", работающих в области обеспечения комплексной безопасности объектов, защиты информации и разработки прикладного программного обеспечения.

Теперь процесс пересечения пунктов пропуска, оснащенных Системой считывания и распознавания и распознавания номерных знаков автотранспортных средств, выглядит следующим образом. В момент подъезда грузового транспорта к пункту пропуска видеокамера фиксирует его передний регистрационный знак. Полученные данные автоматически заносятся в электронную карточку. После прохождения автомобиля следующая видеокамера "считывает" задний номерной знак, информация также поступает в базу данных Системы. Затем транспортное средство подлежит взвешиванию: на Весовой идентифицируется его номер, результат взвешивания также экспортируется в электронную карту. Аналогичная схема повторяется при выезде: фиксируются передний и задний номера, дата и время въезда / выезда, электронная карта автоматически заполняется. Одновременно сохраняется видеофрагмент или стоп-кадр с изображением транспортного средства.

Об организации процесса

При реализации проектов подобного уровня и сложности важна не только техническая сторона, правильный выбор программного обеспечения и оборудования, но и "человеческий" аспект: грамотное планирование работ, налаживание взаимодействия между исполнителями проекта, управление большим коллективом.

Выполнить все условия контракта стало во многом возможным благодаря слаженной работе проектной команды. Среди главных стратегических задач, решенных её силами, можно перечислить:

  • Координация работ по интеграции. Успех начатых работ напрямую зависел от налаженности процесса взаимодействия структурных подразделений ОАО "ОПТИМА", Компании ISS и Заказчика, а также сотрудников таможенных органов на местах. Между участниками проекта был налажен процесс информирования обо всех деталях и особенностях внедрения Системы, оперативного предоставление необходимых данных для интеграции систем и других видов работ.
  • Логистика проекта. Условия контракта предусматривали одновременную инсталляцию Системы в десятках удаленных на тысячи километров друг от друга таможенных постах и доставку оборудования непосредственно в пограничные пункты пропуска. На поставку оборудования были отведены предельно сжатые сроки – менее одного месяца. Успешное решение этой непростой задачи (с учетом уже упомянутых трудностей из-за состояния дорог, значительной удаленности АПП от основных населенных пунктов) стало возможным благодаря строгой организации логистики проекта.
  • Общая организация и контроль работ. При вводе в эксплуатацию Систем в указанные сроки на 61 пункте пропуска было решено организовать взаимодействие с компаниями-партнерами ISS. ОАО "ОПТИМА" были налажены контакты с каждой из этих организаций, расположенных в различных регионах России. Кроме того, была создана группа специалистов ОАО "ОПТИМА" для обучения и консультирования сотрудников таможенных органов. Также необходимо отметить усилия сотрудников логистики и складского комплекса ОАО "ОПТИМА". Выбранный способ организации на деле показал свою эффективность - все обязательства перед Заказчиком были выполнены качественно и своевременно.
  • Решение текущих проблем. Масштаб проекта обусловил остроту повседневных проблем, каждая из которых требовала быстроты реагирования и обязательного решения. Так, например, когда на пункте пропуска в Приморском крае возникли трудности распознавания номеров автомобилей Китая, потребовалось оперативно предоставить разработчикам Компании ISS их образцы. Подобные нюансы сопровождали процесс внедрения на каждом конкретном объекте, не уделять им внимание значило ставить под сомнение удачное завершение всего проекта. Налаженные связи с представителями таможенных органов на местах, внимание ко всем деталям внедрения Системы во многом позволили выполнить все обязательства ОАО "ОПТИМА" в рамках контракта с ФТС России.

В целом результаты работ, выполненных в рамках данных проектов, продемонстрировали высокую квалификацию и ответственность всех участников проекта.

После ввода в эксплуатацию Система непрерывно совершенствуется. В начале 2009 года выпущены обновления программного обеспечения. В рамках выполнения гарантийных обязательств (два года после ввода Системы в эксплуатацию) сотрудниками ОАО "ОПТИМА" проводятся профилактические работы по проверке работоспособности оборудования и программного обеспечения Системы, инсталляция и настройка обновлений программного обеспечения, дополнительная подготовка должностных лиц таможенных органов порядку и правилам эксплуатации оборудования и программного обеспечения Системы. По вопросам эксплуатации Системы оказывается всесторонняя техническая поддержка.

www.Secuteck.Ru по материлам компании ISS (www.iss.ru)