Общественные организации "Деловая Россия", Российский союз промышленников и предпринимателей, а также Торгово-промышленная палата обратились к правительству с требованием вернуть к обсуждению так называемый четвертый пакет поправок к закону "О защите конкуренции", предложенный Федеральной антимонопольной службой России (ФАС). По мнению предпринимателей, ФАС излишне контролирует малый и средний бизнес, зачастую не замечая при этом нарушений монополистов. Одна из проблем чрезмерного давления на малый бизнес – "палочная" система оценки эффективности работы ФАС.
ФАС "кошмарит" малый бизнес
Представители "Деловой России" выступили против губительных для бизнеса, на их взгляд, новых поправках к закону "О защите конкуренции". Они заявляют, что большинство поручений премьер-министра Дмитрия Медведева относительно защиты конкуренции и малого и среднего бизнеса ФАС в своих поправках проигнорировала.
Правительство уже трижды возвращало законопроект на доработку и вновь получило его обратно, причем без тех изменений, которые ожидало увидеть деловое сообщество.
"Наша антимонопольная служба – самая большая в мире и самая загруженная, – говорит сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей России, член рабочей группы по развитию конкуренции экспертного совета при правительстве РФ Алексей Ульянов. – И мы видим парадокс: чем меньше дел, тем лучше конкуренция, и наоборот. При этом до 90% всех дел ФАС, по нашим оценкам, направлены против предприятий малого и среднего бизнеса. Больше половины из всех оспоренных в суде решений ФАС – это тоже дела против малого бизнеса. И, судя по решениям суда, возбуждены они неправомерно. Получается, что ФАС России – служба по борьбе с малым бизнесом. И получается, что она против конкуренции, а не за нее".
По данным Национальной ассоциации института закупок (НАИЗ), с 2006 года по 2012-й число дел ФАС увеличилось с 4187 до 10 000. При этом из опроса предпринимателей выходило, что ситуация с конкуренцией за тот же период не улучшилась, а даже стала хуже.
Предприниматели приводят яркие примеры дел ФАС против предпринимателей. Молкомбинат "Пензенский" был признан виновным в дискриминации крупнейших в стране сетей супермаркетов X5 Retail group и "Ашан". Дискриминация заключалась в том, что компания предоставляла местным магазинам больше скидку, чем этим, хотя сами ритейлеры и не возмущались, то есть возбуждение дела – инициатива самой ФАС.
Маслянский хлебокомбинат был оштрафован за непредставление информации на 300 тыс. рублей, что сопоставимо с его месячным фондом заработной платы и коммунальными платежами за два месяца вместе взятыми. Два индивидуальных предпринимателя из Горно-Алтайска были обвинены в картельном сговоре за установление одинаковой цены в 50 рублей за прокат своих надувных батутов (у других было дороже). Есть и вовсе абсурдный случай: таксист из Костромы был оштрафован за оскорбление хлеба. Он на лобовом стекле разместил рекламу: "Если в слове "хлеб" сделать четыре ошибки, получится "такси"".
"При этом с доказыванием вины предпринимателей ситуация плачевная, – говорит Вадим Новиков, антимонопольный экономист Российской академии народного хозяйства и государственной службы. – Мы проанализировали статистику за прошлый год: в 95 делах из 100 вообще не упоминаются какие-либо доказательства. А таковыми могут быть анализ рынка, ссылка на статистику или заключение экспертов. Даже простые опросы населения проводились в 1% дел. Только в 3% случаев были ссылки на мнение экспертов".
Такое некачественное производство дел эксперты связывают с их большим количеством. Предприниматели приводят статистику: число сотрудников антимонопольной службы в России – более 3 тыс., в то время как в США – 1 тыс., а в странах ЕС – всего 749. Количество рассматриваемых дел в России в четыре раза больше, чем в США.
"Есть такой анекдот, – пошутил Вадим Новиков. – Директор спрашивает на собеседовании соискателя-секретаря: "Правда, что вы печатаете тысячу знаков в секунду?" "Правда, – отвечает та. – Но если честно, такая ерунда получается"".
Главная причина чрезмерного количества дел против малого бизнеса и ничтожного против крупного – в так называемой "палочной" системе оценки эффективности.
"Чем больше дел возбудил, решений вынес, тем больше получаешь, – говорит Вадим Новиков. – А зарплаты низкие в ФАС, вот они и наперегонки возбуждают дела, причем против мелких компаний, которые имеют мало ресурсов для защиты в суде и не идут туда в основном. В ФАС же понимают, что в крупных компаниях есть юристы, которые легко отобьют претензии, им надо больше времени уделять".
Чтобы изменить ситуацию, предприниматели предлагают сократить плановые показатели ФАС по числу возбужденных дел в десять раз и отменить "палочную" систему оценки.
"Мы хотим помочь самой антимонопольной службе, чтобы они не были завалены этими делами и больше внимания уделяли качественному контролю за реальными монополиями, картелями, – говорит Сергей Габестро, член генерального совета "Деловой России", генеральный директор НАИЗ. – А малый бизнес и средний мы предлагаем вообще освободить от антимонопольного регулирования. А то предприниматели слышат по телевизору от власти о новых мерах поддержки, а на деле видят усиление давления. ФАС в принципе понимает нашу озабоченность, у нас есть с ними диалог, мы предложили свои поправки, но что получится в итоге – ни мы, ни сама ФАС не знаем пока".
"Конечно, основная причина излишнего давления ФАС на малый бизнес в системе количественных показателей, которую надо отменять, – говорит вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. – Но, с другой стороны, не думаю, что все дела и решения по малым предприятиям безосновательны. Например, есть случаи, когда в загсах родственникам запрещают фотографировать новобрачных, вынуждая обращаться за очень дорогими услугами своего фотографа. Это же чистый воды сговор, и никто кроме ФАС не уполномочен его пресечь. Или торговцы на рынке по сговору устанавливают одинаково высокие цены на товары, которых нет поблизости. На это тоже нельзя закрывать глаза".
Инструменты для монополий и рейдеров
Больше всего бизнес-сообщество пугает введение для обязательного исполнения правил торговой практики. Это принципиальная новелла, которую ФАС пытается внедрить уже много лет. Правила должны содержать характеристику товара, принципы определения цены и оплаты, объемы реализации, условия контрактов и типовые контракты. Если компания, занимающая доминирующее положение на рынке (более 75%), нарушила в чем-то антимонопольное законодательство, ее обяжут разработать такой свод правил и четко ему следовать. Это, по мнению "Деловой России", ущемит права мелких предпринимателей, а крупным компаниям поможет даже повысить цены.
"Яркий пример – "Уралкалий", ФАС на нем и других крупных компаниях тестировала правила торговой практики, – говорит Алексей Ульянов. – В итоге если до принятия правил цены "Уралкалия" для российских компаний падали при падении мировых, то после их принятия падать перестали, в то время как на внешнем рынке снижались. А ведь ФАС им согласовала правила. Это говорит о том, что крупные компании всегда напишут такие правила в свою пользу, и есть подозрение, что, возможно, для них это и вводится. А вот для мелких компаний последствия могут быть и печальные: не будет гибкости в ведении бизнеса, не будет инноваций торговых и прочее".
Предприниматели считают, что эти правила могут создать коррупционный риск: одним правила сделают жесткими, другим могут потрафить. Предписание о введении правил ФАС может дать не только после рассмотрения дела и установления нарушения, а даже после рассмотрения ходатайства компании-конкурента. Кроме того, новелла ФАС предполагает обязательную публикацию правил торговых практик. А это будет повышать вероятность картельного сговора и согласованных действий ее конкурентов.
"Такая норма противоречит международному опыту и при оценке регулирующего воздействия получила больше всего отрицательных отзывов, в том числе экспертного совета при правительстве, – говорит Николай Остарков, вице-президент "Деловой России". – Это избыточное вмешательство государства в экономику. Она затормозит введение новых коммерческих практик в компаниях".
Кабальный реестр
Одно из "больных мест" предпринимателей – Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке более 35%. Открыл первый в поселке комбинат детской одежды, и если шьешь ее больше, чем есть в местных магазинах, – ты в реестре монополистов. Это обязывает предприятие вести отдельную статистику для ФАС, согласовывать все сделки свыше 250 млн рублей. А главное, против тебя могут по любому заявлению возбудить дело по упрощенной процедуре, то есть без необходимости доказывания доминирующего положения.
"Это тоже делает предпринимателей уязвимыми перед нечестными конкурентами, которые по надуманному предлогу могут написать заявление в ФАС, а доказать недоминирующее положение – значит провести самому предприятию долгий и дорогой анализ рынка, – говорит Алексей Ульянов. – Это тоже инструмент в руках нечестных конкурентов и рейдеров".
Согласно исследованию НП "НАИЗ", проведенному совместно с РАНХ и ГС, свыше 15% числящихся в реестре компаний ликвидированы, более 60% относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом в реестре отсутствуют такие крупные компании, очевидно занимающие большую долю на соответствующих товарных рынках, как ГК "Ростех", ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация", ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "УГМК", ОАО "ФСК" и другие.
"Деловая Россия" предлагает вовсе исключить этот реестр из закона "О защите конкуренции". То же самое предписано и "дорожной картой", утвержденной правительством. Однако ФАС ограничилась лишь тем, что предложила исключать предприятия из реестра через четыре года после внесения в случае отсутствия нарушений. Предприниматели считают это полумерой.
"Аргументация за сохранение реестра сводится к необходимости контроля за "локальными монополиями". Однако при этом от 50% до 90% субъектов естественных монополий, внесенных в реестры ФСТ по тепловодогазоснабжению, отсутствуют в реестре ФАС России, – говорит Вадим Новиков. – Что же касается такой аргументации в пользу сохранения реестра в целях контроля экономической концентрации, то случаи, когда ФАС России отказала в согласовании сделки по ходатайству, представленному на основании наличия одной из компаний в реестре, чрезвычайно редки".
Правительству предлагают правила игрыПроектом поправок предлагается ввести дополнительное регулирование деятельности монополий. Правительство по представлению федерального антимонопольного органа будет вправе установить правила недискриминационного доступа к публичным товарам компаний. Речь идет, например, о такой ситуации, когда нефтяные компании продают всю партию вновь выработанного топлива нескольким избранным трейдерам. А другие несколько десятков вынуждены покупать только у имеющих право первого доступа компаний, что сказывается на повышении цены. Так вот правительству предлагается своим указом устанавливать "правила игры" для каждой крупной компании.
"Порядок установления правил недискриминационного доступа, в отличие от правил "торговых практик", детально регламентированы, что снижает коррупционные риски, – говорит Алексей Ульянов. – Но в проекте закона не приводится обоснование необходимости распространения регулирования, применяемого для субъектов естественных монополий, на компании, занимающие доминирующее положение. Также непонятно, почему ФАС России не может по заявлению пострадавших компаний повлиять на монополиста".
Проектом поправок также предлагается ликвидировать норму закона, позволяющую соглашения компаний о совместной деятельности (в том числе по ценам), если их результатом является совершенствование производства и получение покупателями выгод, соразмерных с выгодами участников соглашений.
"Задача привлечения инвестиций в высокотехнологичные отрасли российской экономики является приоритетной, поэтому исключение нормы о допустимости соглашений о совместной деятельности представляется нецелесообразным, – говорит Ульянов. – В этой части проект поправок может привести к сокращению притока иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли, темпов экономического роста, затормозить модернизацию российской экономики".
В целом "Деловая Россия", РСПП, ТПП требуют вернуть на обсуждение с бизнес-сообществом так называемый четвертый проект поправок ФАС и учесть в нем поручения премьер-министра по внедрению предложений, подготовленных деловым сообществом.
"В самом деле, куда мы спешим? – недоумевает Сергей Габестро. – У нас в год принимается до 500 законов, так что мы не все успеваем отследить и прочесть. А поправки судьбоносные для бизнеса, поэтому не видим основания торопиться. Подчеркиваем: у нас налажен конструктивный диалог с антимонопольной службой, и предлагаем его продолжить".
Предприниматели предлагают следующее:
– Предприятия малого бизнеса не должны признаваться монополистами вообще.
– Все соглашения субъектов малого и среднего бизнеса допускаются.
– Все соглашения компаний с маленькой долей рынка (до 20%) допускаются.
– Обязать ФАС проводить и публиковать анализ рынка в каждом решении.
– Исключить возможность возбуждения дел по ущемлению интересов не только физических, но и юридических лиц.
– Отменить реестр компаний, занимающих преимущественное положение на рынке.
– Либерализировать контроль слияний (освободить от необходимости согласования всех сделок внутри группы лиц, приобретение среднего бизнеса с активами до 1 млрд рублей, небольших компаний крупными иностранными фирмами).
– Отменить "палочную" систему оценки эффективности работы ФАС.